Формирование фонематических процессов у детей младшего дошкольного возраста

Разделы: Логопедия


Раннее детство (от 0 до 4 лет) является значимым и ответственным периодом в развитии речи ребёнка, так как к трём годам у ребёнка при нормальном речевом развитии формируется ядро языка – определённый устойчивый запас слов, начатки формирования фразовой речи, грамматического строя речи. Известно, что младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития речевой системы и формирования всех её основных подсистем (двигательной, фонационной, темпо – ритмической и т.д.). С этого же возраста интенсивно развиваются фонематические процессы (фонематический слух, слуховое внимание и фонематическое восприятие), которые являются основой дальнейшего формирования правильного звукопроизношения.

Понятие слух фонематический – (auditus phonematicus) способность распознавания на слух минимальных различительных элементов речи (фонем). В понимании разных авторов понятие фонематического слуха носит несколько индивидуальных характер с точки зрения особенности их непосредственного вида изучения.

По мнению авторов С.Н. Шаховской и Т.В Тумановой «фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития».

С точки зрения Г.А.Каше «фонематический слух-способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и собственном проговаривали слов, в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых, выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем».

Существует утверждение, что фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. С первых месяцев жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить, успокаивается колыбельной песней, поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.

В работах Р.Е.Левиной указывается на важнейшее значение фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Она наметила несколько этапов развития фонематических процессов детей: от различия далёких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов.

Выделяют несколько уровней фонематического развития детей. Первоначально зарождается фонематический слух, следующим этапом формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее всего дети овладевают фонематическим анализом и синтезом. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна фонема (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.

Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Овладение звуковой стороной речи происходит у ребенка в течение нескольких лет после рождения. «Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала -звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить». Развитие фонематических процессов идёт в онтогенезе параллельно с развитием произносительной стороны при овладении звуками речи.

Л.И.Белякова также указывает, что на фоне развития активной речи у ребёнка, как правило, наблюдаются интенсивное развитие фонематических процессов, которые, формируются на протяжении всего дошкольного возраста. У детей младшего дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Развитие речи в младшем дошкольном возрасте тесно связано с развитием всех психических функций. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающие условия для «срыва» речи в 1,5-2 г., в 3 г.

Эти же авторы указывают на возросшее количество детей 3 и 4 года с отставанием в развитии речи (проявлением речевого дизонтогенеза). Большая часть детской популяции имеет отставание речевого развития в звене звукоразличения, вредоносно влияющую не только на устную речь (импрессивную и экспрессивную), но и позднее, на письменную речь. Эта проблема также рассматривается в работах Н.В.Нищевой, Е.Ф.Архиповой, Ю.Ф.Гаркуша, Т.А.Датешидзе, А.В.Семенович. Результаты исследований этих авторов указывают на то, что число детей с отставанием в речевом развитии с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают разнообразные формы речевого дизонтогенеза.

Под речевым дизонтогенезом понимают качественно более низкий уровень развития той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Именно к отставанию в речевом развитии (замедление, искажение, приостановка на какой-то период формирования речевой деятельности) могут приводить различные неблагоприятные воздействия, при которых менее выражены так называемые органические поражения их центральной нервной системы. Общие моторные функции, психические реакции, поведение у этих детей более сохранны, в случаях же нарушения эти дети легче поддаются лечебно-коррекционным воздействиям.

Варианты проявления речевого дизонтогенеза у детей после трех лет могут иметь различный характер. В литературе, прежде всего, выделяют и дифференцируют проявления темповой ЗРР и стойкого речевого недоразвития у детей на четвертом году жизни (Е.М.Мастюкова, Н.С.Жукова, Т.Б.Филичева).

Развитие речи ребёнка при задержанном речевом развитии, по мнению некоторых авторов (Е.М.Мастюковой, Т.А.Датешидзе, Н.С.Жуковой, Т.Б.Филичевой) отличается от нормального только своими темпами.

Причины проявлений речевого дизонтогенеза у детей в младшем дошкольном возрасте многообразны. Это могут быть биологические вредности:

1. Неблагоприятное течение беременности (токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери), родовая травма и гипоксия во время родов, которые приводят к проявлению ММД и перинатальной энцефалопатии (ПЭП) в раннем возрасте.

2. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка: длительные соматические заболевания в раннем детстве: инфекционно-вирусные заболевания, заболевания органов дыхания, аллергии, также рассматриваются как факторы, приводящие к нарушению нормального речевого онтогенеза.

3. Конституциональная предрасположенность: выделяются отдельные конституциональные формы ЗРР, что наблюдается чаще у мальчиков.

4. Наследственная задержка речи, то есть отсутствие нормальной речи у ребенка в возрасте 3-х лет. По данным многих авторов в 20,6% всех случаев позднего развития речи, это обусловлено наследственной предрасположенностью. Авторы описывают в своих исследованиях семьи, в которых задержку речевого развития можно было проследить в трех поколениях, чаще всего по линии отца. Наследственный характер задержки речевого развития наблюдается и у близнецов.

Достаточно многообразны причины социального характера, которые могут привести к задержанному или нарушенному речевому развитию.

Таковыми причинами являются:

1. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

2. Явления социальной депривации ребенка в семье, где наблюдается недостаточное речевое общение родителей, прежде всего, матери, с ребёнком.

