Урок химии в 9-м классе "Особые свойства серной кислоты"

Разделы: Химия


УМК:

  1. Габриелян О.С.  Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.– М.: Дрофа, 2009 – 270 с.
  2. Кузнецова Л.М. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.М. Кузнецова. – М.: Мнемозина, 2009. – 272 с.
  3. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара.– М.: Вентана–Граф, 2011. – 288 с.
  4. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С.Новошинская. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2010. – 256 с.

Цели урока:

  • Образовательная: на основе знаний об ОВР сформировать понятия о специфических свойствах концентрированной серной кислоты.
  • Развивающая:  продолжить формирование умений наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять анализ, сравнение и обобщения.
  • Воспитательная: способствовать развитию личностных качеств, волевую и эмоциональную сферы.

Оборудование: на столе учителя: экспериментальная часть – штатив, круглодонная колба, разбавленная Н24, пластинка меди, концентрированная  Н24, спиртовка.

Изучение нового материала

В записках Петра I были найдены сведения об очень интересной реакции: «Фунт истёртой селитры положить в стеклянную реторту и влить по малу фунт самого чистого масла купоросного». (Презентация. Слайд 1).
– Что вам известно о купоросном масле?

Историческая справка. Термины «купоросная кислота», «купоросное масло», «серное масло», «купоросный спирт» встречается в России уже в XVII в.

– Определите вещество, являющееся объектом нашего занятия
– Что вам известно вам о серной кислоте? (Презентация. Слайд 2)

Мотивация

– Будет ли медь реагировать с раствором серной кислоты? Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?

Демонстрационный опыт учителя

В круглодонную колбу положим пластинку  меди и нальём раствор серной кислоты. Что наблюдаем? Добавим в колбу концентрированную серную кислоту и нагреем колбу. Что наблюдаем?

  • С каким противоречием мы столкнулись?
  • Уточните тему нашего урока (Особые свойства серной кислоты)
  • Сформулируйте цель нашего занятия. (Определить особые, в сравнении с другими кислотами, свойства серной кислоты) (Презентация. Слайд 3)

Прежде,  чем перейти к особым свойствам, повторим известные свойства серной кислоты (Презентация. Слайд 4)
Из перечня веществ, выберите те, с которыми реагирует разбавленная серная кислота:

  • Сера
  • Железо
  • Вода
  • Оксид углерода(IV)
  • Оксид кальция
  • Раствор соляной кислоты
  • Раствор щелочи
  • Сода

Запишите уравнения реакций (4 уравнения).
Нам известно, и мы это подтвердили уравнением реакции, что разбавленная серная кислота взаимодействует с железом. Давайте поможем Мише.

Особые свойства концентрированной серной кислоты

Взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами.

  Деятельность учителя Деятельность ученика
  Организация изучения нового материала о взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами Изучение нового материала о взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами
1. Проблемная ситуация Ребята, посмотрим (прослушаем) вопрос Миши (с целью создания проблемной ситуации) Формулирует вопрос (Презентация. Слайд 5) .
Стою на перроне. Едет товарный поезд. На стальной цистерне надпись «Концентрированная серная кислота». Я знаю, что серная кислота взаимодействует с металлами. Почему же здесь нет взаимодействия?
Что вы посоветует Мише? Ответы учащихся:
Нужно знать какие металлы и при каких условиях взаимодействуют с концентрированной серной кислотой.
2. Лабораторный опыт «Ничего не принимай на веру» (Презентация. Слайд 6) Нужно на опыте проверить какие металлы взаимодействуют с концентрированной серной кислотой.
Способы решения проблемы Выдвижение гипотез, отбор гипотез:
  • взаимодействует концентрированная серная кислота с цинком
  • взаимодействует концентрированная серная кислота с магнием
  • взаимодействует концентрированная серная кислота с кальцием
  • взаимодействует концентрированная серная кислота с железом
  Организация исследовательской деятельности учащихся по планированию и проведению лабораторного опыта Планирование и проведение лабораторного опыта по выяснению взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами с использованием инструкции (Приложение 1) лабораторного опыта и алгоритма составления электронного баланса.
На экране инструкция выполнения лабораторного опыта Объяснение выполнения лабораторного опыта и алгоритма – в случае затруднения обращаться к учителю.

Инструкция (Презентация. Слайд 7):

1. Прочитайте правила техники безопасности в обращении с кислотами (на стенде).

2. В пробирку с кислотой опустить кусочек металла на пластмассовой ложке.

3. Проведение наблюдения:

  • изменение цвета;
  • выделение газа;
  • образование осадка.

4. Уборка рабочего места лаборантом

Работа в группах (по 4 человека)

 

Выполнение работы согласно инструкции.

1 группа – взаимодействие концентрированной серной кислоты с цинком;
2 группа – взаимодействие концентрированной серной кислоты с кальцием;
3 группа – взаимодействие концентрированной серной кислоты с магнием;
4 группа – взаимодействие концентрированной серной кислоты с железом.

3. На экране алгоритм
Метод электронного баланса.
Алгоритм (Презентация. Слайд 8)   .
  • Запишите схему уравнения реакции и укажите степень окисления всех химических элементов;
  • Выпишите частицы (окислители и восстановители) изменяющие в процессе реакции степень окисления;
  • В каждой схеме проставьте число принятых и отданных электронов;
  • Составьте электронный баланс, проставив за вертикальной чертой нужные коэффициенты, что бы число обданных электронов стало равно числу принятых электронов;

(Презентация. Слайд 9 продолжение)

  • Расставьте коэффициенты, обозначенные в электронном балансе;
  • Проверьте правильность расстановки коэффициентов. Посчитайте число атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения химической реакции
Составление уравнения реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса, определение окислителя.

  Беседа с учащимися.
Какое вещество является окислителем во всех рассмотренных реакциях?
Ответы учащихся.
Концентрированная серная кислота является окислителем за счет S+6
4. Объяснение заполнения схемы учителем (Презентация. Слайд 10).
Рассмотреть расположение металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов и продукты реакции.
Заполнение схемы:

активные металлы – H2S,S, SO2 H2SO4  – средней активности и (конц.) малоактивные – SO2
L пассивные (Fe, Al, Cr)

5. Решена ли проблема?
Дополнения учителя.
Холодная концентрированная серная кислота пассирует железо, образует на поверхности защитную пленку, нерастворимую в кислоте.
Ответ учащихся.
Не все металлы взаимодействуют с концентрированной серной кислотой, железо не взаимодействует. Поэтому в стальных цистернах можно перевозить концентрированную серную кислоту

Итог урока

– Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (Презентация. Слайд 11).:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Домашнее задание.

  • § 23, стр. 136-140
  • § 29, стр. 137-139, упр. 4
  • § 20, стр. 91-92
  • § 25, стр. 111-114, упр. 2

Литература: Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова  «Книга по химии для домашнего чтения». –  М.: «Химия», 1995. –  С. 49-50