Личностно-ориентированная направленность обучения иностранному языку старшеклассников в условиях базовой школы

Разделы: Иностранные языки, Администрирование школы


Если дети – национальное достояние любой страны, то одарённые дети –
её интеллектуальный и творческий потенциал.
Р.Н. Бунеев

В XXI в. качество населения будет признано приоритетным во всех национальных управлениях цивилизованных стран. Наша страна нуждается в национальной системе личностного развития интеллектуально одаренных людей, обладающих такими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами.

Как установлено исследованиями русского генетика П.Эфроимсона, даже небольшая страна, например с пятью миллионами жителей, но добившаяся развития и реализации 10% своих потенциальных гениев, за полвека оставит за собой в 100 раз более населенную страну, которая ставит им барьеры для своего развития [1].

Тогда, если мы хотим, чтобы Россия всегда занимала лидирующее положение в мире, необходимо отыскать эти 10% гениев, живущих в стране, и предоставить возможности для реализации их потенциала. Таким образом, виден четкий план действий в сфере образования:

1. Поиск талантливых детей.

2. Создание условий для реализации их таланта.

Как мы работаем с одаренными детьми?

Работа с перспективными и высокомотивированными обучающимися в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Старый Оскол Белгородской области является одним из приоритетных направлений школы, состоящим как из урочной, так и из внеклассной деятельности.

Учителя, работающие с одаренными детьми, на уроках применяют технологию проблемного обучения; создают ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники стоят перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет:

- организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;

- формировать личностные, познавательные, коммуникативные действия в обучении.

Для поиска одаренных детей серьезное значение в школе имеет проведение олимпиад и конкурсов различных уровней.

Учебный год 2008-2009 2009-2010 2010-2011
Кол-во

победителей и

призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

6

2 победителей

4 призеров

16

5 победителей

11 призеров

19

6 победителей

13 призеров

Кол-во участников и

призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников

6 участников

1 призер

10 участников

3 призера

12 участников

4 призера

Большие возможности педагогический коллектив школы видит в такой форме работы с талантливыми и перспективными детьми, как организация исследовательской деятельности, предоставляющей учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Программы работы с одаренными детьми, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, имеют существенные недостатки. В частности, усложнять программу, не вызывая перегрузок, можно только до определенного предела. Дальнейшее развитие возможностей ученика проходит в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку формирование творческих способностей осуществляется только через включение личности в творческий процесс. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм. Перефразируя Монтеня, можно утверждать, что при этом именно те, “кто знает больше”, становятся теми, “кто знает лучше”.

Одаренные дети, вовлеченные в исследования, могут двигаться вперед с резким опережением, оставаясь, тем не менее, в среде сверстников. Кроме того, совместная исследовательская работа со школьным учителем делает ученика на уроке его сотрудником. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него ответственность за других.

В нашей школе распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. Проектный метод или “обучение через делание” (по словам Дж. Дьюи), когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.

Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несет в себе черты универсальности.

Индивидуальные проекты укрепляют авторитет одного ученика, а групповые проекты имеют еще и немалое значение для воспитания других обучающихся.

В 2009-2010 учебном году в школе активизировалась работа научного общества “Эрудит”.

На протяжении трех лет традиционным стало проведение в апреле Дня науки, главным мероприятием которого является межшкольная ученическая научно-практическая конференция в рамках сетевого взаимодействия школьного округа №1. В работе конференции принимают участие обучающиеся МОУ “ООШ №2”, “ООШ №7”, “ООШ №8”, “ООШ №9”, “ОО Песчанской школы”.

2009 г. - “Формирование научного мировоззрения учащихся в процессе учебно- исследовательской деятельности”.

2010 г. - “Исследовательская деятельность обучающихся как средство развития личностного потенциала и творческой активности школьников”.

2011 г. - “Развитие интеллектуальных и творческих способностей в ходе проектно- исследовательской деятельности школьников”.

Учебный год 2008-2009 2009-2010 2010-2011
Всего участников 42 78 62
Обучающиеся МОУ “СОШ №5 с УИОП” 28 участников
(18 проектов)
48 участников
(24 проекта)
38 участников
(27 проектов)

При рассмотрении работ жюри всегда учитывает творческий подход к изложению и защите проекта, а также отмечает, что уровень выполнения работ обучающихся и качество презентаций проектных работ становится выше. Ребята выполняют как индивидуальные проекты, так и групповые, что позволяет им качественно углублять свои знания и выявлять свои ресурсы в области, соответствующей содержанию своих интересов.

К.Э.Циолковский говорил: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные”. Так и наши дети в своей исследовательской деятельности изучают труды известных ученых, затем на втором этапе вносят что-то свое, а затем, возможно, с нашей помощью, их ждут новые открытия! Эти слова очень точно иллюстрируют процесс творческого развития личности.

Результатом работы педагогического коллектива стало участие обучающихся МБОУ “СОШ №5 с УИОП” в конкурсах и проектах Национальной образовательной программы “Интеллектуально-творческий потенциал России” и других. По итогам 2010-2011 учебного года МБОУ “СОШ №5 с УИОП” школа стала лауреатом национальной образовательной программы “Интеллектуально-творческий потенциал России”, вошла в 100 лучших образовательных учреждений национальной образовательной программы “Интеллектуально-творческий потенциал России”, получив звание “Лидер образования 21 века”.

Список литературы

1. Эфроимсон А. Загадки гениальности. М.: Знание, 1991.