Психологический подход к проблеме профессионального самоопределения

Разделы: Школьная психологическая служба


В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. Задача психологов – дать обучающимся психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих проблем помочь в совершении профессионального выбора или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.

Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного выбора профессии. Процесс профессионального самоопределения включает: развитие самосознания; формирование системы ценностей; моделирование своего будущего; построение идеального образа – профессионала.

Какую личность считать самоопределившейся? В нормативном плане это – социально созревшая, устойчивая личность, способная адекватно понимать и осуществлять свои права и обязанности. Этот подход лишен субъективной стороны самосознания – осознания своего “я”. Психологическое сопровождение выбора профессии должно строиться на нормах и законах психического развития человека. Одной из фундаментальных для психологии развития является категория возраста (Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.).

Основные характеристики личностного самоопределения залючаются в следующем:

  • потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;
  • личностноесамоопределение ориентировано в будущее;
  • личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему.
  • В психологическом плане самоопределившаяся личность – это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, – это субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений.

Личностное самоопределение является более широким понятием, но это не означает, что профессиональное самоопределение целиком включается в личностное. Профессиональное самоопределение по сравнению с личностным предполагает часто более конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных отношений и ответственности за данную работу, что связано с самим определение профессии как ограниченного вида деятельности.

Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности:

  1. Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.
  2. Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствует собственным представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности.
  3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора.
  4. Неадекватная самооценка.

Решение любых психологических проблем связано, прежде всего, с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Работа по повышению уровня самосознания и самооценки позволяет обучающимся выйти осознание уровня мотивации профессионального выбора реально действующих желаемых мотивов труда, обострить психологические противоречия, которые могут заставить учащихся решать проблему профессиональных поисков профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.

Жизненный план возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как объективной, так и созерцательной, жизненный план – это план деятельности, поэтому он заземляется, в первую очередь, на выборе профессии.

Говоря о жизненных планах юношества, нельзя не сказать об их месте в жизненной перспективе личности. Что составляет сущность жизненной перспективы? Это жизненные планы, цели, ценностные ориентации. Так, жизненные планы являются средством осуществления жизненных целей, их конкретизацией в хронологическом и содержательном аспектах. Жизненные цели – это более масштабные и хронологически менее определенные события, чем планы. В качестве примеров жизненных планов можно назвать поступление в вуз, вступление в брак, повышение в должности; в качестве жизненных целей – хорошая работа, материальная обеспеченность, счастливая семейная жизнь и пр.

Предполагается, что реализация планов, в конечном счете, приводит к осуществлению жизненных целей. Таким образом, жизненные планы рассматриваются как средства достижения жизненных целей, которые в свою очередь являются предметным выражением наиболее общих ценностных ориентации личности. Поэтому жизненные планы составляют ближайшую перспективу личности, а цели – отдаленную.

Выбор профессии старшеклассниками определяется их ближайшей перспективой, но если он не будет обусловлен отдаленными жизненными целями, то по прошествии момента осуществления выбора снова возникнет ситуация неопределенности и необходимости формирования новых планов.

Можно сделать вывод, что жизненные планы, цели и ценностные ориентации играют весьма существенную роль в жизненном и профессиональном самоопределении старшеклассников. Их роль заключается в выполнении формирующей, регулятивной и направляющей функций по отношению к построению и реализации жизненной перспективы.

Результатом профессионального самоопределения для самого подрастающего человека в старшем школьном возрасте является относительно определенный, положительно эмоционально окрашенный и реалистичный план, как минимум, ближайших шагов на профессиональном пути (выбор формы профессионального обучения, учебного заведения).

По итогам развития ребенка в школе результатом его профессионального самоопределения должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. А результатом его самостоятельной деятельности является составление личного профессионального жизненного плана (или, что ближе к реальности, плана профессионального “старта” и ближайших вслед за ним шагов). Также важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является отчетливо сознание того, что “я сам” выбрал профессию. Если всего этого нет, то нет и самоопределения как такового.

Литература:

  1. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации. – Вопросы психологии, 1988, №1.
  2. Махаева OA, Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ “Перспектива”, 2000. – 48 с.
  3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Воронеж, 1996.