Воспитание чувства патриотизма и гражданственности на уроках обществознания

Разделы: История и обществознание


В современных условиях в России складывается новая парадигма образования, ориентированная на гуманистическое видение всего педагогического процесса. Идет глубокое реформирование всей системы образования, как в масштабе федерации, так и на уровне региона. Несмотря на сложные социально-экономические процессы, система образования кардинально обновляется.

В сегодня большое внимание уделяется формированию социально-гражданской компетентности, воспитанию патриотизма и гражданственности у детей школьного возраста. Большую работу в этом направлении можно проводить в процессе изучения обществознания.

Особое место в курсе обществознания занимает тема «Нации и межнациональные отношения». Изучение этой темы имеет не только значительное образовательное, но и большое воспитательное значение.

Привлекая знания из курсов истории, социологии, литературы учитель подводит учащихся к пониманию диалектики национального развития, помогает осознать опасность национального чванства и национальной нетерпимости, связывает любовь к отечеству с уважением к другим культурам и цивилизациям. В процессе работы над этой темой учитель воспитывает у учащихся чувство национальной российской идентичности и социальной ответственности, осознание принадлежности к своему народу и чувство любви к отечеству.

Невозможно обойтись без характеристики понятия «национальное самосознание», которое включает и такие сложные и сокровенные понятия: «патриотизм», «национальная гордость», «гражданственность».

Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Любовь к своему народу также природна, как и любовь к своей семье.

Поэтому целесообразно организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся почувствовали себя неотъемлемой частицей своей Родины, своего народа. При изучении темы «Нации и межнациональные отношения» в качестве домашнего задания или задания на уроке можно предложить темы эссе «Почему патриотизм нельзя предписать?» или «Патриотизм – состояние духовное».

Воспитывая чувство ответственности за судьбу Отечества и боли за него, критическое отношение к недостаткам, можно предложить учащимся изготовить прокаты на тему «Чем мы должны гордиться и чего стыдиться», «Если ты патриот».

Каждому человеку свойственно желание видеть Родину процветающей, свободной. Учащиеся одиннадцатого класса охотно принимают участие в работе по составлению коллективных и индивидуальных проектов «Возродим Отечество», «Шаг в будущее».

Знания, полученные на уроках истории, литературы помогут при организации «Круглого стола» по проблеме «Почему для патриота важны честность и мужество». Ученики должны будут доказать, что А.Н. Радищев, М.М. Сперанский, А.И. Солженицын, солдаты Великой Отечественной были истинными патриотами своей Родины.

При проведении урока-практикума по данной теме можно обратиться и к народной мудрости. Учащиеся могут изготовить альбом, в котором будут собраны пословицы, поговорки, крылатые изречения о Родине, любви к ней, гордости за нее.

В составе современной Российской Федерации более 100 этносов, в том числе около 30 наций. В последние годы в нашей стране просматривается две взаимосвязанные тенденции. Одна проявляется в сближении наций, разрушении национальных перегородок, ведет, в конечном счете, к интеграции. С другой стороны, сохраняется и даже растет стремление ряда народов к сепаратизму. Это ведет к обострению межнациональных отношений, серьезным проявлением которого стал военный конфликт в Чечне. Можно предложить учащимся заняться обсуждением этой проблемы и попытаться найти пути ее разрешения. С этой целью можно использовать педагогические технологии А.К. Колеченко и М.В. Кларина «Атака мыслей», «Мозговой штурм» и выработать общее мнение но данному вопросу.

Во внеурочное время организовать выставку рисунков на тему «Родина – наш общий дом», «Нация – это тоже семья».

Таким образом, используя формы работы на уроке обществознания и во внеурочное время, можно повысить воспитательный потенциал гражданственности и патриотизма у учащихся старших классов.

Тест «Можешь ли ты считать себя патриотом».

Выберите наиболее устраивающий вас вариант оценки следующих высказываний. Таких вариантов может быть три:

а) с этим можно согласиться;
б) это – спорная мысль;
в) с этим невозможно согласиться.

  1. Иди...
    Оставь свой край глухой и грешный,
    Оставь Россию навсегда...
    (Л. Ахматова)
  2. Она меня с годами
    В своей державной высоте.
    И мы гордимся все упрямей:
    «И Русь не та, и мы не те!»
    (Н. Старшинов)
  3. Отечества и дым нам сладок и приятен.
    (Г. Г. Державин)
  4. На чужой стороне и весна не красна.
    (Народная мудрость)
  5. В России две беды: дураки и дороги.
    (П. В. Гоголь)
  6. Храни огонь родного очага
    И не позарься на костры чужие
    - Таким законом наши предки жили.
    (О. Фокина)
  7. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
    (Народная мудрость)
  8. Родина там, где больше платят.
    (Современные СМИ)
  9. Не с теми я, кто бросил землю
    На растерзание врагам.
    (М. Цветаева)
  10. Чужая сторона прибавит ума.
    (Народная мудрость)

В соответствии с таблицей, суммируйте набранные баллы:

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А 1 10 10 10 1 10 10 1 5 10
Б 5 5 5 5 10 5 5 5 10 5
В 10 1 1 1 5 1 1 10 1 1

Если вы набрали от 65 до 100 баллов, то вы можете о себе сказать: «Да, я патриот». Такие люди, как правило, видят смысл жизни в служении Отечеству, не мыслят свою жизнь вне Родины. Сейчас нужно обязательно закрепить в себе то хорошее, что уже есть.

Если вы набрали от 34 до 64 баллов, то любовь к Родине занимает в ваших жизненных планах не последнее место. Однако вам свойственны и чувства посильнее, чем патриотизм. Но помните: «На чужой стороне Родина мыслей вдвойне».

Если вы набрали от 10 до 33 баллов, то Родина занимает в ваших думах о будущем последнее место. Это означает, что чувство патриотизма вам не ведомо.

Но еще не все потеряно, стоит задуматься, ведь «на чужой стороне и орел – ворон».