Материалы для проведения олимпиады школьников по экологии. 5–8-й классы

Разделы: Экология


В настоящее время во многих регионах в базисный учебный план введен предмет экология. В Томской области учащиеся изучают экологию в 6-7 классах. Обучаясь в старшей школе, учащиеся принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии. Для учеников средней школы такой возможности нет. Данные материалы могут использоваться преподавателями школ для проведения олимпиады среди учеников средней школы.

Олимпиада включает в себя 4 тура заданий, сложность которых повышается на каждом последующем. По усмотрению учителя олимпиаду можно проводить по турам, а можно дать как одно целое.

1 тур

Из предложенных вариантов ответов выберите один верный. Максимальное количество баллов – 15.

1. Самые крупные и тяжелые животные обитают:

а) в водной среде жизни;
б) в наземно-воздушной среде жизни;
в) почвенной среде жизни;
г) биотической среде жизни.

2. Температура относится к факторам:

а) биотическим;
б) эвристическим;
в) антропогенным;
г) абиотическим.

3. Биогеоценоз – это совокупность:

а) популяций разных видов;
б) видов животных, растений, грибов и микроорганизмов;
в) растительных и животных организмов;
г) организмов и окружающей их неживой природы.

4. Биотические взаимоотношения, при которых одни организмы живут за счет особей другого вида, называют:

а) паразитизмом;
б) мутуализмом;
в) симбиозом;
г) хищничеством.

5. Наступление осенне-зимнего периода животные и растения определяют:

а) по установившимся низким ночным температурам;
б) по установившимся низким дневным температурам;
в) по сокращению длины светового дня;
г) по увеличению длины светового дня.

6. Не могут встречаться в одном сообществе следующие пары растений:

а) Подорожник средний – лютик едкий;
б) черника – голубика;
в) клюква – багульник;
г) сныть – сфагнум.

7. Отмершие листья деревьев образуют опад, который служит местом обитания и пищей для многих организмов. К каким факторам относится это явление?

а) антропогенный;
б) биотические;
в) абиотические;
г) верные все ответы.

8. Выберите правильное суждение:

а) в нашем городе плохая экология;
б) экологию необходимо охранять;
в) экология в нашем регионе испорчена;
г) экология – основа природопользования.

9. Видовое разнообразие растений увеличивается (возрастает) в направлении:

а) с севера к югу;
б) от подножья горы к ее вершине;
в) от поверхности океана к его глубинам;
г) от береговой линии к центральным областям океана.

10. Какие меры по очистке жилой зоны от бытового мусора вы бы применили:

а) сжигание мусора;
б) вывоз на свалки;
в) создание производств по вторичной переработке мусора;
г) захоронение мусора.

11. Танкер вылил в море нефть. К какому типу экологических проблем относится эта?

а) истощение природных ресурсов;
б) загрязнение природной среды;
в) уничтожение живых организмов;
г) образование нового хранилища нефти.

12. Плодовитость резко снижена у тех видов животных, которые

а) ведут хищный образ жизни;
б) имеют короткую продолжительность жизни;
в) заботятся о потомстве;
г) живут в неблагоприятных условиях среды.

13. К неисчерпаемым ресурсам относят:

а) нефть, каменный уголь, различные руды;
б) почву, растительность, минеральные соли;
в) водные и климатические ресурсы;
г) животный и растительный мир.

14. К проявлениям абиотических факторов нельзя отнести:

а) расселение одуванчика лекарственного;
б) растрескивание коробочки мака;
в) распространение желудей дуба;
г) перенос пыльцы мятликов.

15. “Чумой XX века” в научно-популярной литературе называют:

а) сердечнососудистые заболевания;
б) синдром приобретенного иммунодефицита;
в) онкологические (раковые) заболевания;
г) тропическую лихорадку Эбола.

2 тур

Из предложенных вариантов ответов выберите один верный. Максимальное количество баллов – 30.

1. В настоящее время государственных природных заповедников в нашей стране насчитывается (укажите наиболее близкое число):

а) 100;
б) 50;
в) 30;
г) 20.

2. Растения, обитающие в жарких сухих местах, избегают перегрева благодаря:

а) увеличению синтеза белка;
б) уменьшению нагреваемой поверхности;
в) увеличению фотосинтеза;
г) уменьшению количества хлоропластов.

3. Растения, надземные органы которых промерзают, но при этом сохраняют жизнеспособность, относят к экологической группе:

а) нехолодостойких;
б) морозоустойчивых;
в) жароустойчивых;
г) неморозостойких.

