Урок на тему "Массовая доля растворенного вещества"

Разделы: Химия


Цель урока: сформировать понятие о массовой доле растворённого вещества в растворе, научить применять полученные знания на практике.

Задачи.

Образовательные:

  • Научиться готовить растворы с указанной массовой долей растворённого вещества, соблюдая правила ТБ.

Воспитательные:

  • Совершенствовать навыки химического экспериментирования, воспитывать аккуратность и бережное отношение к школьному имуществу;
  • Продолжить согласованное формирование практических навыков и единых требований к проведению и оформлению лабораторных и практических работ.

Развивающие:

  • Развивать самостоятельность, творческую активность, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: весы, мерный цилиндр, химические стаканчики, вода, хлорид натрия, лекарственные препараты – 5% спиртовый раствор йода, физиологический раствор, глазные капли, 9% раствор уксусной кислоты.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: беседа, объяснение, практическая работа, самостоятельная работа.

Ученик должен знать: понятия “раствор”, “массовая доля растворённого вещества”, “масса раствора”, “масса растворённого вещества”.

Ученик должен уметь: вычислять долю компонента (вещества) в смеси (растворе), работать с весами и веществами.

Эпиграф к уроку:

“Теория – это хорошая вещь, но правильный эксперимент остается навсегда”. (П.Л.Капица)

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Подготовка учащихся к работе.

2. Ориентировочно-мотивационный этап.

Учитель: Когда человек начинает знакомиться с новым учебным предметом, темой, то всегда возникают вопросы, зачем нужно изучать именно этот предмет, чем именно интересна данная тема. Что такое химия?

Учащиеся: Это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Учитель: Мы изучаем химию, чтобы полученные на уроках знания могли применять на практике.

Как приготовить раствор для засолки огурцов?

Как приготовить раствор для промывания горла при ангине?

В каком соотношении брать воду и соль?

На сегодняшнем уроке мы научимся готовить эти и другие растворы.

3. Операционно-исполнительский этап.

Учитель: Растворы имеют чрезвычайно большое практическое значение. В растворах протекают химические реакции, лежащие в основе обмена веществ в живых организмах, растворы широко применяются в медицине, промышленности, в различных лабораториях. Значимость растворов диктует необходимость умения их приготавливать. В химической практике наиболее важны растворы, приготовленные на основе жидкого растворителя. Широко распространённым и применяемым неорганическим растворителем является вода. Кроме того, широко в качестве растворителя используют спирт. А то, что мы растворяем в воде будет растворённым веществом. Давайте сейчас представим, что мы с вами лаборанты. (Класс делится на группы – пары.)

1 и 4 группа - лаборанты – агрономы – делает раствор для обработки семян перед посевом.

2 и 5 группа – лаборанты – фармацевты – делает раствор для промывания нса при насморке.

3 группа – кулинары – готовят раствор для засолки огурцов.

(Инструкция для работы в приложении. (Приложение 1))

Учащиеся: Работают в парах, готовят растворы.

Учитель: Важной характеристикой раствора является концентрация или массовая доля растворённого вещества в растворе. Она выражает относительное содержание растворённого вещества в растворителе.

Массовая доля растворённого вещества – это отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Массовую долю выражают в процентах или долях единиц:

W = [m (в-ва)/m(р-ра)] x100%, где

W – массовая доля растворённого вещества

m (в-ва) – масса растворённого вещества (г, кг)

m (р-ра) – масса раствора (г, кг)

Массу раствора можно определить по формулам:

m(р-ра)=Vp

m(р-ра)=m(в-ва) +m(воды)

V – объём раствора (мл, л, м3)

p – плотность раствора (г/мл, г/л, кг/м3 )

А теперь давайте определим массовую долю вещества в вашем полученном растворе.

Учащиеся: Записывают все формулы в тетрадь и проводят вычисления по формуле.

1) Находят массу раствора.

2) Находят массовую долю растворённого вещества.

3) Пишут ответ.

Учитель: проверяет правильность выполненного задания и просит открыть учебники. Рассматривают вместе с учащимися типовые задачи из учебника и сразу даём домашнее задание:

1. Читать по учебнику параграф 24.

2. Выучить, что называют массовой долей растворённого вещества.

3. У вас дома у всех имеется аптечка с лекарственными препаратами. Найдите такие лекарственные препараты, где на этикетке указано процентное содержание растворённого вещества. Составьте одну задачу и решите её.

3. Рефлексионно-оценочный этап

Учитель: На ваших столах имеются флаконы с лекарственными препаратами, уксусной кислотой. На этикетках каждого написано какого процентное содержание вещества в данном растворе и дана масса раствора. Процентное содержание показывает, что в 100 граммах воды растворено столько-то граммов вещества. Например, (показываю 5% спиртовый раствор йода) в 100 граммах спирта растворили 5 грамм йода. Вам необходимо вычислить какова масса растворённого вещества в данном растворе.

Учащиеся: Составляют условие задачи, пишут данные и решают задачи.

Учитель проверяет правильность выполненного задания.

Приложение 1

Инструкция группе фармацевтов.

1. Для промывания носа при насморке применяют раствор хлорида натрия – 10 г соли растворяют в 100 мл воды.

2. Подготовьте весы к работе.

3. Проведите взвешивание вещества с помощью весов с разновесами.

4. Отмерьте необходимый объём воды при помощи мерного цилиндра.

5. Приготовьте заданный раствор соли.

Инструкция группе кулинаров.

1. Для засолки огурцов применяют раствор поваренной соли – 4 г на 50 г воды.

2. Подготовьте весы к работе.

3. Проведите взвешивание вещества (поваренной соли) с помощью весов с разновесами.

4. Отмерьте необходимый объём воды при помощи мерного цилиндра.

5. Приготовьте заданный раствор соли.

Инструкция группе агрономов.

1. Для выращивания рассады используют полновесные семена. Для этого их погружают в раствор поваренной соли – 2,5 г соли на 50 г раствора.

2. Подготовьте весы к работе.

3. Проведите взвешивание вещества (поваренной соли) с помощью весов с разновесами.

4. Отмерьте необходимый объём воды при помощи мерного цилиндра.

5. Приготовьте заданный раствор соли.