Интегрированный урок по теме "Изменения в повседневной жизни и моде в странах Западной Европы в эпоху Возрождения

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Цели:

Обучающая:

  • Систематизировать знания учащихся по теме: «Изменения в повседневной жизни и моде в странах Западной Европе в эпоху Возрождения».
  • Подвести учащихся к выводу, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.
  • Проследить динамику демографических процессов в XVI–XVIII вв. в Европе; охарактеризовать бытовые условия жизни европейцев в XVI–XVIII вв.
  • Показать в сравнении повседневную жизнь, быт различных слоев европейского общества, ощущение связи эпох, поколений через предметы и вещи материального мира (продукты питания, предметы быта, одежду и т.д.)

Развивающая:

  • Продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться иллюстративным материалом как источником содержания.
  • Развивать навыки индивидуальной и коллективной работы.
  • Способствовать формированию умения переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Аргументировать позицию от лица участников событий.

Воспитательная:

  • Способствовать политическому, экономическому и культурному развитию учащихся.
  • Способствовать развитию уважения к историческому прошлому народов, достижениям мировой культуры.
  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
  • Вызвать у учащихся чувства восхищения эпохой Возрождения и ее славными представителями.

Тип и формы урока: интегрированный урок повторения в форме игры– путешествия.

Оборудование:

  • Учебник по Новой истории, 7 класс, стр. 26-34.
  • Раздаточные материалы для конкурсов (карточки с вопросами и заданиями, понятия, тексты исторических документов).
  • Иллюстрации, репродукции картин художников эпохи Возрождения.
  • Дополнительная литература.
  • Материалы для практических занятий (бумага, клей, принадлежности для шитья, ножницы и др.).
  • Фрагменты музыкальных произведений.

Методы обучения: Словестный, наглядный, практический.

Формы организации урока: Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

Структура урока:

1. Организационный момент.
2. Сообщение цели урока, объявление правил урока.
3. Командные конкурсы:

  • «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны».
  • «Грим и пудра вытесняют мыло».
  • «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!..»
  • «Менялась жизнь – менялась и мода».

4. Подведение итогов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение цели урока, объявление правил игры-путешествия

Учитель истории. Вы уже познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран в начале нового времени, с жизнью монархов и дворян, купцов, ремесленников, крестьян. Но знаете ли вы, в каких условиях они жили, какова была в то время продолжительность жизни, что ели эти люди, во что одевались, чего боялись и о чем просили Бога? То, что происходит изо дня в день, называется повседневностью.

Вот и сегодня на уроке главной задачей у нас станет не только повторить пройденный материал, но и показать свои знания и проявить индивидуальные способности, т.к. каждый ученик должен внести свой вклад в общий результат своей группы.

Педагог ДО. В период раннего нового времени зарождается новое капиталистическое общество, основанное на частной собственности и рыночной экономике. Изменяются положение различных слоев населения: растет и богатеет буржуазия, втягивается в предпринимательскую деятельность дворянство, постепенно освобождается от личной зависимости крестьянство, растет число наемных рабочих. Таковы особенности экономики и общества нового времени.

Чтобы ближе познакомиться с жизнью различных слоев общества и понять, какие изменения произошли в повседневной жизни людей в Эпоху Возрождения, мы отправимся в путешествие по странам Западной Европы, а чтобы путешествие было интересным мы разделимся на команды и возьмем с собой в дорогу конкурсы и викторины, которые вы видите на игровом поле. Каждая команда получает путевой лист, в котором указаны станции нашего путешествия, где каждая команда примет участие конкурсах и викторинах.

Учитель истории. Чтобы как можно глубже окунуться в эпоху, мы представим себя представителями того или иного сословия. В путешествие мы отправляемся в составе команд: «Новые дворяне». «Буржуа». «Фермеры».

Учитель истории. Из истории средневековья и раннего нового времени вы знаете, что крестьяне не раз поднимали восстания против сеньоров, вели настоящие войны. Но это бывало не так уж и часто. Обычно они хоть и с трудом, но ладили друг с другом. Даже свою личную несвободу и многочисленные повинности крестьяне воспринимали как должное – ведь так было при отцах и дедах. Феодалы понимали, что даже худой мир лучше доброй ссоры.

Настоящими же врагами крестьян были чума, голод и война. « Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны»– этими словами начиналась молитва французских крестьян XVIII века.

Представим себе, что мы находимся в Европе в период раннего нового времени и узнаем, что способствовало рождению у людей того времени чувство неуверенности и страха.

Задания командам. За каждый правильный ответ один балл.

Первый конкурс. «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны» (Приложение 1).

Учащимся необходимо ответить на вопросы викторины:

Учитель истории. Как выдумаете, в чем причина ранней смертности в XVII веке?

