Внедрение технологии развития субъектности ученика на примере урока музыки и пения в коррекционной школе VIII-го вида

Разделы: Музыка


Перед каждым заинтересованным педагогом, работающим в коррекционном образовательном учреждении, встает важный вопрос: как совместить формирование исследовательских умений, предполагающих способность ставить и решать исследовательские задачи, осуществлять поиск, обобщение и систематизацию информации, и детей с нарушением интеллекта, у которых, по определению специальной психологии, нарушены высшие психические функции и познавательная деятельность, кроме того, формирование и развитие такого ребенка, как утверждает традиционная дефектология, может идти только при направляющей пошаговой индивидуальной помощи педагога. А как же самостоятельность, творчество, научный поиск?»

Традиционная дефектологическая наука основным методом обучения наши детей всегда считала репродуктивный, работу по образцу, однако изменение социально-экономических условий и общей парадигмы образования коснулось и коррекционного образования. В нашу школу пришли методики развивающего, проблемного обучения, проектные. Разумеется, их внедрение и использование требует тщательного изучения, отбора и апробации на предмет доступности и возможности использования.

Для нас таким «обходным путем» стало изучение и внедрение технологии развития субъектности ученика, тема над которой работает наша школа и я, в том числе, уже в течение ряда лет.

Приоритетной характеристикой исследовательской деятельности выступает обеспечение субъектности ученика в образовательном процессе.

Субъектность — сложное качество личности, которое проявляется в деятельности и может быть представлено тремя аспектами:

  • способность к целеполаганию;
  • воля;
  • рефлексия.

Что же я пытаюсь изменить в способах выполнения учебно-познавательной деятельности учеником и в технологии преподавания учителя, чтобы развивать субъектность учащихся?

Во-первых, это осуществление целеполагающей деятельности учащихся и организация этой деятельности учителем. Человек вырастает по мере того, как растут его цели (Шиллер). В идеале ученик должен сам формировать свою личную цель, ставить учебную задачу и даже последовательность учебных задач.

Во-вторых, для развития субъектности необходимо научить ребенка проектированию собственной учебной и познавательной деятельности. «Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"! (Гете).

Так же одним из требований к современному уроку с позиции субъектности ученика является создание ситуации успеха – мотивов, стимулов, которые формируют у учащихся желание учиться. «Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать» (Ларошфуко).

Следующим необходимым условием развития субъектности учащихся является увеличение объема и уровня продуктивной деятельности и снижение объема деятельности репродуктивной. Конечно, уровень освоения продуктивной деятельности у наших учащихся различен. Поэтому необходима реальная дифференциация содержания. А это значит – разработка разноуровневых заданий. Здесь я столкнулась с целым рядом существенных затруднений, т.к. сначала надо было:

  • предварительно сформировать концепцию преподаваемого предмета;
  • вычленить ключевые понятия курса;
  • определить минимум общеучебных и специальных умений и навыков, которые должны быть освоены учащимися в процессе обучения.

План-конспект урока в 5 классе «Народная песня в творчестве русских композиторов»

Цели и задачи урока:

  • Образовательные: закрепить полученные знания об истоках народной музыки; закрепить понятие «симфонический оркестр», отработать навыки игры на народных музыкальных инструментах.
  • Коррекционно-развивающие: развивать умение выводить тему урока самостоятельно; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к фольклору через исполнение музыки своих предков; воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.

Тип урока: комбинированный

Используемые приемы, методы, технологии обучения: психолого-педагогические (рефлексия), игровые (имитация), гуманно-личностные (создание ситуации успеха), информационно-коммуникационные (презентация), технологии проблемного обучения (целеполагание), коррекционно-развивающие (логоритмика, развитие слухового восприятия), здоровьесберегающие (гимнастика для глаз, снятие позостатического напряжения).

