Открытый урок "Внешняя политика СССР в 1953–1964 годах"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики СССР в 1953–1364 гг;
  • Подвести учащихся к пониманию особенностей взаимоотношений между СССР и США,
  • Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы;
  • Продолжить формирование умений использования элементов компьютерных технологий группами учащихся, умение использовать материал электронного учебника;
  • Воспитание правильной гражданско-патриотической позиции в отношении своего государства.

Методическая цель: создание условий для реализации потенциала учащихся через применение дифференцированных заданий, личностно-ориентированного обучения, использование элементов компьютерных технологий.

Оформление доски: тема, новые слова( Холодная война, мирное сосуществование, Карибский кризис), даты (1950 – 1953 война в Корее, 1955 – создание ОВД, 1956 – события в Венгрии и Суэцкий кризис, 1962 – Карибский кризис), домашнее задание §28, 31.

Оборудование: карта, компьютер, проектор, тесты (у каждого на парте), документы (на парте)

Ход урока

1. Организационный момент

– Здравствуйте ребята, коллеги, гости. Наш сегодняшний урок посвящен теме « Внешняя политика СССР в 1953–1964 гг.». эта тема является составляющей блока «СССР в послевоенные годы. Становление народного хозяйства». В ходе урока мы должны ответить на вопрос:

– Какие события мировой политики показали необходимость решения внешнеполитических проблем мирным путем, недопущения новой мировой войны?

Но прежде проверим знания, полученные на прошлом уроке. Мы говорили об изменении курса внутренней политики. Чтобы выяснить, насколько вы усвоили материал, выполните задания теста, который лежит перед вами.

2. Проверка домашнего задания

Возьмите листы с заданиями, подпишите их и отметьте правильный вариант ответа. На это задание вам дается 5 минут.

1. После смерти И. В. Сталина председателем Совета министров СССР стал...

а) Г.М. Маленков;
б) Л.П. Берия;
в) Н.С. Хрущев;
г) Л.М. Каганович.

2. С докладом о культе личности И. В. Сталина Н. С. Хрущев выступил...

а) на XIX съезде;
б) на XX съезде;
в) на XXI съезде;
г) на XXII съезде.

3. В 1957 г. оппозицию Н. С. Хрущева составляли...

а) Г.К. Жуков, В.М. Молотов, Л.М. Каганович;
б) Г.К. Жуков, В.М. Молотов, Г.М. Маленков;
в) Л.М. Каганович, В.М. Молотов, Л.И. Брежнев;
г) Л.М. Каганович, В.М. Молотов, Г.М. Маленков.

4. При Н.С. Хрущеве СССР перешел...

а) к территориальному принципу управления экономикой;
б) к отраслевому принципу управления экономикой;
в) к самоорганизации экономической сферы;
г) к командно-административному принципу управления экономикой.

5. Н.С. Хрущев инициировал массовый засев...

а) гречихи;
б) кукурузы;
в) льна;
г) бахчевых культур.

6. Какое явление не было свойственно периоду правления Н. С. Хрущева?

а) массовые застройки в городах;
б) повышение зарплат и пенсий;
в) расширение личного хозяйства в деревне;
г) возникновение хлебного дефицита.

7. Открытое столкновение недовольных граждан с правоохранительными органами имело место...

а) в Черкассах;
б) в Новокузнецке;
в) в Новочеркасске;
г) в Кузнецке.

8. Какой пост занял Н. С. Хрущев после смерти И. В. Сталин?

а) председателя Совета министров СССР;
б) первого секретаря ЦК КПСС;
в) председатель Президиума Верховного Совета СССР;
г) генерального секретаря ЦК КПСС.

9. Кто принял постановление «О преодолении культа личности и его последствиях»?

а) XX съезд КПСС;
б) ЦК КПСС;
в) Верховный Совет СССР;
г) Президиум Верховного Совета СССР.

10. Кто занимал пост председателя Совета министров СССР после 1964 г.?

а) Л. И. Брежнев;
б) А. Н. Косыгин;
в) В. М. Молотов;
г) К. Е. Ворошилов.

11. По какому принципу образован ряд: А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, С. М. Эйзенштейн, Д. Д. Шостакович?

V. Проверьте ваши ответы

Ключ к тесту: 1. а); 2. б); 3. г); 4. а); 5. б); 6. в); 7. в); 8. б); 9. б); 10 б).

11. Деятели культуры, подвергающиеся гонениям во второй половине 1940-х гг.

3. Объяснение нового материала

– Завершили работу с тестом и отложите задания на край стола. Мы проверили знания, полученные по теме: «Внутренняя политика СССР после смерти Сталина»

– А какая еще бывает политика? (Внешняя и внутренняя.)

– Что такое внешняя политика?

– Об особенностях внешнеполитического курса Советского Союза после смерти Сталина мы сегодня с вами и поведем разговор.