Учащийся. Болезни, голод, война.

Учитель истории. От каких болезней преимущественно умирали люди в раннее Новое время?

Учащийся. От чумы, сыпного тифа, оспы.

Учитель истории. Чем объясняется фактическое отсутствие прироста населения в Европе в 16-17 вв.

Учащийся. Небольшой продолжительностью жизни, высокой детской смертностью

Учитель истории. Как объясняется высокая женская смертность?

Учащийся. Отсутствие медицинской помощи при родах, непосильным трудом по домашнему хозяйству.

Учитель истории. Голод был частым гостем в Европе. Что было основной причиной голодных лет?

Учащийся. Низкая урожайность, примитивные орудия труда.

Учитель истории. Как называли « сыпной тиф»?

Учащийся. «Алая лихорадка».

Учитель истории. Какова была средняя продолжительность жизни в раннее новое время?

Учащийся. 30 лет.

Учитель истории. Как называли больницы того времени?

Учащийся. Приюты для больных, калек и престарелых бюргеров.

Учитель истории. На сколько сократилось население Западной Европы в результате «черной смерти»

Учащийся. Чумы в XVI веке.

Учитель истории. Сколько тысяч человек унесла крестьянская война в Германии в 1524-1525 гг.

Учащийся. Более 100 тысяч человек.

Подведение итогов.

Учитель истории. Вывод. Чувство страха и неуверенности поддерживалось бесконечной чередой этих бедствий. Не успеет население оправиться от эпидемии, как начинается холодная зима, потом следует неурожай, и так бесконечно. Только к концу 17 века в связи с окончанием религиозных войн, улучшением питания и ростом личной гигиены население начинает расти.

Учитель истории. В те времена питание европейцев, естественно, зависело и от времени года, и от климата. Но главное – от имущественного положения семьи. Недаром говорили: « Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!..». Как вы знаете, в 16–18 вв. в европейских странах существовали поваренные книги. Если бы вам предложили написать такую книгу, то, какое меню составили бы вы для крестьянской семьи, семьи буржуа и для богатой аристократической семьи на один день. Для выполнения этого задания можно использовать дополнительные материалы и документы. На выполнение задания отводится 5 минут. Наивысшая оценка конкурса 5 баллов (Приложение 2).

Подведение итогов конкурса.

Учитель истории. Вывод. В доиндустриальную эпоху, подавляющую часть европейцев более половины того, что производила или зарабатывала, потребляла или тратила на приобретение продуктов питания. Различия в структуре питания зависели от региона и социального положения личности. По большей мере европеец питался овсом, ячменем. Пшеничная « революция» произошла в конце XVIII века, тогда как белый хлеб вытеснил из рациона европейца все прочие злаковые культуры. Картофель стал привычным блюдом лишь к началу XIX века. Мясо обычно ели раз в неделю. В прибрежных районах Европы мясо часто заменялось рыбой. В это время вошли в моду такие напитки как кофе, чай, горячий шоколад.

Педагог ДО. Как считают ученые, начало Новой истории не имеет точной даты и какого– либо конкретного события. Мир менялся, менялись люди. Это было время, когда новые черты в жизни общества существовали рядом с сохранившимися чертами средневекового уклада.

Росло богатство, и процветала роскошь. Но рядом – были бедность и нищета, болезни и лишения простых людей. Размах эпидемий можно объяснить, прежде всего, низким уровнем личной гигиены и почти полным отсутствием медицинской помощи.

А теперь мы с Вами вспомним, какими средствами личной гигиены, какой косметикой и парфюмерией пользовались в те далекие времена бедные и богатые, женщины и мужчины.

Конкурс 3 «Грим и пудра вытесняют мыло».

За каждый правильный ответ– команда зарабатывает 1 балл.

Командам предлагается ответить на вопросы:

Педагог ДО. Что способствовало распространению эпидемий в городах Европы Нового времени.

Учащийся. Размах эпидемий можно объяснить низким уровнем личной гигиены, почти полным отсутствием медицинской помощи, отсутствием канализации и стоков, систем очистки воды.

Педагог ДО. В связи, с чем исчезают бани в городах в XVI–XVII веках?

Учащийся. С ростом эпидемий бани превратились в рассадники заразы и их стали бояться. В XVI–XVII веках бани исчезли почти во всех городах Европы.

Педагог ДО. Как назывались бани в зажиточных домах и как мылись зажиточные горожане?

Учащийся. Бани в зажиточных домах назывались «мыльни». В «мыльнях» стояли деревянные кадки, в которых можно было вымыться горячей водой.

Педагог ДО. Когда вошло в повседневный быт человека нательное белье?

Учащийся. Нательное белье вошло в повседневный быт человека только в 18 веке.

