Обобщающий урок по теме "Эволюция". 11-й класс

Разделы: Биология

Класс: 11


Цели:

  • Обобщить и повторить знания по теме “Эволюция” применяя технологию полного усвоения: знать, применять, понимать, обобщать, анализировать, оценивать, творить;
  • Охарактеризовать формы борьбы за существование, как фактора эволюции видов в природе, разобрать примеры решения практических вопросов на основе учения о борьбе за существование.

Оборудование: на столах у учащихся лежит раздаточный материал: буклеты (имеются в приложении), коллекционный материал, карты, показывающие место происхождения растений.

На доске висит эпиграф – слова Козьмы Пруткова “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь”.

Ход урока

Организационный момент.

Повторение и обобщение знаний.

Урок начинается под звуки природы, голоса птиц.

Добрый день! Тема нашего урока: “ЭВОЛЮЦИЯ”.

Эта тема на сегодняшний день актуальная - мы готовимся к сдаче ЕГЭ по биологии. С вашего разрешения, эпиграфом к уроку мы взяли слова К. Пруткова “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь”. Зная тему и эпиграф, пожалуйста, поставьте цель. Учащиеся самостоятельно ставят цели урока. Учитель дополняет.

- Что такое эволюция?
- Необратимый процесс исторического изменения и развития органического мира.
- Когда образовалась наша удивительная планета Земля?
- Около 7-4,5 млрд. лет тому назад.
- Сейчас наш урок начинается под звуки природы, голоса птиц, шелест листьев, звуки весенней капели. Но тогда всего этого не было. Можно образно сказать:жизнь начиналась с чистого листа”.

(На доске висит чистый лист ватмана) На нашем чистом листе бумаги мы не можем изобразить процесс эволюции, но разобрать его постараемся.

- В какой среде зародилась жизнь?
- В водной.

Наносим на лист ватмана воду.

- Кто является основоположником эволюционной теории?
- Ч. Дарвин.

- На каком корабле он совершил путешествие?
- “Бигль” (Ищейка).

- Мы постараемся создать парусник, на котором отправимся в путешествие по волнам Эволюции. И назовем мы его “Эволюция”.

Какая бывает эволюция? – Микроэволюция, макроэволюция. (Учащиеся дают определения).

- Назовите 3 закономерности эволюции.

  1. Необратимый характер.
  2. Прогрессивное усложнение форм.
  3. Развитие приспособленностей. (Учащиеся поясняют закономерности примерами).

- Попытайтесь по внешнему виду растения сансевьера предположить родину происхождения растения.
- Кожистые листья, восковой налет, корневая система уходит неглубоко – все это указывает на то, что сансевьера появилась в жарком, засушливом регионе. Учащиеся находят по схеме (лабиринту) место происхождения растения. Это Африка.

- Для того, чтобы отправиться в путешествие нам необходимо поднять на паруснике паруса. Для этого мы ответим на вопросы.

- Что является элементарной единицей эволюции?
- Популяция.

- Назовите элементарный материал эволюции.
- Наследственная изменчивость.

- Какие факторы эволюции являются элементарными?

  1. Естественный отбор (направляет эволюцию).
  2. Мутационный процесс (поддерживает генетическую неоднородность природных популяций).
  3. Популяционные волны (поставляют массовость элементарного эволюционного материала для естественного отбора, волны жизни).
  4. Изоляция обеспечивает барьеры, исключающие свободное скрещивание.

- Что влияет на ход эволюции, а что обеспечивает направленность?

Названия элементарных факторов эволюции приклеиваются на нарисованный на ватмане парусник на месте парусов.

- Наш красивый парусник отражает суть эволюции. Но нужны спасательные круги-доказательства. Учащиеся называют доказательства и поясняют их (эмбриологические, анатомо-физиологические, биохимические, палеонтологические).

На пути нам могут встретиться подводные камни-противоречия эволюции. Назовите их.

- Комбинативная изменчивость, множество теорий происхождения жизни на Земле.

Парусник получился красивым. Мы смело можем отправляться на нем в путь.

