Единство проблемных и культурологических аспектов на уроках литературы

Разделы: Литература


В начале XXI века перед образованием встали вопросы не только образовательного характера, но и воспитательного. Всё более остро встают вопросы нравственности, этики, морали. Современные дети живут в компьютеризированном обществе с размытыми границами между добром и злом, порядочностью и бесчестием, дозволенным и допустимым. Массовая культура навязывает потребительские установки, стремление к комфорту и удобству, девальвируя такие ценности, как порядочность, трудолюбие, любовь, семья. Уже необходимо объяснять ученикам такие понятия, как «смирение», «целомудрие», «покаяние». Смысл этих слов неясен детям, ведь эти понятия начинают уходить из речи современников. А слово «милосердие» юное поколение относит все чаще к словам устаревшим. Таким образом, одно из следствий духовных недугов нашего общества – несформированность духовно-нравственного стержня личности ребёнка. У современных школьников часто нет мотивации, интереса к учению, к познавательной деятельности, не сформированы мыслительные механизмы, связанные как с творчеством, так и с восприятием информации. И как следствие – отсутствие представлений о ценностях, лежащих в основе мировой культуры. Дать ученику целостную картину мира – актуальное требование системы образования.

Образование – основа духовности. Но чтобы стать таковым, оно должно быть ориентировано на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру. Одновременно необходимо учить детей разрешать самые разнообразные проблемы: от личных до глобальных. Всё это возможно при проблемном и культурологическом подходах к изучению словесности.

Одно из направлений работы на уроках литературы – анализ художественного произведения в культурологическом и проблемном аспектах. На уроках выявляется не только культурно-исторический контекст создания произведения, но и определяется круг «вечных» нравственных и моральных проблем, которые пытаются разрешить автор и читатели.

Таким образом, преподавание литературы становится одним из способов освоения культуры как интегрированного явления, вбирающего в себя практически все сферы человеческой жизни. Это объясняется во многом тем, что литература – специфическая область культуры, искусство слова, занимающая одно из ведущих мест в культуре любой эпохи, любой цивилизации, а в истории культуры России, например, в литературе XIX столетия отведена почетная роль "учебника жизни", синтезатора всего лучшего и прогрессивного во всех областях художественной культуры. Важно показать историю литературы в контексте культуры. При изучении литературных произведений можно отказаться от историко-литературного подхода, а заменить его широким историко-культурным. Постепенно усложняя культурные задачи, ученику дается тот материал, который поможет ему с этими задачами справиться.

При изучении культурного аспекта художественного произведения важно проследить вместе с учениками некоторые способы читательской деятельности:

  1. Установление символики имен, фамилий, прозвищ персонажей. Задание побуждает к чтению, вызывает ассоциативные связи. При этом используется исследовательский метод, что вызывает интерес у студентов.

  2. Поиски ответа на проблемный вопрос.

  3. Сравнение иллюстраций, спектаклей, фильмов с художественным произведением. Этот вид деятельности дает возможность ученику выявить особенности индивидуального взгляда художника на то или иное произведение. Используется исследовательский метод в сочетании с другими.

  4. Работа учащихся с комментариями к художественному произведению. Используется исследовательский метод в сочетании с эвристическим.

  5. Анализ эпизода художественного текста – одна из форм деятельности учащихся (письменная или устная). Читательская интерпретация является условием и источником развития навыка и умения наблюдать за речью писателя, художественной деталью, тончайшими нюансами психологической мотивировки образа, личности героя, что помогает определить взаимосвязи в культурных традициях.

  6. Биографический анализ художественного произведения позволяет ученикам успешно выйти на осмысление культурологического аспекта в произведении.

Способы читательской деятельности могут быть разными в зависимости от жанровой природы художественного произведения. Их взаимосвязь дает возможность ученикам познать глубоко литературный быт, судьбу автора, его биографию; понять художественное произведение как часть духовной культуры конкретной эпохи (историко-культурный анализ); выявить культурные традиции.

