Урок математики с элементами краеведения по теме "Масштаб"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Тип урока: урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Цели урока:

дидактические:

  • повторение понятий “отношение”, “пропорция”, “отношение величин”;
  • введение понятия “масштаб”;
  • обучение решению задач по данной теме;
  • практическое применение понятия масштаб на картах Аллаиховского района;

развивающие:

  • формирование правильной математической речи;
  • развитие воображения;

воспитательные:

  • активизация познавательной и творческой активности учащихся.
  • воспитание любви к малой родине и родному краю.

Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint “Презентация”, таблица для самостоятельной работы (Приложение), фрагмент карты Аллаиховского района масштаб 1:800 000 (Рисунок 1), карта Села Русское Устье с прилегающими к нему рыболовецкими участками масштаб 1:300 000.

План урока

Этапы урока Виды и формы работы Слайды презентации

Время

1. Организационный момент Проверка готовности класса к уроку, приветствие, обмен тетрадями - 3
2. Актуализация знаний Устный счет 1-3 5
3. Мотивационное начало урока. Подготовка к учебно-познавательной деятельности. Вступительное слово. Постановка цели урока. 4-5 5
4. Изучение нового материала. Беседа. Коллективная работа. 6-11 7
5. Закрепление изученного материала. Применение полученных знаний на практике, индивидуальная работа по картам. 12-15 10
6. Творческое домашнее задание Объяснение творческого домашнего задания 16 2
7. Первичный контроль в игровой форме Игра “Да” или “Нет” 17-25 19
8. Подведение итогов, рефлексия Работа с классом, Выставление оценок за урок 26 4

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие. Сбор тетрадей с выполненным домашним заданием на проверку.

2. Актуализация знаний

Перед тем как мы начнем урок, давайте устно постараемся ответить на следующие вопросы. Внимание на доску (слайды 1-3).

1. Найдите отношение (отношение – частное двух чисел):

  • чисел: 3 и 7; 1 и 5;
  • величин: 1 см и 4 см; 3 см и 8 м.

(Если ответ неверный, то нужно объяснить, что об отношении величин можно говорить лишь в том случае, если они указанны в одних и тех же единицах измерения).

2. Выразите в километрах:

А) 32 000 000 см

Б) 600 000 см

В) 32 000см

Выразите в метрах:

А) 900 000 см

Б) 18 000 см

В) 7 000 000 см

3. Во сколько раз число 2 меньше числа 4? Число 6,3 больше числа 2,1?

Что такое пропорция? Проверьте, используя основное свойство пропорции, верны ли следующие пропорции:

    

3. Мотивационное начало урока.

А теперь откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока “Масштаб” (демонстрация слайда №4).

Сегодня мы продолжим изучение темы “Пропорции”. Рассмотрим её применение в одной из областей жизни. А главное:

  • узнаем что такое “карта” и когда появились первые карты;
  • дадим определение понятию “Масштаб”;
  • при помощи карт научимся определять расстояния между анселенными пунктами нашего района.

Выполнив все это - убедимся, какое важное практическое значение имеет материал сегодняшнего урока.

4. Изучение нового материала. (Cлайд 6)

Чертёж земли Московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань.
Вот море, Вот пермские дремучие леса.
А вот Сибирь…

Эти слова, произносил сын царя Бориса Годунова, занятый вычерчиванием карты русского государства, в замечательной пушкинской трагедии, беседуя с отцом.

Географическая карта – один из важнейших документов человеческой культуры. Путь к современным картам был долгим и трудным. Первые картографические изображения появились в Древнем мире. (Cлайды 7-9).

Посмотрите на древнюю японскую карту (слайд 9). Все материки на этой карте соединены в один континент, разве эта карта соответствует действительности? Как вы думаете: почему автор этой карты допустил такие грубые ошибки? (Карты составлялись на основе знаний, полученных с помощью компаса, часто эти измерения были не точны)

Язык карты должен быть точным. Карты необходимо чертить так, чтобы длине каждой линии на карте соответствовало вполне определенное расстояние на земле. Ведь увеличивая или уменьшая объекты, мы должны сохранять представление о настоящих размерах.

Рассмотрим пример. (Слайд №10) 1 см на плане соответствует 100 метрам на местности. Найдем отношение этих величин. Обратите внимание на единицы измерения величин.

Мы нашли отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего расстояния на местности. Эта величина называется масштабом. Записываем в тетрадь таблицу:

На карте 1 см
На местности 100 м = 10000 см
Масштаб 1 : 10000

Запишите определение масштаба в тетрадь (демонстрация слайда №11). Назовите населенные пункты нашего района по данной карте:

Рисунок 2

Найдите эти пункты на картах на своем столе

5. Закрепление изученного материала.

Решение задач (слайды 13-15) Самостоятельная работа: заполнение таблицы (Приложение) по готовым картам (Рисунок 1).

Рисунок 1

6. Творческое домашнее задание:

В качестве домашнего задания, я хочу предложить вам творческую работу. Она заключается в том, чтобы вы начертили план своей комнаты вместе с мебелью в масштабе 1 : 50.

№824, 826, 827, 830(б).

7. Первичный контроль в игровой форме. Игра “Да” или “Нет”.

А теперь проверим ваши знания в форме игры. Первый, кто справился с самостоятельной работой, выбирает номер вопроса (слайд 17) и отвечает на него. Затем вопрос выбирает тот кто справился с работой вторым и так далее. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Кто наберет наибольшее количество баллов - тот получает “5”.

8. Подведение итогов, рефлексия.

Сегодня вы узнали что такое карта? – …(ученики),

Сегодня вы познакомились с понятием масштаб – …(ученики),

Узнали о практическом применении пропорций - …(ученики),

Какие населенные пункты есть в нашем районе? …(ученики),

Дальше всех от поселка Чокурдах расположен населенный пункт … … (ученики),

Применили полученные знания на практике?... (ученики).

Оценки за урок. Спасибо за внимание!