Оборудование (демонстрационные, раздаточные), основные источники информации:

  • ТСО (м/м проектор, экран, ноутбук),
  • демонстрационные: презентация в программе Роwег Роint, раздаточные: электронные тестовые задания в программе «Конструкторе тестов», деревянные ложки, трещотки, треугольники, барабаны, маракасы, бубенцы, рубель, свистульки, народные костюмы,
  • музыкальный материал: аудиозапись и видеозапись финала IV симфонии П.И.Чайковского, сцена народного гуляния в балете «Петрушка» И.Стравинского.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности) в сфере самостоятельной познавательной деятельности (усвоение способа приобретения знаний, умения планировать свою деятельность, оценивать свою работу), в сфере культурно – досуговой деятельности (чувство уважения к народной музыке, приобщение к культуре русского народа).

Список используемой литературы: УМК Е.Д.Критской «Музыка» для 4 класса, энциклопедия русской народной музыки

ХОД УРОКА

(Перед началом урока дети выбирают галстук синего, желтого, зеленого или красного цвета).

1. Организационный момент

Вход под музыку (финал IV симфонии П.И. Чайковского). (1.30 сек) (Приложение 3)

Прежде чем мы с вами начнем обсуждение прослушанной музыки, я обращаю ваше внимание на экран. В течение всего урока вы будете получать разноцветные ноты за активную работу в разных видах деятельности — слушание, исполнение вокальной или инструментальной музыки, ответы на вопросы в области музыки и знание творчества композиторов. Чем активнее вы будете работать на уроке, тем больше ноток вы соберете. А это значит, интереснее и богаче будет выступление нашего классного оркестра в конце урока.

2. Объявление темы урока

Учитель. Все вы внимательно слушали музыкальный фрагмент, и вас не затруднит ответить на вопрос какая мелодия, тема, прозвучавшая в произведении вам знакома с раннего детства.

Дети. Это русская народная песня «Во поле береза стояла».

Учитель. Действительно, это так. В чьем исполнении прозвучало это произведение?

Дети. Произведение прозвучало в исполнении симфонического оркестра.

Учитель. Вы абсолютно правы. Но, как в симфоническое произведение проникла тема народной песни?

Дети. Тему песни «Во поле береза стояла» в симфоническое произведение включил композитор.

Учитель. Молодцы. Имя этого композитора вам тоже знакомо – это великий русский композитор П.И.Чайковский, который использовал тему народной песни «Во поле береза стояла» в финале своей IV симфонии. Я предлагаю нам вместе исполнить эту песню.

Исполнение песни в хороводе.

Учитель. Припомните. Встречались ли вы на уроках музыки с произведениями, где звучит тема народной песни?

Дети. Это балет «Петрушка».

Учитель. Очень хорошо, это действительно сцена народного гуляния во время «Масленицы», где композитор И.Ф.Стравинский, так же, как и П.И.Чайковский использует в своем произведении тему народной песни. Так кто же сможет сформулировать тему урока, о чем пойдет сегодня речь?

Дети. О народной песне в произведениях (в симфонических произведениях) русских композиторов.

Учитель. Правильно. Действительно, тема нашего урока: «Народная песня в творчестве русских композиторов».

3. Изучение нового материала

Учитель. А для того, чтобы тема нашего урока была изучена, предлагаю еще раз внимательно прослушать фрагмент 4 симфонии П.И.Чайковского, обратив внимание на то, как изменяется характер русской народной песни «Во поле береза стояла».

Просмотр видеофрагмента в исполнении симфонического оркестра

Вы прослушали произведение. Расскажите о характере этого произведения. В чем особенность музыки? Какие средства использует композитор, чтобы через тему народной песни передать характер русского народа?

Дети. Тембр, темп, динамика.

Учитель. Вы правильно заметили, что смена тембровой окраски характерна для этого музыкального фрагмента. А как вы думаете, с чем это может быть связано, от чего это может зависеть?

Дети. Это может зависеть от настроения. От звучания разных инструментов.

Учитель. Все верно. В этом произведении композитор старался передать сложную судьбу русского народа, его испытания во время русско-турецкой войны. Какие инструменты помогли отразить характер музыки?

Дети. Духовые инструменты.

Учитель. Замечательно. Эти инструменты перед вами. Обратите внимание на экран. Это флейта, гобой, тромбон. В каких высотных регистрах звучат эти инструменты?