Тема «Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» занимает видное место в курсе литературы. Все творчество Л.Н. Толстого пронизано мыслью о духовном, культурном взращивании («обработке») человека. Он прекрасно разбирался в происходящих процессах, а потому отрицал «лжецивилизацию» и отстаивал цивилизацию будущего, которая сохранит все лучшее и отбросит худшее. Под худшим он понимал орудия уничтожения людей и горы печатной продукции, распространяющей ложь и безнравственность. Исследователь русской философии, доктор философских наук А.А.Сухов прямо подчеркивает, что "не будет преувеличением сказать, что эпопея Толстого вместе с "Братьями Карамазовыми" Достоевского – величайшие в мировой литературе философские романы. Лев Николаевич Толстой не только великий создатель гениальных художественных произведений, но и великий философ, отдавший философскому труду свыше 60-ти лет своей жизни!» Философ В.В. Розанов писал: «Боже! Если бы стотысячная, пожалуй, даже миллионная толпа читающих теперь людей в России с таким же вниманием, жаром, страстью прочитала и продумала из страницы в страницу Толстого и Достоевского, – задумалась бы над каждым их рассуждением и каждым художественным штрихом, … то общество наше выросло бы уже теперь в страшно серьезную величину. Ибо даже без всякого школьного учения, без знания географии и истории, – просто «передумать» только Толстого и Достоевского значит стать как бы Сократом по уму или Эпиктетом, или И. Аврелием…»

На занятиях студенты знакомятся с личностью Л.Н.Толстого, его взглядами, с особенностями жанра романа-эпопеи, анализируют эпизоды романа «Война и мир». Особое внимание уделяется философским взглядам писателя, его нравственному кодексу. Изучение романа открывает большой простор для обсуждения вечных моральных проблем, дает возможность остановиться на культурно-историческом фоне повествования (нравственные пути искания героев, семейные ценности, роль личности в истории, война 1812 года, дворянские усадьбы начала 19 века и т.д.).

На обобщающем занятии, перед итоговой работой – написанием сочинения – студенты еще раз обращаются к личности Л.Н.Толстого, ведь не изучив взглядов писателя, нельзя понять и его творчество.

При подготовке к занятию необходимо подобрать материал для выставки. Это и произведения Толстого, и его портреты, и высказывания писателя и его современников. К обобщающему уроку студенты получают индивидуальные задания – собрать материал и подготовить сообщения по темам:

  • «Портреты Л.Н.Толстого»
  • «Л.Н.Толстой и музыка»
  • «Воспоминания о Толстом»

Работа с дневниковыми записями писателя, индивидуальные задания к занятию способствуют развитию умения мыслить и рассуждать, помогают лучше узнать внутренний мир писателя. Слушая выступления своих товарищей, отвечая на вопросы, вспоминая страницы романа «Война и мир», студенты приходят к выводу, что все мысли, сомнения, поиски, взгляды писателя на личность, историю, культуру нашли воплощение в его романе. И те выводы, которые делает Л.Н.Толстой, – это выводы писателя-гуманиста.

Можно предложить следующий конспект урока «Гуманизм Л.Н.Толстого» (2 часа).

Цель: обобщить знания студентов о личности Толстого, сформулировать основные мысли романа.

Задачи:

  • Подвести студентов к мысли о гуманизме писателя.
  • Развитие умения рассуждать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитание чувства прекрасного через восприятие музыкальных произведений и картин живописи.

Оборудование:

  • Выставка фотоматериалов, портретов Толстого;
  • Печатные материалы;
  • Иллюстрации;
  • Фрагменты видеофильма;
  • Аудиозаписи.

