Формирование основ безопасного поведения детей с 3 до 7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время в нашем ДОУ большое внимание уделяется формированию основ безопасного поведения. Это становится актуальным в связи с увеличение ДТП, пожаров с участием детей. И наша задача научить детей безопасному поведению, как дома, так и на улице. В интеграции с “Программой воспитания и обучения в детском саду” мы используем программу “Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста” О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, Н.Н.Авдеева. Для обеспечения успешной работы по данным программам коллектив ДОУ №19 “Светлана” создал следующие педагогические условия как:

– согласование разделов “ОБЖ” и программы воспитания и обучения в детском саду;
– изменили в группах садового возраста развивающею среду согласно программе Р.Б. Стеркиной;
– планирование последовательности освоения содержания;
– отбор доступного детям содержания программного материала по ОБЖ.

Работа по теме “Безопасное поведение” начинается со второй младшей группы со второго полугодия учебного года (в программе Р.Б. Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраст” со старшего дошкольного возраста). И поэтому мы разработали учебные задачи, по каждой возрастной группе усложняя в зависимости от возраста.

Вторая младшая группа: знакомить с видами транспорта, знать название города, в котором живут, знать имена своих родителей и близких родственников. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение светофора.

Средняя группа: расширять представления о видах транспорта, закреплять знания правил дорожного движения, знакомить с названиями улиц города, в котором живем.

Старшая группа: знать свой домашний адрес, учить соблюдать правила дорожного движения, технику безопасности (игры с огнем, электроприборами, колющими и режущими предметами), точно знать номера милиции, скорой помощи, пожарной части.

Подготовительная группа: знакомство с адресом детского сада, учить пользоваться планом помещения, продолжать учить правила дорожного движения.

Исходя из задач, на основе реализуемых программ разработали план работы, где каждый раздел согласован с возрастными особенностями детей. В план работы обязательным пунктом включили проектную деятельность.

(Пример) План работы по проекту “Академия безопасности” для старшей и подготовительной группы по теме ПДД

Мероприятия Срок Ответственный
1 2 3
Комплектация команды тренеров Июнь Заведующий, старший воспитатель
Инструктаж “Правила поведения на дорогах”   Заведующий
Подготовка методического материала Июнь — август Старший воспитатель
Изготовление атрибутов к играм Июнь Воспитатели
Изготовление дорожных знаков, светофоров   Воспитатели
Разметка площадки   Заведующий
Разработка учебных пособий для занятий, игр   Старший воспитатель
Пошив формы инспекторов и регулировщика дорожного движения   Воспитатели
Оборудование макета учебно-тренировочного проекта   Воспитатели, старший воспитатель
Выставка методического материала   Старший воспитатель, воспитатели, тренеры
Минутки безопасности Июнь — август Воспитатели
Чтение произведений о правилах дорожного движения   Воспитатели
Развлечение “Путешествие в страну дорожных знаков” Июль Музыкальный руководитель, воспитатели
Неделя безопасности   Старший воспитатель, воспитатели, инспектор ГИБДД
Экскурсия по микрорайону с посещением мест, наиболее опасных с точки зрения ПДД   Родители, воспитатели
Заучивание стихотворений В течении года Воспитатели
Игры – соревнования В течении года Физ.инструктор
Работа по макетированию    
Конкурс творческих работ “Ситуация на дорогах” Август Воспитатели, родители
Конкурс рисунков на асфальте “Красный, зеленый, желтый” В течении лета Воспитатели
Тестирование “Как мы знаем ПДД” Май Старший воспитатель

В течении года в планы работы вносятся коррективы. Мы сделали блочное планирование занятий с с проведением итогового развлечения или праздника.

Для родителей по теме безопасность созданы паки – передвижки, информационные стенды.

В рамках работы с родителями и детьми проводились следующие мероприятия:

  • встречи с участием инспекторов Государственной инспекции безопасности дорожного движения и пожарной части;
  • дни открытых дверей “Мы знаем правила дорожного движения”, “День здоровья”; “Неделя театра”;
  • лекции и консультации “Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма”, “Правонарушения на дороге”, “Шалость детей с огнем”, “Основные причины возникновения пожаров и их предупреждение”, “В здоровом теле – здоровый дух”, “Защита ребенка в правовых документах”;
  • просмотр видеофильмов: фрагментов занятий, праздников, игр на подиуме-макете, в автогородке;
  • распространение памяток “Действия при возникновении пожара, порядок вызова пожарной охраны”;
  • оформление стендов “Безопасность вашего малыша”-для родителей старшего и младшего возраста, “Ребенок и дорога”, “Островок безопасности”, “Я с дорогою дружу”, “Выбираем няню”;
  • выставки дидактических пособий, игр, поделок, художественной и методической литературы, детских работ “На дороге не зевай!”;
  • выставки и презентации совместных художественно-творческих работ: плакаты “Не шути с огнем”, “Учим детей правилам дорожного движения”, “Улица полна неожиданностей”; макеты “Транспорт будущего”, “Здоровый образ жизни”;
  • эстафеты безопасности: подвижные и интеллектуальные игры с участием детей и родителей;
  • праздники и развлечения “В гостях у доктора Пилюлькина”, “Папа, мама, я – здоровая семья”, “Веселый праздник на воде”;
  • театрализованные постановки, иллюстрирующие основные правила безопасного поведения.

В каждой группе оборудованы уголки безопасности с макетами улиц, дидактическими играми и наглядными материалами.

Это сложная и не очень интересная детям тема, поэтому максимально использовали творчество как детей так и педагогов.

Очень яркое проявление творческих способностей проявляется на занятиях музыки, ИЗО деятельности, частью которых является тема безопасность. Большая роль отводится коллективным работам, где каждый ребенок вносит в работу свою лепту, и в результате получается единая картина мира. В течении нескольких лет мы используем в коллективный метод работы в развитии творческих способностей при изучении ОБЖ на занятиях и в свободной деятельности. И на наш взгляд это наиболее эффективный способ развития творческих способностей детей и овладение содержанием темы.

Так на занятиях по ИЗО деятельности и лепке дети рисуют улицы, перекрестки, все то, что связанно с ПДД и пожарной безопасностью, здоровым образом жизни поведением с чужими людьми. Затем на музыкальном занятии обыгрывают те ситуации, которые нарисовали или вылепили.

Все праздники и развлечения в течении года мы так же связали с темой “Безопасность дошкольника”. День знаний провели в виде малых олимпийских игр – что входит в раздел программы “Здоровый образ жизни”.

Осеннее развлечение по ПДД “Незнайка на улицах города”, дети исполняли роли сказочных героев и в ходе игры знакомились с правилами поведения на дороге.

В ходе “Недели здоровья”, дети познакомились с доктором Пилюлькиным, которяый рассказал им о здоровом образе жизни, о полезных продуктах, вредных растениях. После чего дети зарисовали то, о чем рассказал им доктор.

Традицией нашего детского сада является “Недели театра”, которую мы тоже связали с темой ОБЖ– детьми были поставлены спектакли “Вкусное молоко”, “Доверчивый ежик”, “Теремок”. Таким образом на занятиях по ИЗО деятельности, аппликации, лепке, при постановке спектаклей, созданию театральных кукол дети преодолевают робость, становятся более уверенными, у детей появляется интерес к театру, при этом знакомятся и успешно усваивают правила безопасного поведения, что является для нас самоцелью.

Таким образом, дети осваивают правила безопасного поведения не назидательно, а в игровой форме, что дает отличный результат.