Урок-деловая игра "Площади многоугольников"

Разделы: Математика


Урок проводится в форме деловой игры, в ходе которой каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение, чтобы найти правильную линию решения проблемной задачи. Особенно ценно то, что здесь дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала. Основная идея игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, смогут увидеть и оценить значение математических знаний в производительном труде и применить полученные знания на практике.

Благодаря соревновательному характеру деловой игры активизируется воображение участников, что помогает им находить решения поставленной задачи.

В процессе урока создавались условия, в которых учащиеся могли испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества: умение “презентовать” себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, смелость, коммуникативность и т. д.

Цели урока:
1) Систематизировать и закрепить знания о площадях плоских фигур. Совершенствовать навыки решения задач на применение формул вычисления площадей многоугольников;
2) Показать практическую направленность данной темы;
3) Активизировать работу учащихся за счёт вовлечения в игру, вырабатывать умение мыслить системно, продуктивно, пробуждая стремление к поиску новых идей, к творчеству.
Задачи урока:

  • образовательные – научить учащихся применять формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции; выработать навыки точного счета при решении практических задач;
  • развивающая – развитие логического мышления учащихся; сообразительности вычислительных навыков, расширение кругозора, умения выступать публично.
  • воспитательная – воспитание целеустремленности, организованности, сплоченности, умения работать в группах, дать возможность проявить управленческие качества

Подготовительный этап
Класс разбивается на 4-5 групп, каждая из которых представляет строительную фирму. В каждой группе выбирается руководитель. Остальные ученики делятся на поставщиков, паркетчиков, экономистов, дизайнеров, объясняются их задачи и обязанности.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний по теме “Площади плоских фигур”.

Форма проведения урока: деловая игра.

Место урока в учебном плане: заключительный урок по теме: “Площади параллелограмма, треугольника и трапеции”.

Методы: словесные, наглядные, практические, решение проблемных задач.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация, проектор, экран, Приложение 2
  • таблички с названиями фирм,
  • фигуры из плотной бумаги, имитирующие паркетные плитки,
  • карточки – задания для каждой из групп,
  • карточки учета,
  • цветная бумага, ножницы, клей,
  • оценочный лист жюри.

Ход урока

Структура урока.

Этап урока

Время (45 мин)

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Краткий экскурс в историю паркета

4. Постановка задачи.

5. Практическая работа.

6. Итог урока. Защита проектов.

7. Домашнее задание.

2мин

5 мин

2 мин

2 мин

25 мин

8 мин

1 мин

Организационный момент: (слайд 1)
Сейчас нет ни одной науки, ни одного производства, ни одной сферы человеческой деятельности, где бы ни использовалась математика. “Как все искусство тянется к музыке, так все науки стремятся к математике” - это замечательные слова выдающегося ученого Ленца о значении математики и лучше, наверное, не придумаешь

Ребята, сегодня у нас необычный урок по теме “Площади многоугольника”. Он будет проходить в форме деловой игры, в процессе которой вы сможете убедиться, что геометрия очень важная наука, имеющая огромное практическое применение, особенно в строительстве.

В ходе игры каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение, чтобы найти правильную линию решения проблемной задачи.

Ребята, сегодня вы являетесь представителями строительных фирм. Ваши фирмы, кроме строительства, оказывают услуги по ремонту и отделке помещений. В фирме вы будете выполнять обязанности руководителей, экономистов, паркетчиков, поставщиков, дизайнеров.

Так вот на сегодняшнем уроке мы проведем тендер, (слайд 2), на который будет выставлен лот: необходимо настелить паркет в ремонтирующемся танцевальном зале нашего лицея. Тендер (англ. tender - предложение) — конкурентная форма предоставления услуг или выполнение работ по заранее объявленным условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, в котором предложены наилучшие условия. Термин “тендер”, используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или торги. Тендер будет проходить в 3 этапа. Фирмам во главе со своими руководителями необходимо доказать, что они лучшие. Жюри оценивает теоретическую подготовку, вычислительные навыки, скорость и рациональность выполнения работы, навыки публичного ответа, сплоченность коллективов. Победители тендера получат более высокие оценки.

Во время работы внутри фирмы разрешаются взаимоконсультации. При необходимости вы можете обратиться к учителю. Во время работы постарайтесь применить свои знания на практике, на первый план должно выступить математическое содержание работы, не забывайте об экономии материалов и подборке цвета паркетных плит.

В конце урока каждая из фирм демонстрирует и защищает свой проект укладки паркета. Предоставляет жюри все расчеты и образец укладки паркета, выполненный из цветной бумаги.

Проведение тендера


Три пути ведут к знанию:
Путь размышления это путь самый благородный,
Путь подражанияэто путь самый легкий,
И путь опытаэто путь самый горький”.

(Конфуций)

1 этап. “Путь подражания”.

