Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

образовательные – сформировать у учащихся конкретные исторические представления об опричнине, как средстве утверждения самодержавной деспотии, ее причинах и последствиях; рассмотреть сущность опричнины в оценках историков; продолжить работу по формированию понятий “опричнина”, “оппозиция”, “деспотия”.

воспитательные – воспитывать неприятие деспотии в любой форме как системы, неспособной решать свои проблемы иначе, чем через путь насилия.

развивающие – привлечь учащихся к анализу и синтезу изучаемого материала, к решению поставленных задач; развивать умение высказывать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта, документы, ноутбуки, словарь крылатых выражений.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Оргмомент.

  1. Приветствие учащихся и гостей.
  2. Отметить отсутствующих.
  3. Установление личностного контакта с учащимися (отметить тех, кто хорошо работал на прошлом уроке, пожелать успеха тем, кто не отличился).
 

II. Проверка домашнего задания.

– Мы, изучая раздел “Россия в XVI” веке, рассматривали реформаторскую деятельность Ивана IV, основные направления его внешней и внутренней политики.

Необходимо объяснить, что означают данные фразеологические обороты и вспомнить, с какими событиями XVI века они связаны:

  1. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.
  2. По Сеньке и шапка.
  3. Сирота казанская.
  4. Филькина грамота.

-– через медиапроектор демонстрируются крылатые выражения --

Выберите известный вам фразеологический оборот и выполните задание.

Сделайте вывод об основных направлениях внешней и внутренней политики Ивана IV.

Крылатое выражение “филькина грамота” вам, пока, не знакомо. Сегодня мы будем изучать период русской истории, получивший название “опричнина”. Именно с ним и связано это крылатое выражение.

Уч-ся выполняют задание.

“Вот тебе, бабушка, и Юрьев день” – разочарование, удивление, огорчение из-за неудачи или непредвиденных обстоятельств.

Крестьяне имели право уходить от своего помещика за неделю до и неделю после Юрьева дня (25 ноября), а затем этот срок сократился до одного дня в году (Юрьев день) А в 1581 году вышел указ”о заповедных летах”, в котором говорилось о запрещении уходить крестьянам от помещиков.

“По Сеньке и шапка” – каждому честь по заслугам.

К XVI веку знатность боярина можно было легко установить по высоте его меховых горлатных шапок (“горлатные”, потому,ч то мех брался с горла убитого зверя). В боярской думе ближе к царю сидели более знатные бояре в более высоких шапках.

“Сирота казанская” – плут, прикидывающийся обиженным, несчастным, чтобы разжалобить кого-либо. История этого выражения связана с покорением Казанского ханства. В память об этом событии на Красной площади был построен Храм Василия Блаженного. После падения Казани татарские мурзы (князья) должны были платить дань, однако мурзы часто жаловались на свое бедственное положение, на свою горькую участь и получали поблажки от русских царей. Народ с иронией стал называть их “сиротами казанскими”.

Правильный ответ: Иван IV проводил политику, направленную на закрепощение крестьян, в период его правления еще существовала сословно-представительная монархия, элементом которой являлась Боярская дума, с которой он советовался, принимая важные решения. Царь проводил активную внешнюю политику, которая приводила к началу складывания Российской империи.

III. Сообщение темы и цели урока.

Тема сегодняшнего урока: “Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии”.

Вам предстоит решить задачу:

– в чем выражалось усиление государственной власти при Иване IV

– какими методами достигнуто и какой ценой?

 

IV. Изучение новой темы

План
  1. Накануне опричнины. Причины и сущность опричнины.
  2. Введение опричнины. Методы, итоги и последствия опричнины.

Работа над понятиями:

Опричнина – политика Ивана IV, направленная на усиление центральной власти и на борьбу с боярами-оппозиционерами.

Деспотия – форма самодержавной власти, отличается полным произволом власти, бесправием подданных.

Оппозиция – противодействие, сопротивление большинству.

Объяснение учителя: (на экране демонстрируется портрет Ивана Грозного)

Решая важнейшую задачу – выход России к Балтийскому морю – Иван IV в 1558 году объявляет войну Ливонскому ордену. Сначала война шла удачно для России, однако в 1564 году русские войска потерпели ряд крупных поражений. Иван IV видел причину военных неудач в боярской измене (например, на сторону врага перешел командующий русской армией князь Андрей Курбский).

Кроме того, создалась оппозиция бояр даже в правительстве. Бояре против войны. Правительства и Избранная рада распадаются. Раскрыты заговоры. Следуют расправы, казни. Все это, а также необходимость мобилизовать все силы для войны и укрепления власти, побуждает Ивана IV ввести в стране новый порядок управления государством. Он направлен на полное уничтожение любой оппозиции царю.

