Концентрация национального воспитания на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Особую актуальность учёт интересов всех населяющих Россию народов и культур приобретает в современных условиях, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали, в свою очередь, рост национального самосознания, этносов. В обществе появилось тенденция к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящую в национальную нетерпимость и терпимость.

Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений на современном этапе.

Народы Поволжья принадлежит к различным религиозным культурам традициям – христианской и мусульманской. Здесь проживают русские, татары, мордва, чуваши, немцы. Это ставит перед региональным образовательным пространством непростые задачи формирования дружественных, гуманистических межнациональных отношений, развития этнической толерантности.

Согласно декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО, толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культурой мира.

Воспитание национального самосознания ведёт к формированию толерантности, которая жизненно необходима в настоящее время.

Практика показывает, наиболее важным инструментом, ведущим к успеху на этом пути, является воспитание учащихся именно на культурно-нравственных ценностях многовековых традиций, обычаев, обрядов своего народа. Уважая себя, свою культуру, понимая национальную сущность, т.е. идентифицируясь, можно проникнуться аналогичными чувствами к людям другой культуры.

Стремление к Добру, Красоте, Истине – это базисные понятия нравственного сознания любого народа, поэтому педагогика массового воспитания должна умело её использовать в современных социальных условиях.

Научить ребенка «видеть и чувствовать» людей – одна из наиболее сложных и трудных задач воспитания. Знание – это не только моря и океаны, континенты и острова, невиданные растения и животные, это прежде всего добро и зло во взаимоотношениях между людьми. Русский философ Н. Лосский говорил: «к счастью, в душе человека есть сила, влекущая к добру и осуждающая зло, независимо от степени образования и знаний его: это сила – голос совести».

Нравственные ценности… Они неотделимы от всей жизни человека. Ребенок постигает их через свои поступки и взаимоотношения с людьми. Для нравственного воспитания ребёнка важно всё то, что проникает в его душу, одухотворяет и возвышает её. Самое главное, чтобы в юном сердце жила святыня.

Обращение к национальной культуре особенно актуально в регионах с многочисленным составом населения. Богатые традиции нравственно- эстетического воспитания этносов формирует в личности каждого ребёнка национальное самосознание и межнациональную терпимость, утверждая качественно новую – межнациональную форму социального бытия.

Духовник Московской епархии протоирей Валериан Кречетов подчеркивает: «Если упустить нравственность, то государство погибнет. Ум идёт вперёд, когда идут вперёд все нравственные силы в человеке. Мудрым может быть только нравственный человек!»

Воспитать ребенка – значит заложить в нём основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили её, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг, они осуществили своё духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту родину, в которой стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть.

Учёный И.А.Ильин полагал, что национальность человека определяется больше всего укладом его бессознательной духовности. «Покажи мне, - продолжает учёный, - как ты веруешь и молишься, как просыпается у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга, как ты поёшь, пляшешь, читаешь стихи, что ты знаешь «знать» и «понимать», как ты любишь свою семью, кто твои любимые вожди, гении и пророки, - скажи мне всё это, а я скажу какой нации ты сын, и всё это зависит не от твоего национального произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного».

И.А.Ильин утверждал, что этот уклад слагается, формируется и закрепляется, прежде всего, и больше всего в детстве. Воспитание детей есть, пробуждение их чувств к национальному духовному опыту, укрепление в нём их сердца, воли, воображения и творческих замыслов.

В центре воспитания развития личности на основе национальных ценностей, реализация идеи приоритета личности по отношению к коллективу, обществу, государству. Формирование ребёнка должно происходить путём присвоения им национального опыта в процессе деятельности и усвоения норм социально-этнических отношений.

У каждой из воспитательных систем при наличии общих подходов к их созданию должно быть своё «лицо», свой «образ».

Опираясь на знание исторического и краеведческого материала, учитывая национальные особенности села и обучающихся детей в нашей школе, была создана программа: «Возрождение истоков». Программа разработана, с целью углубления знаний истории родного края.

При реализации данной программы основными показателями результативности могут стать: ценностное отношение учащихся к своей малой родине, истокам, обычаям, отношение к семье, национальное самосознание.

В национальном воспитании важным является разъяснение ребёнку сокровенного смысла национальной территории как земного жилища, национального инстинкта и национального духа. Национальная территория не есть некое пространство « от столба до столба», но исторически данное и взятое его творческое задание, его живое обетование, жилище его грядущих поколений. Каждый человек должен любить национальную Россию, иметь живое чувство ответственности за всё то, что в ней совершается, обладать чувством собственного достоинства и чувством чести. Наш якорь спасения – восстановление и сохранение национальных начал и основ жизни, традиций патриотизма, верности идеалам Отечества.

Авторская программа кружка «Возрождение истоков»