Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей

Разделы: Школьная психологическая служба


В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение. Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ГБОУ ДОД БелОДЭБЦ способствует реализации основных направлений концепции дополнительного образования: личностно–ориентированного подхода к ребенку, доброжелательного отношения детей и взрослых, создания социально-психологических условий для обучения и полноценного развития детей.

Важными задачами психолого-педагогического сопровождения деятельности Центра являются:

  • содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся;
  • создание в педагогической среде психологических условий для полноценного развития и успешного обучения;
  • осуществление психологической помощи и поддержки педагогам, родителям в воспитании и образовании детей.

Деятельность Центра в рамках психолого-педагогического сопровождения организуется по следующим направлениям: психологическое консультирование и просвещение, психопрофилактика, психологическая диагностика, коррекционная работа. В течение учебного года в учреждении психологическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса осуществляется через следующие виды деятельности:

  • работа с педагогами дополнительного образования;
  • работа с обучающимися;
  • работа с родителями.

Целью работы с педагогами дополнительного образования является повышение их психологической компетентности по вопросам, связанным с обучением и развитием обучающихся. Повышение психологической грамотности педагогов дополнительного образования Центра по вопросам воспитания, формирования здорового образа жизни, межличностного взаимодействия проходит через работу педагогических советов, методического объединения, Школу педагогического мастерства и Школу молодого педагога. Консультирование педагогов организуется по запросу педагога или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики или коррекционной работы. Консультирование носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения. В рамках реализации плана работы Школы педагогического мастерства проводятся тренинги и научно-практические семинары.

В течение учебного года педагогом — психологом посещаются занятия педагогов Центра с целью оказания методической помощи по психологическим основам построения занятия.

Для организации психологического сопровождения учебного процесса в следующем учебном году, в мае проводится анкетирование педагогов Центра по следующим методикам:

  • уровень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в Центре;
  • выявление возможных проблем педагогов профессиональной деятельности;
  • выявление потребностей и запросов в психолого-педагогическом сопровождении деятельности педагогов в следующем учебном году.

Гармоническое развитие личности обучающегося складывается из согласованного функционирования трёх основных сфер: интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой. В работе учитывается влияние каждой из них на процесс обучения ребёнка в объединении, поэтому коррекционная работа включает индивидуальные и групповые формы и проводится по трём направлениям:

  • диагностическое;
  • коррекционное;
  • профилактическое.

Диагностическое направление – это диагностика интеллектуальной сферы, личностных особенностей, отношений со сверстниками, педагогами, родителями. Коррекционное направление включает работу по развитию навыков общения, коррекции эмоциональных состояний и нежелательного поведения. Ведется активная работа с детьми, требующими особого педагогического внимания по созданию социально-психологических условий для оказания им помощи преодоления проблем в психологическом развитии, обучении и поведении. Профилактическая деятельность осуществляется в целях предупреждения возникновения трудных ситуаций, жизненных проблем, определения ближайших перспектив разрешения проблем. Для этого проводится изучение личности ребенка через:

  • медицинскую диагностику;
  • социальную диагностику;
  • изучение проблем, связанных с развитием личности, самоопределением детей и подростков, профилактикой правонарушений;
  • психолого-педагогическую диагностику.

На основании анализа банка данных по всем видам диагностик, составляются планы коррекционной индивидуальной и групповой работы с обучающимися, планы консультаций педагогов и родителей по разрешению тех или иных проблем.

Кроме психологических консультаций и индивидуальных коррекционных занятий с детьми и взрослыми большое внимание отводится работе по профилактике нарушений психологического здоровья детей и подростков, целью которой является создание условий для переживания жизненных трудностей и восстановление душевного равновесия, преодоления внутренних конфликтов и противоречий во взаимоотношениях.

