Поле чудес

Разделы: Работа с дошкольниками


Предлагаемое занятие в виде игры «Поле чудес» дает возможность педагогу сделать срез знаний в экологии, математике, грамоте и т.д. Предложенный вариант для детей подготовительной группы можно видоизменить и провести с детьми более младшего возраста. Оно построено с учетом программы Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».

Желательно проводить игру в конце года, как итог полученных знаний. Или можно проводить в конце прохождения определенной темы для подведения итога. Очень важно продумать заранее весь ход игры, создать такую обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя раскованно и смог бы проявить все свои творческие возможности. В игре принимает участие каждый ребенок, не смотря на то, что это командная игра. Большое значение имеет присутствие родителей, а также их участие. Задача педагога незаметно для детей направлять игру в нужное русло, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций, своевременно вносить необходимые изменения в ход игры, чтобы повысить активность и интерес детей и родителей.  Количество вопросов можно увеличить или уменьшить в зависимости от обстоятельств. Сами вопросы тоже можно поменять в зависимости от темы.

Важно, чтобы перед началом игры все дети были ознакомлены с правилами.

Для игры необходим ведущий (педагог) и жюри, которое будет подводить итоги.

I раунд

1.
а) Объясните смысл фразы «Лес – наше богатство».
б) Что происходит с животными, растениями, если вырубается лес? Как это предотвратить?

2.
а) В чем заключается красота леса?
в) Перечислите правила поведения во время пребывания в природе.

3.
а) Назовите «дома» животных.
б) Сколько «этажей» в лесу? Кто живет в подвале?

4.
а) Что произойдет, если животные поменяются квартирами?
б) В чем заключается связь растений и насекомых?

5. Игра «С какой ветки детки?». Каждой команде надо определить с какого дерева листок и семена.

6. Пантомима. Каждой команде предлагается картинка с изображением животного, которое надо изобразить для своего соперника.

7. а) Шиповник – кустарник, а дуб…
Земляника – ягода, а сыроежка…
Бабочка – насекомое, а сова…
б) Береза – дерево, а карась…
Курица – домашняя птица, а лиса…
Мухомор – гриб, а ромашка…

8. а) У какого дерева белый ствол?
б) У какого цветка на стебле шипы?

9. а) Почему с деревьев падают листья? Как называется это явление?
б) зачем дереву корни?

10. Небылицы.

а) Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.

б) Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть,
А зимой среди ветвей
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?!

Другой вариант небылиц:

а) Выпал первый снег и зацвел подснежник. В саду цветут розы, а дворник заметает на дорожках снег.
б) Зацвели цветы, птицы улетели в теплые края, на деревьях распустились почки. Падают желтые листья, дети купаются и загорают.

11. Призовой сектор

а) Крот роет норку, а ласточка…? Сова летает, а заяц…?
б) Лягушка квакает, а петух…? Корова ест сено, а лиса…?

Блиц (3 вопроса).

а) У волчицы родился …; у белки – …; у гусыни – …
б)  У медведицы родился …; у ежихи – …; у утки – …

Пока жюри подводит итоги, детям предлагают спеть любимую песню. А если присутствуют родители, то идет игра со зрителями: за правильный ответ вручается приз. Родителей можно также разделить на команды (за правильный ответ в этом случае присваивается очко команде детей).

Вопросы:

1. На ветку с яблоками села ворона. Как сорвать яблоко, чтобы не спугнуть ворону? (Подождать, когда та улетит).
2. На какое дерево садится птица после дождя? (На мокрое).
3. Спеть отрывки из песен. В которых упоминается название деревьев, цветов («Лаванда», «Уж давно отцвели хризантемы в саду…», «Один раз в год сады цветут», «Ромашки спрятались», «Рябина», «Ой, цветет калина» и т. д.).

II раунд

1.
а) Перечислите свойства песка.
б) Перечислите свойства глины.

