Реформы П.А. Столыпина

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • рассмотреть внутреннюю политику правительства во главе с П.А. Столыпиным, проведение аграрной реформы, её ход и значение;
  • продолжить формирование навыков участия в обсуждении, работы с документами, аргументированной защиты своей точки зрения

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «История России 20 начало 21 века», авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт, мультимедийная презентация по данной теме

Тип урока – комбинированный

Основные понятия: хутор, отруб, переселенческая политика

План урока:

1. Актуализация знаний учащихся по теме «Россия в начале 20 века»
2. Личность П.А. Столыпина
3. Программа преобразований Столыпина
4. Проведение аграрной реформы, её значение и причины незавершённости

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

Обсуждение с классом вопросов (презентация слайд №1).  Нерешённые вопросы: крестьянский, рабочий (отсутствие законодательства), отсутствие гражданских свобод.

2. Личность П.А. Столыпина (краткая биографическая справка, подготовленная учащимся). Фото слайд №2

1862-1874 детство Петр Аркадьевич провел в усадьбе Середниково в Подмосковье, имении Колноберже Ковенской губернии, семья также выезжала в Швейцарию. Он получил хорошее домашние образование, позже закончил классическую гимназию. 1881-1885 П.А. Столыпин учился в Санкт-Петербургском университе. Его склонность к точным наукам выявилась еще в гимназии. По окончании получил диплом о присуждении степени кандидата физико-математического факультета. Петр Столыпин рано женился, еще будучи студентом в 1884 г. Его супругой стала Ольга Борисовна Нейдгардт – праправнучка А.В. Суворова, дочь обер-гофмейстера, действительного тайного советника Б.А. Нейдгардта, фрейлина императрицы Марии Федоровны. Ольга была невестой убитого в 1882 г. на дуэли Михаила Столыпина. Молодых людей сблизило общее несчастье. Петр Аркадьевич стрелялся с убийцей брата князем Шаховским и получил тяжелое ранение в руку. 1889, 31 марта назначен, по собственному прошению, предводителем дворянства Ковенского уезда и председателем ковенского съезда мировых посредников, а затем губернским предводителем дворянства. 1902, 12 июня назначение исправляющим должность гродненского губернатора, начало карьеры администратора крупных территорий. 1903, 28 февраля (15-е по ст. ст.) назначение саратовским губернатором; 21 марта (8-е по ст. ст.) представление П.А. Столыпина императору Николаю II. Саратовская губерния была зажиточной, но одновременно и самой трудной. Частая смена губернаторов не решала проблем земельные споров, затем крестьянских волнений и недовольства рабочих.Летом 1905 Саратовская губерния стала одним из главных очагов крестьянского движения. С казаками он объезжал бунтующие деревни, лично уговаривал крестьян успокоиться, угрожал Сибирью и каторгой. Самодеятельные крестьянские организации решительно разгонялись, зачинщиков обыскивали и арестовывали. За подавление крестьянского движения в Самарской губернии П.А. Столыпин был удостоен Высочайшей благодарности Николая II. 31 июля, 18 по ст. ст. – первое покушение на Столыпина (3 выстрела). В Саратове окончательно оформились политические и экономические взгляды П.А. Столыпина и программа его первых реформ. В апреле 1906 г П.А. Столыпин, получил телеграмму от председателя совета министров И. Л. Горемыкина, с распоряжением немедленно выехать в Петербург. 9 мая, 26 апреля по старому стилю 1906 г П.А. Столыпин стал министром внутренних дел. С этого времени и до конца Столыпин бывал на еженедельных докладах у императора.

3. Программа преобразований

Учитель предлагает записать следующие пункты программы реформ Столыпина:

– введение в ряде губерний военного положения и военно-полевых судов с целью стабилизации обстановки
– аграрная реформа
– введение гражданских свобод
– реформа местного самоуправления
– реформа образования (слайд №7)

4. Аграрная реформа

Объяснение учителя. Освещение актуальных вопросов – с какой целью проводилась реформа, составляющие части реформы, её ход (слайды №8,9).

Цель – создание класса земельных собственников, как социальной опоры самодержавия и противника революционных движений.

Проведение реформ:

Разрушение общины через право выделения земли в частную собственность, организация массового переселенческого движения в Сибирь, развитие крестьянской кооперации, широкое строительство на селе школ и больниц. Работа учащихся с документом учебника на стр.47, обсуждение вопросов к нему. Особое внимание при этом уделяется порядку выхода крестьян из общины (схема на слайде №10). Учащиеся записывают новые термины: хутор и отруб (слайд №11)

Учитель подводит краткие итоги аграрных преобразований (слайд №13)

1. К 1916 г. из общины выделилось 25-27 % крестьянских дворов (вопрос классу. А много ли это в масштабах всего государства? )
2. Рост с/х производства и экспорта хлеба за границу
3. Переселение в Сибирь более 3 млн. человек

Обсуждение с классом вопроса (слайд №14). Можно ли считать аграрную реформу успешной и завершённой? Совместное формулирование с учащимися причин не завершённости реформ.

Незначительные временные сроки. Сопротивление со стороны левых и правых политических сил. Сложные взаимоотношения Столыпина с царём. Убийство П.А. Столыпина в сентябре 1911 г. (слайд №15)

Подведение итогов деятельности П.А. Столыпина на посту премьер-министра.