Ваша цель на этом этапе - показать теоретические знания, необходимые по теме. (Слайд 3)

Экспресс-опрос (вопросы задаются каждой команде по очереди)

  • Формула площади прямоугольника.
  • Формула площади квадрата.
  • Формула площади параллелограмма.
  • Формула площади треугольника.
  • Формула площади прямоугольного треугольника.
  • Формула площади трапеции.
  • Формула площади ромба (через диагонали)

(Слайд 4)

П этап “Путь размышления”.

Ваша цель на этом этапе показать, как можно применять изученные формулы при решении простых задач.

Решение задач. (Слайд 5).

  • Вычислить площадь квадрата, если его сторона 5 см.
  • Вычислить сторону прямоугольника, если его площадь 84 кв. см., а одна из сторон 7 см.
  • Вычислить площадь трапеции, если её средняя линия 12 см, а высота 6 см.
  • Диагональ квадрата равна а. Чему равна его площадь?
  • Как надо изменить сторону квадрата, если площадь его нужно увеличить в 4 раза?
  • Что больше: площадь квадрата со стороной а или площадь равностороннего треугольника со стороной а? Почему?
  • Найдите площадь прямоугольного треугольника, если его катеты 5 см и 14 см.

Взаимопроверка: количество верных ответов заносится в оценочный лист.

Представители фирм сдают жюри оценочные листы для подсчета баллов, заработанных каждой фирмой и занесения их в лист учета

Ш этап “Путь опыта”.

Ваша цель на этом этапе - применить знания, полученные на предыдущих уроках на практике. (Слайд 6)

Краткий экскурс в историю паркета.

ПАРКЕТ — (фр.). Пол, состоящий из мелких кусков дерева, уложенных различными узорами. Паркет (или мозаика) - бесконечное семейство многоугольников, покрывающее плоскость без просветов и двойных покрытий. Во все времена и у всех народов в строительстве интерьера полам и их убранству уделялось большое внимание. Еще в древние времена во многих странах создавали прочные и красивые полы. В средние века паркету стали уделять больше внимания, он стал неотъемлемой частью новых домов, дворцов и замков. Но своего художественного совершенства паркет достигает к началу 17 века в разных странах Европы. Художественная форма паркета тесно связана с общим стилистическим развитием искусства и архитектуры. (Слайд 7)
Иногда паркетом называют покрытие плоскости правильными многоугольниками (слайды 8 и 9), но мы будем рассматривать как правильные, так и неправильные многоугольники. (Слайд 10)

Итак, какими же многоугольниками можно замостить плоскость?

На этом слайде вы видите различные виды паркета, изготовленного настоящими мастерами из различных геометрических фигур, а также образцы паркета из одинаковых правильных многоугольников и из неправильных многоугольников.

Ваше задание намного проще.

Постановка задачи: (слайд 11) Требуется произвести настилку паркетного пола в танцевальном зале нашего лицея размером 16 м на 8,5 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, равнобедренных треугольников, параллелограммов, ромбов и равнобедренных трапеций. Размеры плиток в сантиметрах указаны на рисунке. Ваша задача состоит в том, что вам нужно подготовить проект застилки пола паркетом, выбрав нужные плитки из тех образцов, которые вам даны. Вам необходимо рассчитать количество плиток так, чтобы после настилки пола не осталось лишних плит и число плиток в форме прямоугольных треугольников было минимальным.

Руководители (менеджеры) максимально эффективно организуют работу своей фирмы, поставщики и экономисты рассчитывают необходимое количество паркетных плит, паркетчики и дизайнеры рассматривают различные способы укладки паркетных плит и выбирают наиболее удачный вариант. Постарайтесь создать красивый рисунок из вашей плитки. Дизайнер должен представить макет из цветной бумаги, удачно подобрать сочетание расцветки плит паркета.

На что необходимо обратить внимание? (размеры даны в см. и м) По какой стороне удобнее расположить ряды плиток?

Каждой фирме выдается пакет документов:

  • лист с постановкой задачи, план практической работы;
  • набор образцов плит;
  • бланк расчетов;
  • карточки учета работ (оценочный лист);
  • инструкции по распределению обязанностей.

Когда фирма будет готова, руководитель должен поднять руку.

Желаю удачи.

Жюри отмечает фирму, первой справившуюся с заданием.

Защита проектов строительными фирмами. (Слайд 12)

Слушаем выступление фирм. Жюри подводит итог и объявляет победителя – фирму, выигравшую тендер.

Оценка знаний: Руководитель фирмы ставит оценку за участие в работе в листе учета. Оценка будет выставлена по итогам всех видов работ, с учетом вклада в работу каждого человека и количеством допущенных ошибок. (слайд 13)

IV. Домашнее задание.

Повторить пункты учебника с 51 по 55, подготовиться к контрольной работе.

Приложение 1

Приложение 2