Чтобы были понятны направления внешней политики 1953–1964 гг. нужно вспомнить, как СССР строил свою политику сразу после Второй мировой войны?

Толстых Юра получил индивидуальное задание и расскажет нам об основных событиях внешней политики предшествующего периода.

А вы постарайтесь ответить на вопрос: Какие наиболее крупные конфликты начального периода «холодной войны» вы изучали? ( презентация учащегося и его подготовленный ответ на вопрос)

Внешняя политика. В 1946 г. бывший премьер-министр Великобритании У. Черчилль произнес речь в США в Фултоне о «железном занавесе», отделившим весь свободный мир от стран социалистического лагеря (стран Восточной Европы, оказавшихся под контролем СССР). С этого момента принято вести отсчет холодной войны двух противоборствующих лагерей, предлагавших конкурирующие модели развития, капиталистическую и социалистическую. В 1947 г. президент США Г. Трумэн, чувствуя угрожающее усиление СССР, предложил доктрину («доктрину Трумэна»), согласно которой следовало сдерживать рост внешнеполитического могущества Советского Союза. Было бы предпочтительно вернуть СССР к тому состоянию, в котором он находился до начала войны. С этой целью был реализован план Маршалла в 1947. Он предполагал экономическую помощь европейским странам со стороны США в обмен на устранения коммунистов из своих правительств. 1949 г. стал чрезвычайно тревожным для стран Западной Европы. Во-первых, в Китае к власти пришли коммунисты во главе с Мао Цзэдуном. Во-вторых, Советский Союз провел успешное испытание ядерного оружия. Таким образом, была разрушена монополия США на это средство поражения противника. В значительной мере в ответ на это США и их союзники образовали военную организацию -Североатлантический союз (НАТО). В том же 1949 г. державы-победительницы спровоцировали распад единой Германии. В итоге на территории зон оккупации Великобритании, США, Франции образовалась Федеративная Республика Германии (ФРГ), в зоне оккупации СССР – Германская Демократическая республика (ГДР). В ответ на консолидацию стран Запада СССР инициировал образование Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), объединившего страны Восточной Европы.

Ответ: Обострение отношений с США по вопросу вывода советских войск из Ирана; война в Корее, берлинский кризис, события в Турции и Греции.

Какой вывод можно сделать о политике СССР в послевоенные годы?

Вывод: К началу 1950-х гг. из-за «холодной войны» все экономические связи СССР со странами Запада были разорваны.

Как результат в 1945–1947 гг. произошел отход от принципов сотрудничества, сформировалась новая система международных отношений, главными чертами которых были:

  • гонка вооружений;
  • ядерное устрашение;
  • информационная война.

С 1946 г. началась эпоха «холодной войны».

Что такое холодная война?

«Холодная война» – идеологическое, политическое, военно-стратегическое противостояние капиталистической и социалистической систем.

Рассказ учителя с последующей презентацией.

После смерти Сталина стало ясно просматриваться две линии в руководстве внешней политики:

Вячеслав Михайлович Молотов считал, что нужно сохранить жесткое противостояние двух систем, напрямую отрицал возможность политики мирного сосуществования.

Георгий Максимельянович Маленков, а впоследствии Никита Сергеевич Хрущев считали, что пришло время изменить политику государства и перейти к осуществлению мирного сосуществования двух систем. Они считали эту политику единственно возможной основой международных отношений. Это и определило политику СССР в постсталинский период.

Задачи внешней политики СССР.

  1. Борьба за военный и ядерный паритет с США. Соперничество со странами капитализма.
  2. Борьба за сохранение единства социалистического лагеря
  3. Борьба за социалистическую ориентацию стран 3-го мира

Рассмотрим более подробно, как СССР осуществлял на практике каждую из этих задач.

1. Социалистический лагерь – сообщение учащихся + презентация.

– Как СССР строил свои отношения со странами социалистического лагеря?

Работа с историческим документом учебник стр.296

Чтобы иметь более точное представление о взаимоотношениях между руководителями СССр и союзных ему стран, проанализируем исторический документ .

2. Отношение СССР со странами третьего мира.

О том, как СССР строил свои отношения со странами третьего мира нам подготовил сообщение Агафонов Михаил.

Выделите, в чем заключались особенности межнациональных отношений со странами третьего мира?

Советский Союз активно действовал и на территории Ближнего Востока. Поддерживая арабские страны в противовес Израилю, СССР поставлял огромное количество вооружения; советские военные специалисты помогали переоснащать армии ближневосточных стран.

Кроме того, СССР оказывал и финансовую помощь, давая огромные кредиты и займы.

