Восстание Спартака

Разделы: История и обществознание


Методический замысел занятия

Урок изучения нового материала с использованием новых информационных технологий.

Урок изучения нового материала, построенный с использованием мультимедиа технологии, имеет важное преимущество – интерактивность. При этом информация предстает в наиболее привычных для современного человека формах: аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления). Сочетание комментарий учителя с видеоинформацией значительно активизирует внимание учащихся к содержанию излагаемого учебного материала и повышает качество излагаемой информации, интерес к новой теме.

Сегодня многие учителя проявляют интерес к новым информационным технологиям. Без сомнения, этот интерес может оказаться плодотворным. Однако у некоторых он граничит с верой в их особую исключительность, многократное использование которых позволит добиться блестящих результатов. Следует заметить, что все приедается: учащихся можно «перекормить» и наглядностью, и мультимедийными эффектами, и интерактивными упражнениями. Чувство меры, умение отобрать нужное именно для данного урока и класса приходит с опытом.

Чем раньше учитель научиться органично и сочетать материалы традиционного учебника и учебного электронного пособия нового поколения, тем быстрее его встречи с учащимися станут эффективнее и начнут приносить удовлетворение обеим сторонам.

Часть урока (предположительно 5 мин.) следует выделить для обсуждения вопросов, которые возникли у уч-ся при подготовке домашнего задания.

8–10 минут следует посвятить актуализации опорных знаний о применении труда рабов в Риме, о любимых зрелищах римлян и греков (в сравнении).

Большую часть урока посвятить изучению темы «Восстание Спартака».

Подготовка учащихся к уроку предполагала:

  • прочтение учащимися §49, ответы на вопросы после §49 (Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. – М., 2007);
  • повторение материала о греческом театре и Олимпийских играх (§33, §39).

Оборудование:

  • компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска;
  • мультимедийное учебное пособие «История. 5 класс. Издательство ЗАО «Просвещение – МЕДИА»;
  • видеофрагменты из учебного фильма «Древний Рим», ООО «Видеостудия «Кварт» – М.,2006 (или видеофрагменты из худ. фильма «Спартак», режиссер Р. Дорнелм);
  • оформленные в программе Power Point слайды: 1) тема урока; 2) план урока, 3)причины восстания, 4) ход восстания; 5) причины поражения;
  • учебник для 5 класса « История Древнего мира». – М., «Просвещение», 2006. Авт. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

Цели:

  1. Познакомить пятиклассников с героической личностью Спартака.
  2. Подведение учащихся к осознанию причин начала восстания Спартака, причин его поражения.
  3. Формирование ценностных ориентаций учащихся в ходе освоения ими знаний о рабстве в Древнем Риме.
  4. Продолжить формирование умений:
  • работать с текстом учебника, выделяя главное, составлять рассказ,
  • правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду,
  • обобщать, сравнивать отдельные события и формулировать несложные выводы,
  • переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в схему);
  • формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя историческую аргументацию;
  1. Развивать навыки работы с различными источниками исторической информации.
  2. Развивать навыки критически оценивать свою учебную деятельность, полученные результаты.

План урока:

  1. Применение труда рабов (актуализация опорных знаний учащихся по теме «Рабство в Древнем Риме»).
  2. Причины восстания.
  3. Ход восстания.
  4. Причины поражения.
  5. Героическая личность Спартака.

Ход урока

I этап урока

Вводное слово учителя.

74 году до н. э. в итальянском городе Капуя произошло событие, которому предстояло оказать существенное влияние на жизнь Римского государства в последующие несколько лет.

Образ Спартака, который мы имеем перед глазами сегодня, во многом плод усилий не историков, а литераторов, кинорежиссеров. Но при этом следует отметить, что среди ярких и сильных личностей, вождей и вожаков того времени: Цезаря, Суллы, Цицерона, Катилины, решительных и неистовых, отчаянных бойцов и не менее отчаянных консерваторов, свое место занимает и «великий генерал рабской войны», человек, о котором сказано, что вождь, поднимающий рабов на битву за свободу, – есть защитник всех бесправных и угнетенных.

Вопросы и задания для учащихся

Задание 1. В тетради составить схему: «Применение труда рабов». Одновременно один учащийся на интерактивной доске выполняет данное задание.

Учащиеся сравнивают свои результаты с результатами ученика

Можно заранее оформить в программе Power Point слайд «Применение труда рабов». После самостоятельной работы учащихся и обсуждения выполненного задания показать им данный слайд.

Задание 2. Ответить устно на вопросы к рисунку (на интерактивной доске демонстрируется рисунок с изображением человека, плуга и животного).

Вопрос: Римляне утверждали, что есть сходство между изображенным на рисунке человеком, плугом и животным. В чем они усматривали сходство? В чем видели различие?

Задание 3. Учитель предлагает учащимся посмотреть видеосюжет (1,5 мин.) «Гладиаторские бои» (см. приложение №6) и ответить устно на вопросы:

Вопрос: Какие выводы можно сделать на основании просмотренного видеосюжета о римском обществе?

(Предполагаемые ответы:

– Римляне были очень жестокими людьми.
– Рабов в Риме было очень много. Они стоили дешево.)

Вопрос: Сравните любимые зрелища греков и римлян. Сделайте вывод об уровне культуры обоих народов в древности.

(Предполагаемые ответы: Увлечение гладиаторскими боями говорит о низменных вкусах и невысоком культурном уровне свободного населения Рима сравнительно с Грецией).

Задание 4.. Расставьте утверждения в логической последовательности (от причины к последствиям):

а) к рабам относились не как к людям, а как к имуществу;
б) почти у всех римских граждан были рабы;
в) в результате завоеваний в Риме появилось много рабов;
г) восстание Спартака.

