Генетические опыты Г.Менделя. Решение задач на моногибридное скрещивание

Разделы: Биология


Цели:

  • Охарактеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.
  • Сформировать знания о механизмах проявления закономерностей моногибридного скрещивания.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Тестирование

1 вариант

1.   Генетика — это наука о:

  • селекции организмов
  • наследственности и изменчивости организмов
  • эволюции органического мира
  • генной инженерии

2.   Ген кодирует информацию о структуре:

  • молекулы аминокислоты
  • одной молекулы тРНК
  • одной молекулы фермента
  • нескольких молекул белка

3. Фенотип — это:

  • проявляющиеся внешне и внутренне признаки организма
  • наследственные признаки организма
  • способность организма к изменениям
  • передача признака от поколения к поколению

4. Аллельными считаются следующие пары генов, определяющие:

  • рост человека — форма его носа
  • карие глаза — голубые глаза
  • рогатость у коров — окраска коров
  • черная шерсть — гладкая шерсть

5. Гетерозигота — это пара:

  • аллельных доминантных генов
  • неаллельных доминантного и рецессивного генов
  • разных аллельных генов
  • аллельных рецессивных генов

6. У людей в норме два разнояйцовых близнеца отличаются друг от друга:

  • по фенотипу
  • по генотипу
  • по фенотипу и генотипу
  • по числу хромосом в ядрах соматических клеток

2 вариант

1.   Ген человека — это часть молекулы

  • белка
  • углевода
  • ДНК
  • иРНК

2. Генотип организма — это:

  • совокупность всех генов данного организма
  • внешний облик организма
  • совокупность всех признаков организма
  • пара генов, отвечающих за развитие признака

3. Чистой линией называется:

  • потомство, не дающее расщепления по изучаемому признаку
  • разнообразное потомство,  полученное от скрещивания разны особей
  • пара родителей, отличающихся друг от друга одним признаком
  • особи одного вида

4. Гомозигота — это пара только:

  • рецессивных аллельных генов
  • доминантных аллельных генов
  • неаллельных генов
  • одинаковых по проявлению аллельных генов

5. Локус — это:

  • пара аллельных генов
  • сцепленные гены
  • пара неаллельных генов
  • расположение гена в хромосоме

6. Потомство, рождающееся от одного самоопыляющегося растения в течение нескольких лет, называется:

  • доминантным
  • гибридным
  • рецессивным
  • чистой линией

2. Устный ответ у доски

1. Охарактеризуйте роль открытия структуры нуклеиновых кислот для развития генетики.
2. Сопосотавьте роль наследственности и изменчивости организмов.

II. Изучение нового материала

1. Гибридологический метод изучения наследственности (рассказ учителя).
2. Моногибридное скрещивание (рассказ учителя).

III. Решение задач на моногибридное скрещивание

1. Основные этапы решения задач по генетике.

  1. Внимательно прочтите условие задачи.
  2. Сделайте краткую запись условия задачи.
  3. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
  4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
  5. Определите и запишите генотипы и фенотипы получен­ного от скрещивания потомства.
  6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.
  7. Запишите ответ навопрос задачи.

2. Задача для отработки и закрепления навыков оформления решения.

Задача 1. У томата гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Гомозиготная форма с гладкими плодами скрещена с растением, имеющим опушенные плоды. В F1 получили 54 растения, в F2 – 736.

  1. Сколько типов гамет может образовывать растение с опушенными  плодами?
  2. Сколько растений F1 могут быть гомозиготными?
  3. Сколько растений F2 могут иметь гладкие плоды?
  4. Сколько растений F2 могут иметь опушенные плоды?
  5. Сколько разных генотипов может образовываться в F2?

Объект: томат.
Признак: кожица плодов

А – гладкая
а – опушенная

Решение:

1. Записываем схему скрещивания. В задаче сказано, что скрещивают гомозиготное растение с гладкими семенами, значит его генотип АА, опушенного растения – аа.

2. Записываем скрещивание потомков F1.

3. Проводим анализ скрещивания. В F2  произошло расщепление: по генотипу – 1 (АА) : 2 (Аа) :  1 (аа); по фенотипу 3 (желтосеменные растения) : 1 (зеленосеменные растения).

4. Отвечаем на вопросы задачи.

1) Растения с опушенными плодами дает один тип гамет, т. к. его генотип гомозигота по рецессивному признаку.
2) Все растения F1  гетерозиготны. Поэтому количество гомозиготных растений с опушенными плодами в F1 – 0.
3) В С – 736 растений. Растения с гладкими плодами имеют генотип АА и Аа. Они составляют 3/4 от общего количества растений – 736 : 4 * 3 =  552.
4) Растения с опушенными плодами составляют ? от общего числа в F2, т.е. 736 : 4 = 184.
5) В F2 произошло расщепление по генотипу в соотношении 1 : 2 : 1, т.е. в F2 3 разных генотипа.

Ответ: 1) 1;    2) 0;    3)  552;   4) 184;   5) 3.

Задача 2. Черный цвет щетины у свиней доминирует над рыжим. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черной свиньи с генотипом FF и черного хряка с генотипом Ff?

Объект: свинья.
Признак: цвет щитины

F – черный
f – рыжий

Решение:

Ответ: все потомство имеет черный цвет щетины.

Задача 3. Нормальный слух у человека обусловлен доминантным геном S, а наследственная глухонемота определяется рецессивным геном s. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определите генотипы родителей.

Объект: человек.
Признак: слух

S – норма
s – глухонемота наследственная

Решение:

Р   глухонемая х норма
F1                 глухонемой

У ребенка проявился рецессивный признак, значит его генотип ss. В генотип ребенка одна аллель пришла из материнского организма, а вторая – из отцовского. У матери по условию проявился рецессивный признак. Поэтому её генотип ss. У отца нормальный слух, значит одна аллель у него доминантная, а другая рецессивная, которую он передал ребенку.

Ответ: генотипы родителей  ss и Ss.

Задача 4. От скрещивания комолого быка айширской породы с рогатым коровами в F1 получили 18 телят (все комолые), в F2 – 95. Каково количество комолых телят в F2?

Объект: корова.
Признак: наличие рогов

D – комолые
d – рогатые

Решение:

95 * 3/4 = 71,5 = 72 комолых телят

Ответ: 72 комолых телят в F2.

Домашнее задание: решение задач.

Задача 1. У человека фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак. Определите вероятность развития заболевания у детей в семье, где оба родителя гетерозиготны по данному признаку.

Задача 2. У кроликов шерсть нормальной длины доминантна, короткая – рецессивна. У крольчихи с короткой шерстью родились 7 крольчат – 4 короткошерстных и 3 с нормальной шерстью. Определите генотип и фенотип отца.

Список использованной литературы:

1. Гончаров О.В. «Генетика. Задачи», Саратов, издательство «Лицей», 2005 г.
2. Лернер Г.И. «Биология. Тренировочные задания», М: «Эксмо», 2011 г.