- Вспомните, пожалуйста, основные направления эволюции и составьте кластер по этой теме. Учащиеся на доске составляют кластер.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
\/
АРОМОРФОЗ
ИДИОАДАПТАЦИЯ
ДЕГЕНЕРАЦИЯ

БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС
\/
ДЕГЕНЕРАЦИЯ
АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Это пути осуществления направлений эволюции.

Назовите движущие силы эволюции:

  1. Борьба за существование (внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями).
  2. Естественный отбор.

Выходят 3 девочки в костюмах АСКАРИДЫ. Под веселую музыку.

- Здравствуйте! Мы аскариды. Нас так обидно называют паразитами. Но посмотрите на нас – какие мы красивые, беленькие, гладенькие. А нас так обидно – паразиты. А какие мы хорошие мамы! Наши дети всегда в тепле, сытые, им весело, мы заботимся о них. Ну да ладно заболтались мы тут, нам пора. До встречи! Хотя уверены, вы нам не рады.

На этом примере учащиеся поясняют межвидовую внутривидовую и борьбу с неблагоприятными условиями.

-Немножко расслабились, а теперь тренировка ума. Учащимся предлагается решить задачу о маковом семени. (Задача напечатана в буклете).

Спелая маковая головка полна крошечных семян, из каждого может вырасти целое растение. Сколько получится растений мака, если все семена до одного вырастут? В одной головке примерно 3000 семян.

Решение записывается на доске и в буклеты.

И вновь к биологии. Учащимся предлагается посмотреть фрагмент фильма “Эволюция” и из коллекций, которые находятся у них на столах, составить цепи питания и записать их в буклеты.

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР.

Заглянуть в будущее или вернуться в прошлое всегда сложно, но интересно и необычно!

  Прошлое Настоящее Будущее
Надсистема      
Система   Человек разумный  
Подсистема      

Мы с вами немного поиграем. Игра называется “Шляпы” Учащиеся разбирают шляпы разного цвета и в своих группах готовят ответы по теме. “Эволюция”.

  • Белая шляпа – цифры и факты.
  • Желтая шляпа – все положительное.
  • Зеленая шляпа – все отрицательное.
  • Красная шляпа – эмоциональная.
  • Синяя шляпа – философская.

Учащимся дается 3 минуты для общения в группах, и они дают ответ, характеризующий свою шляпу по теме “Эволюция”.

Итог урока.

СИНКВЕЙН.

Сегодня мы много говорили об эволюции и нам сейчас нужно подвести итог, выявить суть. На столах у учащихся лежит памятка о синквейне. Учащиеся в группах, индивидуально составляют синквейн. Желающие зачитывают вслух. Итог подведен.

Совсем недавно мы отмечали большой юбилей Великой Победы. Вы оказываете посильную помощь ветеранам, поздравляете их. Забыть великий подвиг советского народа невозможно. Казалось бы, что общего между понятиями “эволюция” и “ война” Задумайтесь, очень много.

Под музыку ученица читает стих.

Начало века, как начало жизни,
Как белый снег, как чистая тетрадь.
В нее впиши свои слова и мысли,
Что новый век нам сможет дать?
Чем встретить новое столетье?
Решает каждый для себя.
Войною, голодом, смертями,
Иль миром, ближнего любя.
Хрустально чистою водою,
Веселым пением скворца,
Полями с утренней росою,
Орлом, смотрящим в небеса.
Хотелось бы, чтоб век грядущий
Был полон счастья и любви,
И что бы в мир, как в сад цветущий,
Ты мог бы с радостью прийти.
Не разрушать родной природы,
Не загрязнять бы небеса,
Не отнимать у братьев меньших
Морской простор, поля, леса.
Хотелось бы, чтоб век грядущий
Принес покой и мир в дома,
И чтоб народ на всей планете
Смог позабыть на все столетья
Эпоху войн, вражды и зла.

На доске висит ватман, на котором нарисованы 2 половинки лица - одна половинка молодой девушки, а другая половинка старой женщины. - Мы хотим видеть нашу Землю со светлым лицом, улыбающимся.

Учащиеся в буклетах заполняют страничку “Мои впечатления”.

Задание на дом: решить творческие задачи, напечатанные в буклете.