Мелодии Страны восходящего солнца. 4-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


Цели урока:

  • Воспитание художественной культуры как части духовной.
  • Осознание детьми красоты японского искусства, как нравственно-эстетической ценности на основе восприятия предлагаемых произведений.

Задачи урока:

  • формирование эмоционального отношения к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. создание условий  для самовыражения, определения чувств, мыслей, отношения к жизни;
  • развитие активного восприятия в разных видах (слушания, пения) и на основе этого обогащения представлений о музыкальном языке, его воздействии на чувства человека;
  • умение высказывать свое отношение к произведению.

Тип урока: урок-путешествие.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, презентация, наглядные пособия ( портрет композитора, форма музыки – вариации).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Построение
2. Музыкальное приветствие

II. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы с Вами совершим путешествие в страну, где пальто подает женщина, а не мужчина, где есть только слово «да», и нет слова «нет». Здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является цветом траура. Название этой страны в переводе с языка народа, проживающего в ней, Дай Ниппон, что означает Страна восходящего Солнца. О какой стране идет речь, вы уже наверное догадались?

Дети: О Японии

Слайд 1

Учитель: Японская традиционная музыка в современном понимании этого слова формировалась, как и многие другие культурные формы, под влиянием Китая, Индии, государств Европейского полуострова, стран Юго-Восточной Азии. Очень давно Япония посылала в Китай учиться музыке своих учеников, которые привезли оттуда много китайских пьес. Благодаря этому китайская музыка и японская народная музыка слились в японском «гагаку».

Слайд 2

Слово «ГАГАКУ»  означает «Изящная музыка» .Сейчас Гагаку ( придворная музыка и танец) звучит при императорском дворе, а иногда исполняется и для всех жителей Японии.

(Детям предлагается определить инструменты Японии по картинке)

Слайд 3

Слайд 4

Самый распространенный японский инструмент – кото. Он сопровождает хоровое пение или аккомпанирует певцам.

Слайд 5

Кото – низкий струнный инструмент с 13 шелковыми струнами.

– Какие новые инструменты вы еще узнали?

Дети: Лютня – бива и флейта – рютеки.

Учитель: Гармония в японской музыке отсутствует в европейском понимании этого слова, в японской музыке нет ни мажора, ни минора, ни гармонических аккордов. Мелодии звучат в пентатонике, в них много опеваний и украшений, что придает музыке изящество и грациозность.

(Демонстрация на инструменте пятиступенного звукоряда)

Японская музыка приближена к звукам природы и часто передает дуновение ветра, шум дождя, течение реки. Природу японцы не просто любят, они её обожествляют.

Учитель: Какое дерево считается священным в Японии, ребята?

Дети: Вишня (сакура)

Слайд 6

Учитель: Правильно!

Учитель: Давайте послушаем и проанализируем японскую народную песню «Вишня»

III. Вокально-хоровая работа

1. Какой характер песни?
2. Музыка одноголосная или многоголосная?
3. Какова особенность гармонии?

Учитель: А теперь давайте поучим эту мелодию и попытаемся спеть песню «Вишня».

Слайд 7

  • разобрать движение мелодии.
  • выучить со словами.

IV. Исполнение

Учитель: Как мы уже с вами поняли, для того, чтобы понимать музыку другого народа не нужно знать язык.

Слайд 8

Русский композитор Д.Б.Кабалевский побывал в Японии и был восхищен красотой розовых рощ, ему понравилась песня «Вишня». Приехав домой, он под впечатлением увиденного и услышанного сочинил «Вариации на тему японской  народной  песни «Вишня» для фортепиано.

V. Прослушивание

1. Как изменяется характер темы? Почему музыка становится драматичной?
2. Сколько вариаций?
3. Какая из вариаций ближе к теме по характеру: первая или последняя? Почему?

VI. Анализ

Дети: Музыка стала звучать более напряженно и драматично.

Слайд 9

Учитель: Этим композитор хотел выразить свое сочувствие к японскому народу, который пострадал 6 августа 1945 года, когда над городами Хиросима и Нагасаки блеснула вспышка ярче тысяч солнц, вверх взметнулось кроваво-красное облако, похожее на гриб. Это была атомная бомба. Погибли сотни тысяч людей, многие были обречены на долгую мучительную болезнь. Ежегодно в день трагедии люди идут к мемориалу, чтобы отдать дань памяти погибшим, и несут свои гирлянды и бумажных журавликов – символ мира и дружбы.

VII. Слуховая  работа

Слайд 10

Ребятам предлагаются музыкальные отрывки  европейской и японской музыки. Ребятам нужно будет отгадать, какие отрывки относятся к национальной японской музыке.

VIII. Итог

– Ребята, вам сегодня на уроке все было понятно?

Дети: Да!

Учитель: Нужно было вам знать для этого японский язык?

Дети: Нет.

Учитель: Значит музыка – это тоже язык, с помощью которого люди выражают свои мысли и чувства.

Слайд 11