СССР в 1965-1982 гг. Этот период развития советского государства принято называть «застоем» (в отличие от хрущевской «оттепели»), что означало стагнацию развития практически во всех сферах политической и экономической жизни страны. С 1964 г. главой высшего исполнительного органа – Совета Министров – стал А. Н. Косыгин, который занимал эту должность вплоть до своей смерти в 1980 г. Президиум Верховного Совета СССР сначала возглавлял Н. В. Подгорный (до 1977 г.), а затем Л. И. Брежнев, который одновременно был Генеральным Секретарем ЦК КПСС.

В 1977 г. был пересмотрен текст Конституции. В основе новой Конституции была идея достижения «развитого социализма». 6-я статья Конституции закрепляла за КПСС главенствующее положение в системе политического управления государством.

На съездах КПСС, проходивших в 1966-1981 гг. принимались решения о планах на ближайшие пятилетки, выполнение которых также строго контролировалось. Результаты достигались в основном только на бумаге, что, не мешало советскому руководству требовать столь же нереалистичных результатов для последующих пятилеток.

3. Просмотрите страничку электронного учебника и ответьте на вопросы:

– Как развивались отношения СССР со странами запада?
– Как решались проблемы разоружения?
– Какое событие стало кульминацией гонки вооружения, заставившее страны задуматься о разоружении?

§43 электронного учебника.

Просмотрев электронный учебник:

– Что вы узнали об основных направлениях внешней политики?

Какие события явились результатом измененного курса внешней политики СССР?

По каким принципам строились взаимоотношения со странами Запада?

Можно ли считать провозглашенный курс на мирное сосуществование отказом СССР от «холодной войны»?

Как решались проблемы разоружения?

Какие события стали кульминацией гонки вооружения?

Внешняя политика. После обострения отношений с западноевропейскими странами, разразившимся сразу после Второй Мировой Войны, в 50-х годах началось некоторое налаживание контактов между Советским Союзом и его западными соседями.

С 1955 года было проведено сокращение армии и к 1960 г. численность армии в СССР было сокращена до 2,5 миллионов человек. Параллельно с этим шел процесс сокращения вооружения, особенно ядерного. В 1958 г. Советский Союз первым заявил о прекращении ядерных испытаний. Только в 1963 году было подписано трехстороннее соглашение (СССР, Великобритания, США) о прекращении ядерных испытаний в воздухе, в космосе и под водой.

К концу 50-х гг. относится восстановление дипломатических отношений с Турцией, Японией и Ираном. Не столь радужными были отношения между СССР и Китаем. Доклад Хрущева и последовавшие за этим преобразования вызвали массовое недовольство в партийных кругах Китае и обвинения в отказе от истинного социализма. В 1960 г. СССР отозвал из Китая всех специалистов, что окончательно осложнило и без того накаленные двухсторонние отношения.

После этого пребывание советских войск на территории Китая стало невозможным, и все военные подразделения были срочно выведены из страны.

Курс на пересмотр традиционной социалистической системы управления и даже всего политического строя стал очевиден и в ГДР. Для предотвращения событий по венгерскому сценарию, было принято решение о строительстве разделительной стены между Восточным и Западным Берлином. До этого западная часть Берлина контролировалась правительством ФРГ и фактически оттуда велась антисоветская пропагандистская деятельность. Строительство Берлинской стены летом 1961 г. позволило приостановить массовую миграцию населения из Восточной части Германии в Западную и проникновение на территорию ГДР идей о либерализации политической системы.

Летом 1962 г. разразился так называемый Карибский кризис. Суть его заключалась в следующем: советское руководство решило разместить на Кубе, т. е. в непосредственной близости от берегов США, ядерные ракеты. Формально это оправдывалось наличием таких же ракет в Турции, у границ СССР. Узнав о появлении на

Кубе советских ядерных ракет, американское руководство всерьез рассматривало возможность ядерного удара по СССР. В ходе сложных дипломатических переговоров между Хрущевым и президентом США Кеннеди удалось достичь взаимоприемлемого решения проблемы: СССР убирает свои войска с Кубы, а США – с территории Турции. Также от США были получены гарантии сохранения социалистического строя на Кубе.

4. Закрепление материала.

Сравните внешнеполитический путь И.В. Сталина после окончания Второй мировой войны и международную политику, проводимую Н.С.Хрущевым. Какие новые черты этой политики можно отметить?

А теперь давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока:

Какие события мировой политики показали необходимость решения внешнеполитических проблем мирным путем, недопущения новой мировой войны?

– Выскажите свое мнение о событиях внешней политики 1953 – 1964 годов. Согласны ли вы с оценкой внешней политики Н.С.Хрущева, данной на октябрьском пленуме ЦК КПСС в 1964,охарактеризовавшем ее как АВАНТЮРИСТИЧЕСКУЮ?

5. Подведение итогов урока. Оценки

6. Домашнее задание

§28, 31.

Приложение 1, Приложение 2,
Приложение 3