Задание демонстрируется на доске. Учащийся выполняет задание на интерактивной доске.

II этап урока

Учитель открывает оформленный в программе Power Point слайд с изображением восстания рабов и объявляет тему урока: «Восстание Спартака».

(см. Приложение 1)

Спрашивает у учащихся, какие вопросы следует рассмотреть, на их взгляд, в рамках объявленной темыПосле обсуждения учитель открывает оформленный в программе Power Point слайд с планом урока.

Причины восстания.

  1. Ход восстания.
  2. Причины поражения.
  3. Героическая личность Спартака.

Учитель предлагает на интерактивной доске нарисовать линию времени показать годы восстания, вычислить, как давно это было.

Вопрос к классу: Определите причины восстания.

После обсуждения учащиеся записывают причины восстания в тетради:

  1. Скопление огромной массы рабов в Италии.
  2. Жестокое обращение с рабами.

Начало восстания учащиеся изучают по учебнику (самостоятельное чтение 1 пункта §51).

Учитель открывает оформленный в программе Power Point слайд с изображением карты (см. Приложение 2).

После прочтения следует рассказ уч-ся «Первая победа над римскими войсками» с демонстрацией на карте г. Капуя, вулкана Везувий, места первого сражения с римскими легионерами.

Рассказ учителя о создании армии по римскому образцу и походах восставших. Рассказ сопровождается работой учителя и учащихся с картой (см. Приложение 2).

Вопрос к классу: Почему Спартак повел свое войско к Альпам?

(Предполагаемые ответы:

Он понимал, что римляне сильны, что их будет трудно разбить, он хотел перейти горы и дать свободу своим воинам).

Включается видеофрагмент с эпизодом боя (см. Приложение 7), рассказывающем о разгроме Спартаком армии одного из консулов (от данного эпизода урока можно отказаться, если на первом этапе урока времени ушло больше предусмотренного).

Вопрос к классу: Почему восставшие одержали в данном сражении победу?

(Предполагаемые ответы:

К этому времени Спартак создал 120000 армию по образцу римской: укрепленный лагерь, тяжеловооруженная пехота, разведка, конница)

Вопрос к классу: Перешел ли Спартак Альпы? Проследите путь Спартака по карте.

Учитель открывает оформленный в программе Power Point слайд с изображением карты.

Последний бой Спартака. Уч-ся читают самостоятельно текст учебника на стр. 238.

После чтения продолжается работа с картой.

Учитель открывает оформленные в программе Power Point слайды с изображением раненого Спартака (по фреске из древнеиталийского города Помпеи. Римский воин поразил Спартака ударом сзади), Красса, Помпея (см. Приложение 3).

Учитель включает видеофрагмент (1 мин.) «Казненные рабы вдоль Аппиевой дороги» (см. Приложение 8)

Вопрос к классу: Причины поражения рабов. Обсуждение вопроса. После обсуждения учитель открывает оформленный в программе Power Point слайд «Причины поражения».

Учащиеся записывают в тетради:

  1. Тактические разногласия между рабами.
  2. Отсутствие единого, четкого плана ведения войны с Римом.
  3. Войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии римлян.

Домашнее задание (записано на интерактивной доске):

  • Прочитать §51.
  • Подготовить устно ответы на вопросы после §51.

Для желающих!

  • В рабочей тетради по истории Древнего мира (М, «Просвещение», 2007) выполнить задание №74.

Для любознательных!

  • На боевое знамя своих легионов Спартак поместил бронзовое изображение кошки. Предположите, почему?

(Предполагается, что в поисках ответа на этот вопрос учащиеся обратятся к ресурсам Интернета).

  • Подумайте, почему памятник Спартаку воздвигнут в Болгарии?

Учитель открывает оформленный в программе Power Point слайд.

(см. Приложение 4)

III. Заключительный этап урока

Учитель должен отвести для проведения данного этапа не менее 7–10 минут.

Задание 1

Расшифруй послание.
Начало самого крупного восстания рабов в Древнем Риме.

Ученик на интерактивной доске вставляет пропущенные слова. При помощи электронного ластика можно исправлять ошибки на доске.

В______________________________________году до н.э. в Риме вспыхнуло восстание рабов.

Его предводителем был человек по имени_________________________________________.

Когда-то он был свободным жителем удаленной ___________________________________.

Некогда он воевал с римлянами, попал в плен и был продан в________________________.

Школа располагалась в городе___________________________________________________.

Однажды в школе возник заговор рабов. Он был раскрыт и жестоко подавлен.

Но _________________________ непокорным рабам удалось избежать расправы и покинуть школу.

Восставшие устроили свой лагерь на вулкане ____________________________________.

Рабы с соседних _____________________________________ присоединялись к ним.

Возможно другое задание:

На интерактивной доске демонстрируется контурная карта по теме «Восстание Спартака». Учащиеся, подходя поочередно к доске, выполняют следующие задания на контурной карте:

  1. Надпишите название города, в котором началось восстание гладиаторов, поставьте дату начала восстания.
  2. Обозначьте место первого лагеря восставших, надпишите название горы, на которой он находился.
  3. Начертите направления походов войск восставших.
  4. Надпишите название реки, до которой дошли на севере восставшие.
  5. Надпишите название острова, на который хотел переправиться Спартак.
  6. Обозначьте место укреплений, построенных по приказу Красса.
  7. Обозначьте место последнего сражения восставших. Поставьте его дату.

Можно перенести данное задание на следующий урок. Все зависит от учащихся класса, уровня их интеллектуальных возможностей.

Задание 2

Привести аргументы, свидетельствующие, что восстание Спартака было одно из крупнейших восстаний рабов в древности.

Подведение итогов урока. Общая оценка работы класса и учащихся.