4. К редуцентам относятся:

а) муравьи;
б) лисы;
в) зайцы;
г) тараканы.

5. Функции продуцентов в водных экосистемах могут выполнять некоторые виды:

а) грибов;
б) моллюсков;
в) бактерий;
г) рыб.

6. Основные районы добычи угля в России и связанные с ними экологические проблемы, сосредоточены:

а) на Урале;
б) в Сибири;
в) в Европейской части;
г) на Дальнем Востоке.

7. К экологической группе мезофиллов, т.е. животных, которые предпочитают среднее увлажнение воздуха и почвы, относят:

а) майского хруща;
б) стрекозу четырехпятнистую;
в) водяного скорпиона;
г) ручейника.

8. К экологической группе растений-петрофитов, т.е. произрастающих на каменистых почвах, относят:

а) боярышник колючий;
б) альпийский мак;
в) клюкву болотную;
г) сфагнум дубравный.

9. Исчезающий или уничтожаемый крупный вид живого в рамках одного уровня экологической пирамиды заменяется:

а) более крупным видом;
б) более мелким видом;
в) таким же крупным видом;
г) не заменяется.

10. Наличие у наземных животных твердого и/или гидростатического скелета обусловлено:

а) дефицитом влаги;
б) низкой плотностью воздуха;
в) солнечной радиацией;
г) колебаниями температуры.

11. Экологическую нишу растения можно установить по:

а) жизненной форме;
б) величине;
в) числу побегов;
г) местообитанию.

12. Пахотные земли на нашей планете сосредоточены в основном:

а) в лесостепной и степной зонах;
б) в зоне влажных тропических лесов;
в) в субтропической и тропической зонах;
г) в зоне бореальных лесов.

13. В большинстве промышленно развитых стран выбросы загрязняющих веществ в атмосферу уменьшились или стабилизировались за счёт того, что в основу планирования природоохранной политики был положен принцип:

а) “всё связано со всем”;
б) “природа знает лучше”;
в) “все должно куда-то деваться”;
г) “платит тот, кто загрязняет”;

14. Избыток ионов, какого элемента в питьевой воде вызывает повреждение эмали зубов?

а) Ca – кальций;
б) S – сера;
в) P – фосфор;
г) F – фтор.

15. Перенос семян, спор, плодов растений животными, называется:

а) зоохорией;
б) зоофагией;
в) трансплантацией;
г) переселением.

3 тур

Решите экологические задачи. Максимальное количество баллов – 19 баллов. За задания 1-3 максимальное количество баллов – 9 (по 3 за каждое задание). За задания 4-5 максимальное количество баллов – 10 (по 5 за каждое задание).

Задача 1.

Как кукушонок “искупает вину” пред приемными родителями за выброшенные из гнезда яйца или птенцов?

Задача 2.

В наших прудах есть растение водокрас. Почка водокраса зимует на дне пруда, а летом “выскакивает” на поверхность водоема – и растение начинает активную жизнь. Как удается почкам водокраса подняться на поверхность?

Задача 3

Назовите типы биотических взаимодействий, существующих между грибами и насекомыми. Приведите конкретные примеры.

Задача 4.

Выберите правильный ответ из предложенных, аргументировано объясните свой ответ, объясните, почему остальные ответы являются ошибочными.

В чем проявляется участие функциональных групп организмов в биосфере? Объясните роль каждой из них в структуре биосферы.

а) растения, животные, грибы и бактерии формируют состав биосферы;
б) продуценты, консументы и редуценты участвуют в круговороте веществ биосферы;
в) различные виды функциональных групп организмов образуют пищевые цепи и способствуют круговороту веществ в биосфере.

Задача 5.

Выберите правильный ответ из предложенных, аргументировано объясните свой ответ, объясните, почему остальные ответы являются ошибочными.

Первый государственный природный заповедник в России был создан:

а) по примеру Йеллоустонского национального парка в 1898 году;
б) с целью прекращения охоты и восполнения численности черного баргузинского соболя в 1916 году;
в) после Октябрьской революции в 1919 году для сохранения редких видов растений дельты реки Волги;
г) в 1927 году для охраны популяции бобров, обнаруженных в бассейне реки Воронеж.

4 тур

Решите экологическую задачу. Максимальное количество баллов – 10.

С детства нам известно высказывание “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. В нем каждое слово начинается с первой буквы названия цвета радуги. Какие цвета и почему человеческий глаз воспринимает как “холодные” и “теплые”? Какое действие оказывает каждый цвет на психофизическое состояние человека?