Урок русского языка "Неопределенная форма глагола". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Цель урока:

  1. Познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой.
  2. Развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений.
  3. Учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме.
  4. Развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись.
  5. Прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку.
  6. Воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?

II. Чистописание.

- Запишем число, классная работа, сочетания букв: ть, ти, чь инфинитив.

- Почему их написали? Где они нам могут встретиться? Что знаете о новом слове? (Предположения детей.)

III. Актуализация знаний о глаголе.

1. Интервью.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- Что вы больше всего любите? (Люблю действовать.)

- Что вы больше всего не любите? (Не люблю предлоги и известную всем частицу.)

- Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята.
На «десятку» знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи пойдёт речь на уроке?

- Конечно же – это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала? (Потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё.)

2. Составление схемы.

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?

- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?

- Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?

- А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим...

IV. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

- Прочитайте написанные на доске слова: выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти.

- Найдите в них общее. (Глаголы, все слова имеют безударную гласную.)

- Какие можете назвать различия? (Число, с приставками и без приставок, время.)

- Распределите данные слова по временам: п.в., н.в., б.в. (1 у доски, остальные на листочках).

- Проверяем.

- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?

- Слова «решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?

- Какая перед нами возникла проблема?

- Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения ...

- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке? (Глаголы, у которых нельзя определить время и число.)

- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.

- Чему хотите научиться на уроке?

- А где мы можем узнать о новой форме глагола?

- А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?

V. Изучение нового материала.

- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя.) Число? (Число также нельзя определить.)

- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)

- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)

- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.

- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока? (Неопределенная форма глагола.)

- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами.)

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный».

Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Записать глаголы в неопределенной форме.

  • Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.

- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? (Имеют окончания: -ти, -ть и оканчиваются на -чь.)

- Кто попробует сделать вывод ?

- Откройте учебники на стр. 180, прочитайте вывод.

- Что можете сказать? Какое противоречие вам встретилось? (Суффикс ... .)

Существует две школы – мы придерживаемся Московской школы...

Такие глаголы имеют 3 названия.

- Какое из этих названий вам незнакомо? (Инфинитив – лат. слово «неопределённый». Почему эта форма глагола называется неопределённой?

- Для чего нам нужны эти знания?

VI. Физкультурная минутка для глаз.

VII. Закрепление изученного материала.

1. Упр. 413 с.181 (4 ученика самостоятельно).

- Какие глаголы мы писали?

2. Игра «Будь внимателен!»

(Коллективно.)

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

  • Зарубить на носу. (Запомнить.)
  • Клевать носом. (Дремать.)
  • Пропустить мимо ушей. (Прослушать.)
  • Вставлять палки в колёса. (Мешать.)
  • Делать из мухи слона. (Преувеличивать.)
  • Обвести вокруг пальца. (Обмануть.)
  • Держать язык за зубами. (Молчать.)

3. Карточка.

(Индивидуально 3 человека.)

Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы. Подчеркнуть глаголы.

Полезные советы.
Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

VIII. Итог урока.

- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Какие окончания имеют данные глаголы?

- Почему эти глаголы так названы? (Не указывают на время и число).

- Что заметили на схеме?

- Как понимаете слово «инфинитив»?

IX. Рефлексия.

- Какое открытие вы для себя сделали?

- Интересно ли вам было на уроке?

- С каким настроением вы работали?

- Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?

- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.

X. Домашнее задание.

  1. Выписать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы.
  2. Упр. 417, составить два предложения.