Дети. Высокий. Средний. Низкий.

Учитель. А чтобы закрепить знания о высотных регистрах, предлагаю немного поиграть.

4. Физминутка

Давайте определим регистр, в котором звучит каждый из этих музыкальных инструментов. А для этого вспомним правила. Если услышите звучание верхнего регистра – хлопаем в ладоши вверху, звучание среднего регистра — хлопаем перед собой, звук в низком регистре – хлопаем внизу. Обратите внимание на ритм, который я вам предлагаю во время показа. (30 секунд).

5. Закрепление изученного материала

Учитель. Мы с вами отдохнули. Узнали много интересного, а для того, чтобы увидеть результаты нашего труда, предлагаю выполнить самостоятельную работу в виде электронного теста. (Приложение 1). Те ребята, которые уверены в своих силах, могут приступить к выполнению задания прямо сейчас, а те, кто сомневаются, могут восполнить свои знания, пользуясь картинными тестами на своих местах, и выполнят задание немного позже на компьютере. За правильно выполненное тестовое задание вы получаете синие ноты.

Выполнение теста (3-4 мин) (Приложение 2).

6. Гимнастика для глаз «Немного о музыке»

Молодцы, вы отлично справились с самостоятельной работой, затратили много сил. И наши глаза устали. Давайте дадим им отдохнуть, а для этого сделаем гимнастику – представьте, что вы музыкант. Играешь на клавишном инструменте. Правда, играть тебе придется на собственных веках. Необычно? Согласна. Итак, сядь на стул и приготовься. Тремя пальцами сразу легонько коснись своих век. Только пусть это будет целый аккорд. Коснулся, раз-два. Убрал, три-четыре. Поиграй так несколько раз, легонько без усилий.
– А теперь представьте, что ты – дирижер, правда, начинающий. Но у тебя есть свои секреты, ну-ка поделись ими. А точнее двумя взмахами. Работают только глазки, голова неподвижна. Первый взмах – сверху вниз. Второй – слева направо. Ну, может, это и не очень похоже на движение настоящего дирижера, ведь ты работаешь не дирижерской палочкой, а глазами. Кстати, именно так дирижировал знаменитый Леонард Бернстайн. Подирижируй еще немного.

7. Рефлексия

Учитель. Ребята, вы прекрасно поработали сегодня на ваших столах много цветных нот, распределите их по цветам. Поднимите руку, кто был самым внимательным слушателем, исполнителем, чаще других правильно отвечал на вопросы и прекрасно разбирается в творчестве русских композиторов. Как я и обещала, мы с вами составим с помощью ваших нот четыре линии ритмических рисунков. Перед вами нотный стан, каждая строка обозначена определенным цветом – пожалуйста, прикрепите свои ноты.

Учитель. Что ж все ноты на своих местах, а значит, наш классный оркестр готов к выступлению. Цвет вашего галстука соответствует цветовому полю, на котором изображен музыкальный инструмент. Возьмите эти инструменты. Предлагаю прочувствовать характер народной песни, как это делали великие мастера – русские композиторы П.И.Ч. и И.Ф.С., став исполнителями народной песни «Ах вы сени, мои сени» из балета «Петрушка». А управлять вашим оркестром будет компьютерная программа. Будьте внимательны. Слушайте музыку и следите за действиями на экране!

Звучит сцена масленичного гуляния из балета «Петрушка» И.Стравинского (колоколъностъ, тема песни «Ах вы сени, мои сени»). Играет детский оркестр, опираясь на появление музыкальных инструментов на мультимедийном экране. (3.00 мин) (Приложение 4)

Учитель. Пусть музыка будет верным спутником вашей жизни, пусть помогает во всех ваших начинаниях. До новых встреч с мировыми музыкальными шедеврами.

(В конце урока, когда будет звучать детский оркестр четыре организованные заранее группы детей, берут инструмент, который изображен на карточке именно такого цвета как их галстук. Таким образом, цвет нот и галстуков взаимосвязаны и являются не только средством мотивации, но и фактором определяющим деление учащихся на группы исполнителей).