3. Различные психические травмы в периоды наиболее интенсивного формирования речевой функции (гиперсензитивные периоды). Такими периодами в раннем и младшем дошкольном возрасте являются с 1,5 до 2 лет и с 2,5 до 3,5 лет. Изменение привычного стереотипа (разлука с близкими), трудности адаптации в дошкольном учреждении и др. факторы могут спровоцировать остановку в речевом развитии ребенка.

4. Культивирование взрослыми в семье только эмоциональное общения без перехода к деловому. В этом случае у ребенка не формируется необходимая потребность для разворачивания речевого общения, так как такая потребность возникает у детей только в процессе делового сотрудничества с взрослым.

Задержка речи на стадии называния. Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, может надолго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за взрослым. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем;

5. Неправильная организация общения ребёнка с окружающими. Часто дети получают не комментарии к своим действиям, а команды, требующие практического исполнения. Голос ребёнка в общении столь же значим, как и голос взрослого. Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир.

Удобно, если ребенок занимает себя сам, подолгу сосредоточиваясь на предметах, и не доставляет окружающим хлопот. Однако, такое поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны.

6. Неправильная речь окружающих взрослых в семье, особенно вредна для детей раннего возраста неряшливая, быстрая речь, перегруженная непонятными трудными для детей словами. Это создает определенную пропасть между языком взрослых и возможностями ребенка, и он не пытается им подражать.

7. Культивирование периода довербального, жестового общения ребёнка с родителями. В этом случае ребенок использует чрезмерное количество звукоподражательных слов, обилие недифференцированных жестов, навязчивые требования недоступного предмета с помощью нечленораздельного мычания и плача.

8. Неадекватное речевое общение, когда родители не стимулируют появление понятных слов, постоянно сюсюкают с ребёнком и культивируют использование своеобразных по своему значению специфических «детских» слов типа «бу-бу», «ням-ням». Это затрудняет переход ребенка к правильно произносимым словам, не формирует его речевой слух.

9. Частое пребывание ребёнка в избыточной неинформативной речевой среде, по мнению многих автором тормозит его речевое развитие. Так, например, ребёнок чрезмерно много слышит речь взрослых, общающихся между собой, радио, телевидение, он привыкает не вслушиваться в речь и не придавать слову знакового значения.

Перечисленные социальные факторы сами по себе могут вызвать задержку речевого развития у ребенка, а их сочетание с биологическими вредностями (ПЭП, длительные соматические заболевания и пр.) ведет к стойкому речевому дизонтогенезу у ребенка младшего дошкольного возраста.

В то же время недостаточность фонематических процессов: фонематического слуха, слухового внимания, фонематического восприятия препятствует дальнейшему овладению речью. Большинство детей с недостаточностью фонематических процессов вторично имеют нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слова, что препятствует развитию познавательных процессов и приводит к трудности освоению программой.

А.И.Максаков также указывает, что уже в младшем дошкольном возрасте недостаточность развития фонематических процессов тормозит становление звукопроизношения, приводит к дислалии и фонетико-фонематическому недоразвитию речи (ФФНР).

Одновременно с этим, исследования педагогов (Н.В.Нищевой, Е.А.Стребелевой, Е.Ф.Архиповой, Ю.Ф.Гаркуша, Н.Х.Швачкина, Т.А.Детешидзе и др), по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста, как в норме, так и при речевом дизонтогенезе, подтверждают мнение о том, что успешность овладения речевой системой в дошкольном возрасте во многом определяется развитием фонематических процессов.

Из этого следует что, при проявлении речевого дизонтогенеза обязательно наблюдается отставание даже элементарных форм фонематических процессов (слуховое внимание, фонематический слух, фонематическое восприятие). Соответственно дальнейшее их развитие и созревание возможно лишь при целенаправленной коррекционно-развивающей работе.

Целью данной статьи является обсуждение проблем формирования фонематических процессов у детей младшего дошкольного возраста в условиях массового ДОУ.

В соответствии с указанной целью определялись его задачи:

1) проанализировать литературные данные по проблеме развития фонематических процессов у детей младшего дошкольного возраста.
2) изучить состояние фонематических процессов у детей младшего дошкольного возраста в условиях массового ДОУ и выделить детей с недостатками фонематического развития.

В качестве теоретических и методологических основ выступают:

  • положение о единстве законов нормального и аномального развития (Т. А. Власова, Л.С.Выготский, В.И.Лубовский);
  • представления о закономерностях речевого онтогенеза (В.И.Бельтюков, А. Н.Гвоздев, С.Н.Цейтлина, Т.Н.Ушакова);
  • работы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, О.Е. Громовой, отражающие положения отечественной логопедии о ранней диагностике и коррекции нарушений речевого развития.

Таким образом, изучив материалы по данной проблеме в современной литературе, можем отметить, что большое значение имеет ранняя диагностика на третьем году жизни. При речевом дизонтогенезе в младшем дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция повышает вероятность полноценного обучения в школе.

Список литературы:

  1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: Метод. Пособие /под ред. Ю.Ф.Гаркуша,– М. Аирис-пресс, 2005.
  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст]: учебное пособие/А.Н.Гвоздев – М.: Просвещение 1981.
  3. Датешидзе, Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития.[Текст]: / Т.А.Датешидзе – СПб.: Речь, 2004.– 128 с
  4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. [Текст] / под ред. Н. В. Стребелевой – СПб: Детство – Пресс, 2002.
  5. Левина Р.Е. Никашина Н.А., Спирова Л.Ф. и др. Общее недоразвитие речи [Текст] // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1989.