Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Разделы: Начальная школа


Цель урока. Знакомство с письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

Задачи урока:

  1. Личностные: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, воспитывать активную личность.
  2. Предметные: познакомить детей с письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями; углублять знания детей в выбранной предметной области; формировать информационную культуру учащихся; развивать правильную математическую речь, творческие способности, логическое мышление учащихся; развивать познавательные процессы.
  3. Метапредметные:

Познавательные: поддерживать научно-исследовательский интерес; учить использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач; учить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; учить осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

Регулятивные: учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; учить самостоятельному учёту выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; обучать навыкам самоконтроля, самооценке; научить учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и интересы; учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Оборудование урока:

  • Опорные картинки “Слушать и слышать”, “Очки”.
  • Карточки с ответами математического диктанта.
  • Ребус “Наука”.
  • 4 примера на умножение с разными ответами, решение их в столбик для проверки.
  • Слова алгоритма.
  • Числовой кроссворд.
  • Карточка-задание для групповой работы.
  • Магниты для каждого.
  • Смайлики.
  • Проигрыватель.

Ход урока

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание! Вновь прозвенел звонок.

Садитесь по-удобнее. Начнем сейчас урок.

2. Разминка.

Подготовка учащихся к работе на уроке. С.Востоков “Не умею”.

Танцевать я не умею,
И стихов я не пишу,
Самолётики не клею,
За футболом не слежу,
Не умею петь я басом
И из глины не леплю,
Но зато один из класса
Я ушами шевелю.

– Верите ли вы, что герой этого стихотворения заявляет это серьёзно? Почему? Вывод: В каждом человеке есть что-то хорошее, каждый что-то умеет.

– Терпенье и труд – (Всё перетрут)

– Гриб в горошек (Мухомор)

– Дыня весит 6 кг и ещё половину. Сколько весит дыня?(9кг)

– Что вешают, приходя в уныние? (Нос)

– Если женщина графиня, то мужчина – (Граф)

– Расстояние, пройденное за единицу времени – (Скорость)

– С чего начинается математика. (С буквы М.)

– Мы начинаем с математического диктанта.

3. Актуализация знаний.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Открыли тетрадь, записали число, классная работа. Учитель задает вопросы, дети записывают ответ с указанием величины.

– Вес камчатского моржа 2 тонны. Сколько это килограммов?

– Палтус – это рыба. Она живёт до 3 веков. Сколько это лет?

– Северные олени ценны как транспортные животные. Они развивают скорость до 15 км/ч. Какое расстояние могут преодолеть за 5 часов?

– Камчатка богата лекарственными растениями. Для аптеки собрали 20 кг можжевельника, а зверобоя на 8 кг меньше. Сколько собрали зверобоя? Вырази полученное число в граммах.

– Самолёт ИЛ-86 из Москвы до Петропавловска-Камчатского преодолевает в среднем за 9 ч расстояние в 8100 км. С какой средней скоростью он летит?

– Скорость моторной лодки 15 км/ч. Сколько времени ей понадобится, чтобы преодолеть расстояние в 60 км?

– Высота Корякского вулкана 3км456м. Сколько это метров?

На доске: 2000 кг, 300 лет, 75 км, 12000 г, 900 км/ч, 4 ч, 3456 м.

– На какие группы можно разделить ответы? Назовите их. (Единицы массы, времени, скорости, длины).

– Все ли числа можно назвать величинами? Почему?(Их можно измерить, сравнить.)

– Придумайте задачу на движение? Составьте обратные.

– Что можно сказать об этом числе?(12000 – Пятизначное, чётное, круглое, отсутствуют единицы 1 класса, 1 единица 5 разряда,2 единицы 4 разряда и т.д.)

– Назовите самую большую единицу длины, самую маленькую.

Отгадайте ребус.

– Что для математика? (Точная важная наука)

Известный французский писатель Оноре де Бальзак говорил: “Ключом для всякой науки является вопросительный знак”. Как вы это понимаете?

4. Постановка учебной задачи.

Внимание. У нас тоже возник вопрос. Какое задание получили дети?(Учитель показывает 4 примера с разными ответами, запись “столбиком”).

– Детям предложили умножить на трёхзначное число, в котором единицы и десятки отсутствуют.

532*300 = 1596, 532*300 = 15960, 532*300 = 86500, 532*300 = 159600

Вы удивлены? Почему? Над каким вопросом подумаем? Ваши предположения. Задание одно, выполняется оно по-разному. И ваши предположения тоже не одинаковы. Появилась проблема. Давайте её исследуем.

5. Поиск решения.

