Сценарий музыкального развлечения "Пришла Коляда"

Разделы: Работа с дошкольниками


Мы живем в сложное и интересное время, когда на многое начинаем смотреть по-другому, а наши дети с рождения живут в мире, где телевидение и Интернет стали настолько утилитарны, что дети и не подозревают, что этого когда-то не было, и люди как-то жили без телевизора, компьютера и – страшно сказать! – холодильника и центрального отопления. Многие дети ни разу не видели настоящую печь – не у всех есть дачи, а бабушек в деревне имеют единицы… Когда мы проводим праздники русского земледельческого календаря, мы стремимся вызвать интерес к тому, как жили наши предки, как работали, как отдыхали, какие обычаи и традиции они соблюдали. К сожалению, почти единственным развлечением наших современных детей стал телевизор – родителям, как правило, некогда – работа, работа, – и знакомство детей с родной культурой почти целиком перекладывается на плечи детского сада.

Но глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Проводя праздники в русских традициях, мы – хотя бы частично – можем восстановить связь времен, научить детей любить и ценить свои корни.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особенное место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Праздники же русского земледельческого календаря как нельзя лучше отвечают принципу «развлекая – поучай», в такой – игровой – форме дети глубже понимают суть праздника, его основу и благодаря этому легче включаются в действо.

Предварительная работа с детьми:

  1. Знакомство детей с обычаями и традициями зимних посиделок.
  2. Объяснение незнакомых слов, новых понятий.
  3. Разучивание частушек, колядок, танцев.
  4. Разучивание игр, считалок.
  5. Просмотр фрагментов мультфильмов, фильмов типа «Вечера на хуторе…»

Ход мероприятия

Зал оформлен как деревенская улица – в каждом углу стоит «изба». К каждой избе – хозяева, принимающие колядовщиков (старшие дети или взрослые). Дети наряжены в народные костюмы, мехоноша несёт мешок.
Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют (без сопровождения, построчно, запевает взрослый).

Ведущий:

Пришла коляда
Накануне Рождества.
А дай Бог тому
Кто в этом дому,
Тому рожь густа,
Рожь ужиниста!
Кто даст пирога,
Тому полон двор скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Не дашь пирога –
Корову за рога!
Подашь пирога –
Будет рожь густа,
Будет рожь чиста,
Обмолотиста.

Приложение 1

Подходят к первому дому.

На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла-ребенок в пеленках.
Дети (по очереди).

У Ивана на дворе да три терема.
Сам Иван – господин светлый месяц.
Красно солнышко – его Варварушка.
Часты звездочки – его детушки.

Хозяин.

Здравствуйте, люди добрые,
Вот вам угощение –
Сыр да печенье.

Хозяйка.

Пряники, конфетки
Кушайте, детки!

Мехоноша – девочка с большой кошелкой в руках – принимает дары.
Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.

Ведущая. Пойдем колядовать к дяде Николаю.

Дети идут цепочкой за ведущим и поют.

Пришла коляда
Накануне Рождества.
А дай Бог тому
Кто в этом дому,
Тому рожь густа,
Рожь ужиниста!
Кто даст пирога,
Тому полон двор скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Не дашь пирога –
Корову за рога!
Подашь пирога –
Будет рожь густа,
Будет рожь чиста,
Обмолотиста.

Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно.

Колядовщики (говорком).

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.
С праздником! С Новым годом, со всем родом!
Открывайте сундучок – доставайте пятачок!
Никто не отвечает.

Ведущий.

Может, крепко спит дядя Николай?
Давайте ему еще колядку споем.
Овсень, овсень,
Ты гулял по всем,
По заулочкам,
По проулочкам.
Кому песни поем –
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется.

(Приложение 2)

Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.

Николай.

Кто тут орет,
Спать не дает?

Все. Это мы – колядовщики!

Николай. И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом).

Колядующие (хулят говорком)

У скупого мужика (показывает на дом Николая),
Родись рожь хороша –
Колосом пуста,
Соломой густа.

Ведущая. Пойдем к дядьке Мирону колядовать.

Все идут к другому двору с песней «Овсень, овсень».

Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.

Коляда-моляда!
Прикатила молода!
Мы нашли коляду
Во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон,
Выноси добро во двор.

Выходят хозяин, хозяйка.

Хозяин. Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.

Хозяйка. Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Хозяин и хозяйка угощают гостей.
Колядовщики берут все, укладывают в мешок, славят хозяев:

Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Вам и плюшек с творогом.
И детишек полный дом.

Хозяин с хозяйкой уходят в дом.

Ведущая. Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу погреться.

Дети подходят к дому тетушки Арины.

Все. Тетушка Арина, пусти погреться!

Арина. Милости прошу, люди добрые, проходите! Будем вечер коротать, песни петь да плясать.

Песня-хоровод «Как на тоненький ледок» (Приложение 3)

Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки».

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

Мой дружочек, эх хороший
Да росточком очень мал.
Проводил меня до дома,
Я чихнула! Он упал!

Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла –
Я не удержалася!

По деревне я шла
И Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал –
Курица обидела!

Эх, топну ногой
Да притопну другой,
Устоять не могу,
Вот характер какой!

Мы всегда везде такие –
Утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки
Развеселые поем.

Раздайся, народ,
Меня пляска берет;
Пойду, попляшу,
Себя людям покажу.

У частушки есть начало,
У частушки есть конец,
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем – молодец!

Арина: Сядьте, отдохните, да загадки мои поразгадывайте!

  • Их треплют, катают, а зиму таскают (валенки).
  • Скатерть бела весь мир одела (зима, снег).
  • Шуба в избе, а рукав на улице (печь и труба).
  • Крыльями машет, а улететь не может (мельница).
  • Сидит дед, в шубу одет,
    Кто его раздевает, тот слёзы проливает (лук).
  • Расселась барыня на грядке,
    Одета в шумные шелка.
    Мы для неё готовим кадки
    И крупной соли полмешка (капуста).

Ребенок. А давайте капусту завивать!

Игра-песня «Капустка» (Приложение 4)

Девочка.

Что с ногами, не пойму!
Вправо-влево носятся,
Не стоят они на месте,
Так в кадриль и просятся!

Кадриль (Приложение 5)

После кадрили несколько человек начинают играть в «Ручеек» (начинает одна-две пары, приглашают остальных)

Ребенок. Повеселились, пора и честь знать. До свидания, хозяйка, спасибо за честь и приют!

Под народную музыку выходят из зала.