День 3 декабря 1564 года удивил и испугал москвичей. Из ворот Кремля потянулся длинный поезд из возков и саней. Царь с царицей, детьми, казной, иконами и другими ценностями покидал свою резеденцию и отправился к северу от Москвы в Александрову слободу.

Все разъяснилось через месяц.

3 января 1565 года царь послал в Москву грамоты митрополиту и “черному” люду. В первой он писал о своем гневе на “богомольцев”, бояр, приказных чиновников за измену. Во второй заявил посадским людям, что на них он не гневается.

Когда же московская делегация попросила Ивана IV вернуться в столицу, тот согласился, но на определенных условиях: выделить ему опричь – кроме, своего рода в удел земли на богатом севере, на юге, в центре, часть Москвы, где преобладало княжеско-боярское землевладение. Там вводилось свое опричное управление с Боярской думой, приказами, войском из верных царю людей. На остальной территории сохранились старые порядки с прежней Боярской думой, приказами, войском. Это была земщина.

Бояре и дворяне, не записанные в опричнину, переселялись в земщину, лишаясь родовых вотчин. Переселение сопровождалось насилием, казнями.

Эти меры нанесли значительный удар по экономической и политической мощи влиятельных боярских родов.

Было создано опричное войско – 1000 человек, которому были даны чрезвычайные права: грызть изменников и выметать измену (на эмблеме опричников изображена метла и голова собаки).

Разорение Новгорода – одно из самых кровавых дел опричнины (1570г).

На земском соборе 1566 года часть депутатов-дворян просили отменить опричнину. В ответ царь казнил до 200 челобитчиков.

Московский митрополит Филипп выступал против царской политики насилия и террора. Он неоднократно посылал Ивану Грозному письма с просьбой отменить опричнину. Царь, не желая прислушиваться, презрительно называл его Филькой, а его послания… (филькина грамота).

Что же означает этот фразеологический оборот? (пустая, ничего не значащая бумажка, документ не имеющий силы).

Страшная участь постигла этого мужественного человека.

Прослушивание записи с диска.

В 1572 году опричнина отменена. К этому времени боярская оппозиция была сломлена.

Опричнина истощила экономику (экономический кризис 70-80-х гг.), нарушились экономические связи, запустели города и деревни, наступил голод. Военные успехи тоже не были достигнуты.

Тем не менее опричнина, как политика царя, направленная на борьбу с боярской оппозицией с целью укрепления самодержавной власти, сделала свое дело.

Т.О. за период с 1565 по 1572 гг , предприняты значительные шаги к укреплению русского государства и самодержавия.

 

V. Закрепление и обобщение.

Можем мы решить задачу, которая была обозначена в начале урока?

В чем выражалось усиление государственной власти при Иване IV?

Правильный ответ.

Укрепление режима личной власти царя, ликвидация уделов и удельной самостоятельности князей и бояр.

Какими методами это было достигнуто?

Какой ценой?

Террор, казни.

Экономическая разруха, людские потери, разрушение городов, разрушение сословно-представительной монархии.

Работа с источниками.

Изучите отрывок из труда В.Ф. Платонова “Лекции по истории России” и заполните таблицу “Итоги опричнины”, подтвердив наши выводы фактами.

Учащиеся работают за компьютерами. Знакомятся с отрывком из труда Платонова С.Ф. и вносят в заранее заготовленные таблицы, отобранные факты, подтверждающие сделанные ими выводы.
Два ученика получают индивидуальное задание: выполнить опорный конспект Выполняют задание с использованием компьютера.
Результаты проделанной работы (в виде таблиц) выводятся через проектор на экран.

– Вероятно, опричнину можно рассматривать как форсированную централизацию, предпринятую без экономических и социальных предпосылок, а потому вылившуюся в массовый террор.

Возможно, что был конфликт внутри господствующего сословия, спровоцированный Иваном Грозным с целью укрепления своей власти.

Историки по-разному видят сущность опричнины. Накануне вам было дано задание: отыскать в сети Интернет оценки опричнины в трудах историков. Хорошо с этим заданием справилась Маша.

(на экране появляется таблица “Сущность опричнины в оценках историков”)

Учащиеся знакомятся с оценками историков.
– А какова ваша точка зрения? Учащиеся высказывают свои точки зрения на сущность опричнины.

VI. Вывод по уроку

Итог опричнины плачевен: многие центральные области запустели, население покидало эти места и бежало на окраины.  

VII. Домашнее задание

Параграф 27, оформить опорный конспект, составить характеристику личности Ивана Грозного, используя схему характеристики исторической личности (по выбору)  

VIII. Подведение итогов

За работу на уроке учитель объявляет количество набранных баллов и обосновывает оценки.