Формулировка правила. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

– Какие вычисления мы уже умеем выполнять практически без ошибок? (Умножать на однозначное число, умножать на 10,100, 1000)

– Вспомните алгоритм записи и решения умножения на однозначное число?

На доске появляются слова алгоритма:

  • Пишу
под единицами
  • Умножаю
Единицы, десятки, сотни, единицы тысяч,десятки тысяч, сотни тысяч
  • Читаю ответ
 

– Посмотрите на эти числа. Что появилось в них? (Число стало трёхзначным)

– Исходя из имеющихся у нас знаний, какие будут предложения?

– Как мы можем представить число 300 двумя множителями?(300 = 3*100, сначала мы умножим на 3, а потом на 100)

– А если бы детям предложили умножить не на 300, а на 30, 3000 (30=3*10, 3000=3*1000)

  • Пишу
под единицами а*10 а*100 а*1000
  • Умножаю
Единицы, десятки, сотни, единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч Умножаю на 10, 100, 1000
  • Читаю ответ
   

– Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? Чем мы будем заниматься? (Умножать на числа, оканчивающиеся нулями) – Как будем записывать в строчку или в столбик? (Записывать в столбик) – Это устные или письменные приёмы? (Письменные приёмы.)

Тема сегодняшнего урока “Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями”.

6. Первичное закрепление.

Правильность и осознанность усвоения нового учебного материала.

На доске составлен числовой кроссворд из 8 строчек.

  1. 588*70= 41160
  2. 647*30=19410
  3. 218*3000=654000
  4. 5406*30=162180
  5. 258*400=103200
  6. 3007*60=180420
  7. 8095*20=16190
  8. 207*300=62100

С 1 по 4 решаем с комментированием, с 5 по 8 – самостоятельно с взаимопроверкой.

В выделенном прямоугольнике должны появиться числа 1,4,0,2,2,0,1,1.

– Что они могут обозначать? (14 февраля – День Святого Валентина. Мы тоже влюблены в науку “математика”.)

– Вернёмся к примерам, решенным учениками. (Учитель показывает запись столбиком:1 – неверная запись, 2 – умножили не на 100, а на 10, 3 – не умножали, а складывали, 4 – верно решено).Какие выражения можно сразу же отбросить в сторону и не проверять? – Где нам в жизни пригодятся такие навыки счёта?

7. Физкультминутка. Пляшущие человечки.

8. Групповая работа.

Групповое выполнение задания, требующее применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Работаем в группах. Каждой группе предлагаются одинаковые задания.

Задание. Реши задачи. В каждой строчке найди ответ, закрась его карандашом: 1 строка – синим, 2 строка – красным, 3 строка – жёлтым. Торопитесь! Не ошибитесь!

– Статистики подсчитали, что в среднем человек за день делает 20.000 шагов. А за год? (В году 365 дней) (365*20000=…)

– Скорость ураганного ветра 33 м/с. Какое расстояние он преодолевает за минуту?(33*60=…)

– Цена альбома 135 рублей. Сколько надо потратить денег, чтобы закупить 30 альбомов на класс?(135*30 =…)

6 8 4 7 3 0 0 0 0 0 0 5 4 7 9
3 7 6 2 9 8 5 1 9 8 0 7 7 7 3
2 4 0 5 0 6 3 2 1 1 1 6 8 9 0

Все группы вывешивают свои листы. Проверяем.

9. Рефлексия.

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя.

На доске с начала урока прикреплены 3 смайлика. У каждого ребёнка есть магнит.

Я понял материал урока, справился с заданием. Мне не всё понятно, в работе есть ошибки, мне нужна помощь.

Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно нужна помощь.

Дети по очереди подходят к доске и прикрепляют свой магнит там, где считают нужным.

10. Итог урока.

Задавание домашнего задания.

– Что нового узнали на уроке? Хорошо работали…. Домашнее задание на карточках.

Для слабых:

1. На ферме было 15 пятнистых и 12 рыжих коров. От каждой пятнистой коровы получали по 500 литров молока в месяц, а от каждой рыжей коровы – по 600 литров. Сколько литров молока надоили от коров на ферме за два месяца?

2. Реши:

43236:6 + 7021*30

Для сильных:

1. На ферме было 15 пятнистых и 12 рыжих коров. От каждой пятнистой коровы получали по 500 литров молока в месяц, а от каждой рыжей коровы – по 600 литров. Поставь вопрос и реши задачу.

2. Запиши и реши уравнение : Уменьшаемое 200100, вычитаемое – неизвестное число, разность равна произведению чисел 564 и 300)

– Надеюсь, что с заданием справитесь. Спасибо за урок.