Эпиграф:

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Л.Н. Толстой

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово преподавателя.
  3. Работа с дневниковыми записями Л.Н.Толстого.
  4. Сообщения студентов.
  5. Музыкальные страницы романа «Война и мир».
  6. Гуманизм Толстого. Заключение по теме.
  7. Домашнее задание.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительное слово преподавателя

Сегодня мы заканчиваем знакомство с творчеством Л.Н.Толстого и его романом «Война и мир». Свои размышления, раздумья, выводы каждый из вас изложит в своем сочинении, его вы будете писать на следующем занятии. А сейчас мы еще раз обратимся к личности графа Льва Николаевича Толстого. Каких бы сторон жизни не касался этот человек, писал он широко, мудро и просто.
Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов. Не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество писателя. Мы поражаемся разнообразию тем, щедрости образов, богатству мыслей в его книгах. Но ведь все это рождалось из опыта собственных чувств, работы ума и сердца.
Перед вами выдержки из дневниковых записей Толстого. Его дневник – орудие самовоспитания, изменения самого себя. Смолоду основополагающей чертой Льва Николаевича была самостоятельность суждений: желание до всего дойти своим умом.

Работа с дневниковыми записями Толстого

– Проследите становление личности Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя?
– Ваше мнение о дневниковых записях. Чем они интересны для вас?
– Как вы понимаете слова Толстого: «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя»?
– Выделите главные, опорные слова этого высказывания.

Имя Толстого было хорошо известно и за пределами России. У Р.Роллана к Толстому было особенно теплое чувство. Он писал: «Искусство и жизнь неотделимы. Ни у кого другого творчество так тесно не переплетено с жизнью… носит автобиографический характер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего возраста, шаг за шагом, проследить противоречивые искания, которыми так богата эта мятущаяся жизнь… Едина была трагедия его искусства и его жизни».

– Как вы можете прокомментировать эти слова? Какие основные черты творчества Толстого выделяет Роллан?

Сообщение студента «Толстой в воспоминаниях современников»

Конечно, словесный образ – основа наших представлений о писателе. И все же ничто не может заменить портреты Толстого, созданные художниками – его современниками.

Сообщение студента «Портреты Л.Н. Толстого» (Истории создания портретов Толстого, выполненных художниками И.Н. Крамским, И.Е. Репиным)

Характерной особенностью, свойственной Толстому в обращении – ее отмечают многие близкие ему люди, – была обостренная чуткость на интонации, жесты собеседника. Самым искренним выражением чувств Толстой считал музыку.

Сообщение студента «Музыка в жизни Толстого»

Занимая очень большое место в жизни писателя, музыка получала частое отражение в его творчестве с первых его произведений до последних. В произведениях Толстого много страниц посвящено музыке. Его герои исполняют народную и классическую музыку, играют на фортепиано, скрипке, народных инструментах. Это свидетельствует о глубоком понимании музыки автором.

Тихо звучит отрывок из «Лунной сонаты» Л.Бетховена; отрывок из рассказа «Люцерн»:

«…Вдруг меня поразили звуки стройной, но чрезвычайно приятной и милой музыки. Эти звуки мгновенно живительно подействовалина меня… Заснувшее внимание мое снова устремилось на все окружающие предметы. И красота ночи и озера, к которым я был равнодушен, вдруг, как новость, отрадно поразили меня».

Музыка в произведениях Толстого является одним из средств психологического анализа. Она позволяет автору передавать смену мыслей и настроений героя.
В романе «Война и мир» духовные искания героев, их размышления над судьбами мира и истории, над смыслом собственного бытия развертываются в целостную эпическую картину. Толстой совместил здесь воедино и точку зрения романиста, прослеживающего судьбы героев, и точку зрения летописца большой эпохи в жизни России. Но в этом романе еще и огромное количество «музыкальных страниц».
Писатель показывает музыкальную одаренность и восприимчивость Наташи. Восприятие ее пения становится средством характеристики других героев.

Студенты вспоминают «музыкальные страницы» романа.

Именно музыка помогает Андрею Болконскому осознать любовь к Наташе.

Чтение отрывка из романа (том 2, часть 3, глава 19)

Видное место в романе «Война и мир» занимает описание танцев и танцевальной музыки.