2.
а) Назвать свойства воды.
б) Назвать свойства воздуха.

3.
а) Как человек использует песок?
б) Как человек использует глину?

4.
а) Назовите разные состояния воды.
б) Что остается на земле после дождя?

5.
а) Каково значение воды в жизни животных и растений?
б) Что общего у воздуха и воды? (Без них не может существовать все живое, прозрачность…)

6. В чем красота воды в природе? Отвечают обе команды.

7.
а) Белые кораблики по небу плывут.
б) Что слышно, когда ветер гуляет в листьях? (Шелест).

8.
а) Чего очень много в пустыне? (Песка).
б) Из нее лепят горшки (Глина).

9. Использование воды человеком. Отвечают обе команды.

10. Опыты, которые должны провести дети, доказав, что:

– в надувном шарике есть воздух;
– воздух есть в камне.

11. Призовой вопрос. Расскажите о влиянии света, тепла, воды на жизнь растений и животных.

Блиц. (Работа с детскими рисунками на тему «Портрет воды»)

– Где спряталась волшебница вода?

Жюри подводит итоги. Дети поют песенку «Облака».

Вопросы для зрителей:

– Можно ли в решете принести воду?  (Да, если заморозить).
– Что будет с красным шелковым платком, если его опустить на 5 минут на дно моря? (Станет мокрым).

III раунд

1. Игра «Заблудилась буква».

а) Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).

б) На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес).

2. Отгадывание загадок о сказке про животных:

а) Носик круглый, пятачок,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик – маленький крючок,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки. (Три поросенка)

б) Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки. (Три медведя).

3. Посчитайте, сколько животных упомянуто в стихотворении. Участвуют обе команды.

Мы летом поедем
В страну Ку-ка-ре-ку
Где звезды с березами
Смотрятся в реку.
Проедем туда,
Где гуляет га-га,
И ходят в развалку
Хрю-хрю и кря-кря.
Поедем в страну,
Где пасется Му-му.
Где скачет легко
По лугам И-го-го.
И там, на веселом речном берегу
На удочке будем ловить Ни-гу-гу.

4. Назовите произведения, в которых говориться о растениях.

5. Слушается музыкальный отрывок. Детям предлагается описать картину природы, которую они увидели, слушая музыку.

6. Назвать сказки, в которых упоминается вода (в любом состоянии).

7. Каждой команде дается карточка с изображением животного, которое надо описать так, чтобы это животное угадали члены команды.

8. Прочитать стихотворение, в котором есть упоминание о растениях. Животных, воде.

9. Конкурс: какая команда быстрее соберет разрезанную картинку с изображением насекомого, цветка.

10. Детям предлагается рассмотреть пейзаж. Предложить рассказать о тех чувствах, которые испытал художник, рисуя эту картину.

11. Призовой сектор

а) песенка о кузнечике;
б) песенка о собаке.

Блиц. Выставляются макеты «Волшебных замков» (два), у каждого замка по 8 дверей, а каждая дверь закрыта на замок. Каждой команде предлагается открыть двери замка и узнать, что же там прячется. Но замки открываются только тогда, когда дети правильно отвечают на вопросы:

а) Назовите домашних животных (с названием одного животного открывается одна дверь; и так открываются 7 дверей, т. к. должны назвать7 домашних животных. Но не более. Ну, а восьмая дверь особенная: на ней самый большой замок, и вопрос для нее отдельный: Бывают ли животные счастливыми и в чем это заключается?).

б) Назовите лесных животных (также не более 7). Показывая любое растение спрашиваем: Можно ли сказать, что это растение веселое?  (А бывает ли оно грустным? Почему?).
Жюри подводит итоги.

Вопросы для зрителей:

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малыши поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает
А внучка и бабушка в куклы играют,
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.

– Сколько в этом стихотворении небылиц?

Жюри подводит общий итог, и дети получают призы, которые были спрятаны в замках.