Основная и непосредственная работа с детьми и подростками по профилактике нарушений психологического здоровья проводится в рамках работы тренинга. Тренинги личностного роста, проводимые с обучающимися, способствуют формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей, создают условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем. В тренингах используются разнообразные формы творческого (художественного) самовыражения с применением движения, рисования, музыки, письма, импровизации. Все происходит в условиях, обеспечивающих поддержку участников с целью стимулирования его личностного роста и развития.

Существующая у нас система позволяет вести мониторинг личностных особенностей воспитанников по трем направлениям:

  • уровень воспитанности;
  • уровень умственного развития;
  • изучение психосоциальных областей личности.

Ежегодно в учреждении в начале и в конце учебного года определяется уровень воспитанности обучающихся. Мониторинг проводится по трем возрастным категориям: 7-10 лет (начальные классы), 11-14 лет (среднее звено), 15-17 лет (старшие классы) с использованием одного и того же диагностического инструментария, что позволяет увидеть динамику и своевременно реагировать на происходящие изменения. Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность педагогам определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств, а также дает возможность найти дифференцированный подход для формирования гражданской позиции обучающихся в общеобразовательном учреждении.

Для изучения уровня умственного развития воспитанников, позволяющая определить общий уровень развития и отследить динамику берутся следующие методики: “Тест умственного развития младшего школьника” (Авторы: Е.М.Борисова, В.П.Арасланьян), “Групповой интеллектуальный тест” (М.К.Акимовой, Е.М.Борисовой, В.Т. Козловой), «Школьный тест умственного развития для подросткового возраста» (К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др). Достоинством выбранных методик является ещё и то, что они позволяют определить склонности ребенка к одной из областей знаний. Обладание данной информацией дает возможность правильно спланировать индивидуальную работу с каждым воспитанником, опираясь на положительный результат в одной из областей знаний, вселить в него веру в успех и желание познания.

Для того чтобы учебно-воспитательный процесс был эффективным, каждый педагог должен обладать информацией об индивидуальных особенностях и способностях воспитанников. В психосоциальной области выделены параметры личностного развития и межличностных отношений:

  • мотивационная сфера;
  • тип характера, личностная и ситуативная тревожность;
  • развитие Я- концепции (самооценка, уровень притязаний);
  • межличностные отношения.

Мониторинг уровня удовлетворенности обучающихся жизнедеятельностью в образовательном учреждении, проводимый в конце учебного года всегда показывает высокий уровень удовлетворенности. Такие результаты — заслуга педагогов, которые в своей работе постоянно поддерживают интерес обучающихся к занятиям в детском объединении, используя разнообразные формы и методы обучения. Вовлекая обучающихся в различные массовые мероприятия, педагоги дают возможность каждому ребенку реализовать свои потребности, показать свои знания и умения, проанализировать результаты своей работы.

Выявление и поддержка одаренных детей является важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в системе дополнительного образования детей. В сопровождении одаренных детей решаются следующие задачи:

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
  • формирование адекватной самооценки;
  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
  • профилактика неврозов;
  • предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников.

Работа с родителями обучающихся направлена на повышение их психологической компетентности в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей, на создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей за воспитание и развитие ребёнка. В течение учебного года организуются групповые и индивидуальные консультации, круглые столы и тренинги для родителей, проводится работа по диагностике детско-родительских отношений. В течение года пополняется методический материал «Психология для родителей», где можно познакомиться с материалом по возрождению семьи как основы духовного и физического развития нации, как быть хорошими родителями, изучить методы быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения.

Таким образом, используя все эти методы и формы работы, психолог совместно со всеми участниками учебно-воспитательного процесса оказывает содействие психологическому и личностному развитию обучающихся.

Список литературы:

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – М.;СПб.: Питер, 2006.
  2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе- М. 2001г, 298
  3. Выдержки из Приложения к письму Минобразования России 27.06.2003 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.
  4. Немов Р.С. Практическая психология. – М.: Владос, 1998.
  5. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога- М.1998г
  6. Рабочая книга школьного психолога /под ред. Дубровиной И. В. - М. 95г.
  7. Методическая газета. Школьный психолог.