Просмотр отрывков кинофильма «Пляска Наташи», «Бал у Иогеля» (том 2, часть 4, глава 7; том 2, часть 1, глава 12)

– Как раскрываются характеры героев в этих сценах? Какую роль играет музыка?

В дневнике Толстого от 17.5. 1896 года есть заметка: «Главная цель искусства, если есть искусство и есть у него цель, – та, чтобы проявить, высказать правду о душе человека, высказать такие тайны, которых нельзя высказать простым словом. От этого и искусство. Искусство есть микроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны людям».

– Какое сравнение лежит в основе этого высказывания? Объясните его.

– Мы заканчиваем нашу беседу о романе «Война и мир». Как бы вы сформулировали основные мысли романа, выводы писателя?

«Мой идеал – жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей», – это высказывание Толстого – гениального писателя, тонкого психолога, писателя-гуманиста. Правда и красота для Толстого – синонимы. Правде жизни он учился у народа и природы. «Дерево умирает спокойно, честно и красиво. Красиво – потому что не лжет, не ломается, не боится, не жалеет». Правдоискательство – важнейшая, по мысли Толстого, черта народа. Народ ближе к природе, чище душой, нравственнее. Будучи сам в неустанном поиске истины, писатель считал: «Чтобы жить честно, надо путаться, биться, ошибаться, опять начинать и бросать… И вечно бороться и мучиться». Что плохо? Что хорошо? Для чего жить и что такое я? На эти вечные вопросы каждый должен ответить сам. Исследователь человеческой души Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад. Поэтому писатель и рассказывает так подробно об особенностях семьи Ростовых, семьи Болконских…

– Чем похожи эти семьи?

«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь с возможностью делать добро». Именно так считает гуманист Толстой. И роман «Война и мир» заканчивается страницами, которые показывают семейное счастье Пьера и Наташи, Марьи Болконской и Николая Ростова. Семья развивает в них лучшие чувства – любви и самоотдачи.

«Два царя у нас: Николай II и Лев Толстой», – писал А.Ф.Суворин в 1901 году. Царство Толстого основано на моральном авторитете его личности. В его проповеди непротивления звучал категорический отказ умножать зло.

Когда Толстого не стало, воспитательную миссию целиком взяли на себя его книги. До тех пор, пока люди будут открывать эти книги, будут над ними плакать и смеяться, учиться любить жизнь, думать, не погаснет надежда, что в мире сохранится добро, любовь, взаимопонимание и чуткость.

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Я читал роман «Война и мир»…»

На занятии можно использовать музыку, которую любил Л.Н.Толстой: вальсы Шопена, арии из опер Моцарта, романсы. Если кто-то из студентов побывал в доме Толстого в Ясной Поляне, можно дать ему задание – подготовить выступление об этой экскурсии, поделиться своими впечатлениями, показать иллюстрации.

Тема «Роман-эпопея «Война и мир» дает богатый материал преподавателю для культурологической работы на уроках. В качестве домашнего задания можно предложить студентам анализ отрывка (например, «Петя Ростов перед боем» – том 4, часть 3, глава 9; «Николай Ростов и пение Наташи» – том 2, часть 1, глава 15). И это не только музыкальные страницы, но и военные (подготовка к Бородинскому сражению), светские (приемы, дворянская Москва, высший свет Петербурга) и т. д.

Естественная речевая среда, окружающая ребенка, – язык телевидения, газет, общение в интернете, речь взрослых – не только не приобщает к культуре, но и отторгает от нее. В качестве средства от пагубного влияния сомнительного языкового окружения детей можно рассматривать среду обучающую, создаваемую целенаправленными усилиями учителя, воспитателя, – развивающую среду, способную приобщить ребенка к культуре, вызвать у него потребность постоянного общения с текстами. Вот почему в современном контексте уроки литературы и русского языка могут и должны восприниматься как особое национальное явление, воплощающее духовные ценности русского народа, хранящее его историческую и эстетическую память, как источник знаний в разных областях национальной и общечеловеческой и культуры.