Урок экологии по теме "Экосистема". 6-й класс

Разделы: Экология

Класс: 6


Последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознанно на мировом уровне.

Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, “ экологизация” всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания.

Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и школе. Педагогам и родителям предстоит заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.

Экологическое образование должно решать следующие задачи:

– учить понимать взаимосвязи в природе; понимать, что природа– это непреходящая ценность, среда обитания и дом человека;
– развивать потребность общаться с природой, наслаждаться ее красотой и величием;
– овладевать практическими знаниями и умениями, позволяющими правильно строить свои взаимоотношения с природой.

Данный урок разработан по изучению темы “Экологическая система в 6-м классе”.

К новой теме дети подводятся постепенно. Начинается урок с разгадывания кроссворда, где ключевым словом является слово экология. Дети четко должны усвоить, что экология – это наука о взаимодействии живых организмов со средой обитания. Так же идет повторение основных групп-царств живой природы (их 6) и основных сред жизни (их 4). В ходе урока повторяются основные экологические факторы, которые влияют на жизнедеятельность живых организмов, живущих в той или иной среде обитания.

На уроке вводится новое понятие – экосистема, которое знать очень важно, так как на этом определении держится вся наука экология. Важно разъяснить, какая совокупность может возникнуть между живыми организмами и неживыми компонентами среды обитания и как они вовлекаются в круговорот обмена веществ. Дается так же понятия как микроэкосистема, мезоэкосистема, макроэкосистема. Объясняется, что одна экосистема входит в другую, и существовать одна без другой не может. Природная экосистема устойчива, если в нее не вмешивается человек.

Во время урока используются игровые и информационно-коммуникационные технологии, что немало важно, так как это дает основание для лучшего представления и запоминания изученного нового материала.

Цели и задачи урока:

  • Повторить основные понятия экологии.
  • Дать новое понятие экосистемы.
  • Развивать мышление, речь, внимание.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому.

Ход урока

I. Разминка (повторение).

А). Сегодняшний урок начнем с разгадывания кроссворда. В кроссворде есть ключевое слово, но свое действие оно начнет тогда, когда будут отгаданы все слова.

 

1). Во дворе – шест, на шесте – дворец,
во дворе – певец, а зовут его ....

(скворец)

2).Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет –
Крохи собирает.
В полях ночует
Коноплю ворует.

(воробей)

3). "Домашний" добытчик меда.

(пчела)

6). Стоит Егорка,
В красной ермолке.
Кто не пройдет –
Всяк поклон отдает.

(земляника).

4). Не зверь, не птица,
Нос как спица.
Летит – пищит,
Сядет – молчит.
Кто его убьет – свою
Кровь прольет.

(комар).

5). Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает.
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает

(снегирь).

 

7). Стучу – голова болит,
А не стучу – голодный.

(дятел).

– Хорошо!

Б). Какое же получилось слово?

– А что такое "экология"? (Наука о взаимодействии живых организмов со средой обитания).

– Назовите группы живых организмов: (6 групп).

– Сколько мы выделяем сред обитания? (3).

– Назовите. Хорошо!

Картинки. Теперь посмотрите сюда. У меня две картинки. Одна и та же это среда обитания? Или нет? (Водная). У меня есть изображение живых организмов, попробуйте заселить данные объекты живыми организмами.

(лягушка, рыба,
щука, тростник)
(дельфин, звезда,
акула, водоросли)

– Почему произошло такое расселение? (Различные экологические факторы).

– Что это такое?

– Что относится к свойствам экологических факторов?

– А что должен уметь каждый живой организм, чтобы жить в той или иной среде обитания? (Приспосабливаться). Назовите некоторые приспособительные признаки у живых организмов.

– Кто может подтвердить стихотворением?

... Ты зачем такой колючий?

-Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

– А как вы думаете, кто из живых организмов лучше и быстрее приспосабливается к тем или иным факторам? (Человек). Действительно.

Итак, мы все приспособленцы.
Умеем жить и процветать.
Чтоб охладиться и согреться –
Ушами хлопать и дрожать.
Мы заселили континенты.
Пустыни, горы и леса,
И, как разведчики – агенты,
Вписались в нужные места.
Разнообразен мир наш, братцы!
Но человек живет везде.
Так что не стоит сомневаться:
Ты, адаптирован к среде!

II. Физминутка. "На внимание".

III. Сообщение темы урока.

Сегодня мы познакомимся еще с одним понятием экологии. Экосистема или экологическая система. На этом определении стоит, как на фундаменте, вся экология.

Название это предложил в 1935 г. Английский ученый А. Тенсли.

Под экосистемой понимают совокупность живых организмов и неживых компонентов среды обитания, между которыми происходит круговорот веществ.

– Что значит совокупность? (связь, множество)

– Что значит неживых компонентов среды обитания? (свет, тьма, минеральные вещества, газы и т.д.)

Но между живыми организмами должен обязательно происходить круговорот, т.е. обмен веществ.

Растения, например, существуют только за счет солнечной энергии, поступления кислорода и углекислого газа, минеральных веществ. Но запасы всего этого пополняют те же растения: они выделяют в воздух кислород, а, отмирая, постепенно разлагаются до воды, углекислого газа и минеральных веществ. Таким образом, и получается круговорот.

Такие кольца круговоротов могут быть очень широкими, а могут быть совсем узкими в каком-то маленьком ограниченном месте.

Например, любое озеро с его водорослями, рыбами, мелкими водяными жучками, пиявками, бактериями, и даже песком и камешками на дне – экосистема, и в ней идет свой круговорот.

Какой-нибудь старый гнилой пень в лесу – тоже маленькая экосистема (микроэкосистема). Населяющие его личинки, жуки короеды – питаются сгнившим деревом. Разлагают его на мельчайшие частички, т.е. труху. А на ней, как на почве, вырастают какие-нибудь грибы, например опята.

Но эта замкнутость (маленьких экосистем) не слишком большая. Прилетела птица, выклевала часть насекомых пня. Или человек проходил мимо и собрал кучку грибов (опят). Вот и ушла на сторону часть продуктов маленькой экосистемы. Чтобы восполнить ее, нужен приток продуктов извне.

А большая экосистема – например, лес – питает себя почти целиком сама и существует устойчиво и долго.

Ну что же подведем итог. – Найдите доказательства круговорота и взаимодействия живых организмов.

Такая устойчивая экосистема – когда один живет за счет другого, пополняя экосистему неживыми компонентами может существовать при одном условии.

– Как вы думаете, при каком? (если не вмешивается человек).

Наглядно экосистему можно представить в виде куклы неваляшки. Если в экосистеме все круговороты проходят так как нужно в природе, то она находится в равновесии. Но если происходит какое-либо нарушение (влияние человека, пожар, стихийное бедствие и т.д.), то равновесие нарушается. Конечно, большие экосистемы иногда с трудом могут самовосстанавливаться, хотя для этого может понадобиться очень много времени (возможно десятки, сотни, а то и тысячи лет). А вот некоторые – так восстановиться не могут. И тогда на помощь должен прийти человек, но обязательно с добрыми намерениями. Так исчезают с лица земли чистые реки, пруды, озера, моря. Исчезают "легкие планеты" и т.д.

IV. Итог,

– С каким новым понятием познакомились сегодня?

– Что это такое?

– Что может быть экосистемой?

V. Оценки

V. Домашнее задание.

Нарисовать любую экосистему (фрагмент).