Урок литературного чтения в 3-м классе по рассказу К.Г. Паустовского "Барсучий нос"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с писателем К.Г.Паустовским и его рассказом “Барсучий нос”;
  • развивать мыслительную, речевую деятельность, умение работать с текстом, правильно строить свои ответы и формулировать свои мысли;
  • воспитывать любовь к животным и природе, умение сочувствовать.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Оборудование: портрет писателя, ноутбук, презентация, карточки – телеграммы с вопросами

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями раздела “Художник “Осень”. Познако-мимся с рассказом К.Г.Паустовского “Барсучий нос”, составим план к произведению. Продолжим заполнение словаря “Писатели и осень” словами, характеризующими осень.

3. Подготовка к восприятию произведения.

1) Знакомство с биографией писателя, с его портретом. Слайд 2.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В семье было еще два брата и сестра. Из-за работы отца семья часто переезжала с места на место.

После Москвы они жили в Киев, Пскове.

2) Профессии писателя. Слайд 3.

К.Г.Паустовский переменил много профессий: он был кондуктором трамвая, рабочим на заводе, простым рыбаком, санитаром в Первую мировую войну. В гражданскую войну воевал в Красной Армии. В Великой Отечественной войне он был военным корреспондентом.

3) Пейзаж Мещерского края. Слайды 4-9.

За свою писательскую деятельность он побывал во многих уголках нашей необъятной страны. Особенно он горячо полюбил Мещеру. Там было все, что привлекало его: глухие леса, извилистые лесные реки, заброшенные дороги и даже постоялые дворы…

Писатель обязан Мещере многими своими рассказами. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное, быть добрым и честным.

Книги К.Г.Паустовского переведены на многие иностранные языки. Писатель награжден орденом Ленина.

4) Книги писателя детям. Слайд 10.

Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, предназначенные для детей. Это “Резиновая лодка”, “Золотой линь”, “Заячьи лапы”, “Стальное колечко”, “Корзина с еловыми шишками”, “Барсучий нос”.

Всю свою любовь писатель посвятил трем темам: людям, природе, искусству

5) Сообщение о барсуке. Слайд 11.

Показ изображения барсука, сообщение о нем.

– Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью.

По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живет в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озер. Ежегодно ремонтируют и расширяют свое жилье. В результате получается сложный, многоэтажный лабиринт подземных ходов с множеством выходов и тупиков. Отверстие норы имеет обычно полуовальную форму. На глубине 2-3 м и на значительном расстоянии от входа, на 8-10 м и более, звери выкапывают обширную камеру размерами 1 м в высоту и 1,5 м в ширину. В очень старых норах иногда можно встретить две или три камеры, расположенных одна под другой. Пища барсука очень разнообразна и состоит как из животных, так и из растительных кормов. Он ест жуков, их личинок, червей, лягушек, змей, яйца птиц и птенцов, мелких млекопитающих: мышей, полевок, а иногда и зайчат. Нередко поедает и падаль. Кроме того, в большом количестве употребляет в пищу коренья и стебли многих трав, грибы, орехи, желуди, особенно сладкие ягоды и фрукты.

Барсук – сумеречное и преимущественно ночное животное. У барсука хорошо развиты обоняние и слух, слабее – зрение. В спокойном состоянии зверь передвигается медленно, вперевалку; будучи испуганным, бежит довольно быстро. Хорошо плавает.

6) Словарная работа. Слайд 12.

Объяснение учащимися значения следующих слов: деготь, челн, вереск, пуд (проверка домашнего задания).

4. Физкультминутка.

– Как живешь?

– Вот так! (дети показывают большой палец)

– Как идешь?

– Вот так! (по ладони ведут двумя пальцами, показывая шаги)

– Как бежишь?

– Вот так! (дети имитируют бег движениями рук)

– Как ты спишь?

– Вот так! (дети подкладывают на руки голову)

– Как смеешься?

– Вот так! (дети улыбаются друг другу)

– Как мы умеем садиться?

– Тихо вот так! (дети садятся тихонько за парты)

5. Работа над текстом.

1. Чтение учителем 1-ой части.

Постановка вопросов перед чтением перед учащимися (на карточках-телеграммах)

– Почему они не могли ловить рыбу на берегу?

– Почему день и ночь напролет жгли костер?

– Что с чем сравнивает К.Г.Паустовский?

– Приведите примеры олицетворения.

Проверка ответов на вопросы.

2. Самостоятельное чтение 2-ой части текста.

Подготовка ответа на вопрос:

– Почему мальчику автор уделил много внимания?

3. Выборочное чтение по 3-ей части.

– Прочтите все, что написано о барсуке в 3-е части.

– Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию?

– Прочтите, как барсук лечил свой нос.

– Как повели себя другие “жители” леса, когда барсук “взвизгнул от боли”?

4. Пересказ о поведении барсука от лица лягушек и птиц.

-Какой жанр произведения у вас получится?

6. Итог урока.

1. Беседа по вопросам.

– Если ба автор не пошел за мальчиком и ограничился бы тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

– Какова главная мысль рассказа?

2. Высказывание детей по рассказу. Слайд 13.

– Меня удивило…

– Мне стало жалко…

– Мне не понравилось…

– Меня поразило…

3. Домашнее задание. Слайды 14-15.

Пересказ по плану.

  1. Осенняя рыбалка на озере.
  2. Ужин у костра.
  3. Зверек решил поужинать у людей.
  4. Барсук лечит нос.
  5. Встреча через год.

Презентация