Выживание в природе. 6-й класс

Разделы: ОБЖ

Класс: 6


ЗАНЯТИЕ: Правила поведения человека при попадании в условия вынужденного автономного существования.

ЦЕЛИ УРОКА:

учебная:

  1. Дать понятие об экстремальной ситуации и автономном существовании.
  2. Научить правильно экипироваться при подготовке в поход.
  3. Дать обучающимся понятие об ориентировании, научить их способам определения сторон горизонта без компаса.
  4. Закрепить знания о разновидностях съедобных растений и грибов.

воспитательная:

  1. Воспитывать в учащихся инициативу, готовность к принятию самостоятельных решений.
  2. Расширить словарный запас и работать над постановкой монологической речи.

ТИП УРОКА: бинарный (совместно с учителями географии и биологии).

ВРЕМЯ: 45 минут.

К уроку обучающиеся должны прочитать рассказ В. Астафьева “Васюткино озеро”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент – 2 минуты.

Проверка наличия обучающихся в классе, объявление темы, целей и вопросов урока.

II. Основная часть – 38 минут.

Вопросы урока:

  1. Понятие об экстремальной ситуации и вынужденном автономном существовании в природе.
  2. Экипировка человека, идущего в поход или в лес.
  3. Ориентирование на местности без компаса.
  4. Съедобные растения и грибы.

1-й вопрос (преподаватель ОБЖ):

Экстремальная ситуация – это ситуация, несущая в себе угрозу для жизни и здоровья человека.

Вынужденное автономное существование – это ситуация, при которой один или несколько человек оказываются отрезанными от остального мира.

2-й вопрос:

Экипировка: компас; нож; часы; минимум 2 коробка спичек, завернутых в полиэтиленовые пакеты и уложенные в разные карманы; запас еды; фляжка с водой; котелок или чайник, йод; бинт; противоболевое средство. Одежда должна быть чистой, сухой, многослойной, нижнее белье должно хорошо поглощать пот.

3-й вопрос (учитель географии):

Способы определения сторон горизонта без компаса:

  1. По таянию снега на больших камнях (быстрее снег тает на южной стороне).
  2. По муравейнику (в лесу муравейник расположен с южной стороны дерева, на открытой местности южная сторона муравейника более пологая; рисунок на доске).
  3. По мху на дереве и грибам рядом с деревом (мох и грибы растут с северной стороны).
  4. По ветвям на деревьях (крона дерева более густая с южной стороны. В густом лесу определить это порой бывает трудно, тогда нужно смотреть на сосну. Она обычно возвышается над остальными деревьями, и по ее кроне можно четко определить направление “север-юг”. (Не подходит данный способ для сосен, растущих на болоте).
  5. По годичным кольцам на спиленных пнях (с южной стороны расстояние между кольцами шире, чем с северной. (Крайне редко возможен такой способ).
  6. По солнцу и часам (в 6 утра солнце на востоке, в 12 – на юге, в 18 – на западе).
  7. По коре на березе (с южной стороны она более белая, соответственно с северной – более темная, часто в трещинах. (Очень надежный способ для определения сторон горизонта в густом лесу).
  8. По Полярной звезде.

Преподаватель ОБЖ:

Если человек заблудился, то нужно попытаться выйти на берег реки, к ручью, на какую-то лесную вырубку или поляну, в крайнем случае – к болоту.

Каким бывает лес. В густом лесу чаще встречаются хвойные деревья. Лиственные, напротив, встречаются в одиночных экземплярах. Лиственный лес встречается в основном по берегам ручьев, рек, озер, по краям еланей (лесных полян), а также на вырубках.

4-й вопрос (учитель биологии):

Съедобные растения и грибы: крапива (сначала заварить в кипятке), березовый луб от молодого дерева, березовый сок, малина, черника, голубика, морошка, клюква, плоды шиповника, брусника, смородина, черемуха, рябина, сыроежка.

Грибы, которые перед употреблением нужно сварить: подосиновик, подберезовик, белый гриб, маслята, лисички.

Съедобные грибы, которые нужно готовить особым способом, поэтому в условиях автономного существования их лучше не трогать: груздь, волнушка, опенок, рыжик.

Косвенные признаки съедобных растений:

  1. Кора растения обглодана животными.
  2. Птичий помет на ветках.
  3. Плоды растения поклеваны птицами.
  4. Множество косточек у основания куста.
  5. Плоды растения обнаружены в гнездах.

Никогда не трогать руками незнакомые растения или тем более плоды, так как они могут оказаться ядовитыми!

По ходу урока – обсуждение рассказа В. Астафьева “Васюткино озеро”.

Вопросы для обсуждения:

  1. Зачем Васютка ушел в лес?
  2. Как Васютка заблудился?
  3. Какие советы и приметы помогают Васютке?
  4. Как удается герою преодолеть страх?
  5. Каким способом Васютка приготовил себе пищу и как он заночевал?
  6. Какие знания о природе рек и озер помогли Васютке выйти к Енисею?
  7. Что помогло Васютке спастись в лесу?

III. Заключительная часть – 5 минут.

Краткий опрос на закрепление пройденного материала по вопросам урока. Подведение итогов урока. Домашнее задание.