Педагог ДО. Из чего делали мыло? Сколько сортов мыла было в те времена?

Учащийся. Мыло было двух сортов: мягкое и жидкое. Делалось оно из козьего жира и буковой золы.

Педагог ДО. Какими средствами по уходу и окраски волос пользовались женщины 15–17 веков?

Учащийся. Средства по уходу за волосами отличались чрезвычайным разнообразием. Чернили волосы лебедой, чечевицей, кипарисовыми листьями, шалфеем. Чтобы сделать волосы белокурыми, использовали дрожжи, сок айвы, масло мастикового дерева.

Педагог ДО. Как и чем ухаживали за бровями?

Учащийся. Брови чернились муравьиными яйцами или сажей с помощью иголки.

Педагог ДО. Из чего изготавливались модные дорогие и дешевые духи?

Учащийся. Духи приготовлялись из разных веществ и употреблялись также растения: роза, лилия, ирис, нарцисс. Из пахучего тростника изготовлялись дешевые духи.

Педагог ДО. Вывод. Общество того времени – это общество контрастов.

В костюмах, в быте людей эпохи Возрождения не было строгих ограничений, но и костюмы и быт людей того времени выражали имущественное положение человека в обществе.

Учитель истории. Эпоха Возрождения ознаменовалась появлением нового класса буржуазии, великими географическими открытиями и обширной торговлей между странами.

В этот период зарождается гуманистическая культура, независимая от церкви. В центре внимания – интерес к внутреннему миру человека. В различных странах культура Возрождения складывалась в разные периоды. Раньше всего она возникла в Италии (XIV век – до середины XVII века), во Франции и Испании оно зародилось с XV века, в Англии – с XVI до XVII века.

Педагог ДО. Каждой команде предлагается принять участие в конкурсе « Менялась жизнь – менялась мода». Команда делится на две группы. Первая группа должна составить рассказ-эссе о развитии моды в Испании, Италии, Франции в эпоху Возрождения.

Для выполнения этого задания им дается 5–7 минут. Можно использовать учебник, дополнительные материалы, которые лежат на столе. Вторая группа участвует в создании мужского или женского костюма того или иного государства.

Педагог ДО. На Ваших рабочих столах имеются технологические карты (Приложение 3), справочники по истории, специальная литература по истории костюма, литература о моде и стиле, учебники, ткани, клей, ножницы, бумага, картон, булавки, иглы, нитки. Используя все это, выполнить характерные дополнения к костюму той страны, где находятся наши путешественники. На выполнение работы дается 10 минут.

Учащиеся выполняют работу и представляют своих героев. Представления о моде в той или иной стране дополнит рассказ – эссе, составленный ребятами из первой группы.

Подведение итогов конкурса «Менялась жизнь – менялась мода».

Команды представляют рассказы-эссе о развитии моды в Испании, Италии и Франции, защищают костюм, характерный для периода эпохи Возрождения, который команды приготовили в ходе конкурса.

Учитель истории. Вывод. По одежде можно было определить, к какой группе общества относится человек. Поэтому, если даже у крестьянина или горожанина водились деньги, он не имел права одеваться как представитель высшего общества. Существовали «запретительные» постановления, касающиеся костюмов.

Возвышение в XVI веке Испании выдвинуло моду и нравы испанского двора. Этой моде подражали во всех странах Европы. И только во второй половине XVII века центром моды становится Париж. Одежда простых и небогатых людей значительно отличалась от костюма богатого человека. Это была простая, свободная одежда, длиной колен у мужчин, и длинные свободные юбки у женщин.

Итог урока.

Подведение итогов игры – путешествия, определение победителей.

Учитель истории. В раннее Новое время, как и прежде, повседневная жизнь людей была не легка. Голод, войны, болезни подстерегали человека ежедневно. Жизнь была короткой, население росло медленно. Одежда отражает историческую эпоху, ее порядки, взгляды на жизнь, представления о красоте.

Домашнее задание

Приготовить эскизы и отрезки тканей для выполнения муляжным способом исторических костюмов.

Литература.

  1. Белз Анна. История в костюмах от фарфона до денди. 2002.
  2. Бердник Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. 2001.
  3. Кочетков Н.С. Новая история. 17– 18 вв. Волгоград,2003.
  4. Святокум О.Е. Всемирная история.2002.
  5. Селютин И.Ю. Оригинальные модели модной одежды.2003.
  6. Справочник школьника нового типа. Санкт– Петербург, 2003.
  7. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М.,2003.
  8. Чернова М.Н. Настольная книга учителя истории 5-11 класс. М., 2006.
  9. Энциклопедия для детей. Всемирная история. Том 1. М., 1995
  10. Юдовская А.Я. Поурочные разработки по новой истории. М. 2001.
  11. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история. М.2007.