Урок литературного чтения "Открытие чуда". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • учить полноценно раскрывать смысловой потенциал произведения, с целью создания понятия «художественный образ»;
  • развивать чувство меры художественного слова при создании своего произведения, литературный вкус;
  • развивать и обогащать речь учащихся, внимание, творческое воображение, воспитывать интерес к предмету и развивать культуру общения.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок чтения. На этом уроке мы будем открывать чудеса.

- Каждый автор – настоящий волшебник и чародей – придумал для вас такие тексты, которые помогут найти ответы на самые неожиданные вопросы. Он хочет видеть в вас думающих людей. Только такие читатели смогут понять смысл любого нового произведения, открыть для себя мир, полный чудес.

- А что такое «чудо» по – вашему мнению?

II. Работа с произведением Е. Матвеевой «Что такое чудо?».

- А хотите узнать, что об этом пишет Е. Матвеева, автор многих замечательных произведений для детей?

- Прочитайте вполголоса и отметьте те слова, благодаря которым вы узнали, что такое чудо.

(Дети читают с. 1 из книги «Давайте вместе верить в чудеса».) (Приложение. Слайды 1, 2)

  • Что такое чудо?

Чудо – это рождение чего-то неповторимого, светлого, прекрасного. Это – начало новой жизни и создание мелодии.
Это нежный бутон розы и тёплые брызги дождя.
На свете много чудес – больших и маленьких. И дарят природа и люди.
Надо уметь видеть чудеса! А потом, научившись видеть, попытаться сделать их самому... Посмотрят другие на твоё чудо, удивятся. Скажут тебе: «Вот это волшебник!»

- Прочитайте предложения, из которых вы узнали, что такое чудо.

- А какие советы даёт нам автор?

- А как вы думаете, легко ли творить чудеса?

- А вы сможете стать волшебниками?

- Сначала попытаемся увидеть чудо, которое может быть где-то рядом.

(Пускается солнечный зайчик.)

- Он самый обыкновенный. А может быть нет?

III. Работа в парах с произведением Е. Матвеевой.

- Однажды этот солнечный зайчик заглянул в комнату к Е. Матвеевой и начались чудеса.

- А вы, ребята, послушайте и постарайтесь найти чудо! (Слайд 3)

Солнечный зайчик прыгнул на веточку, с неё – на подоконник, а с подоконника перелетел на стену. В комнате сразу стало светло и весело. Игрушки, тихо сидевшие в углу, заулыбались. Наконец-то зайчик посетил их!
С его появлением даже плюшевый мишка не кажется таким ворчливым. Куклы расправляют свои платьица. А настоящий игрушечный заяц становится ещё желтее оттого, что его солнечный брат похож на него.
Золотистый зайчик, приветствуя друзей, каждому протянул тёплый лучик.

- Какое настроение у вас после услышанного?

- Что вам показалось необычным?

- Что вас удивило в этой истории?

- Что можно назвать чудом?

- Хотите поближе познакомиться с солнечным зайчиком?

- Чтобы лучше представить и описать его, будем работать парами.

- На доске 2 варианта выполнения задания «Описать зайчика». Кто-то может выбрать работу по плану.

- Пары готовы работать вместе? (Дети показывают готовность, взявшись за руки.)

I вариант.
- Какие действия совершает зайчик?
- Что происходит с его появлением?
- Какой зайчик? Каким вы его себе представили?

II вариант.
Выбрать слова, описывающие зайчика: живой, злой, неподвижный, настоящий, ленивый, всё оживляет, тёплый, согревает, грубый, добрый, неуклюжий.

Дети работают в парах.

- Кто выбрал для работы I вариант, II вариант?

Итог: Каким вы представили солнечного зайчика? (Дети называют слова, описывающие зайчика, я прикрепляю их на доску.)

- Благодаря художественному слову автора неживой предмет ожил и дал жизнь другим. И вот уже солнышко потянуло к нам свои лучи.

- Поймайте лучик! (Дети ловят луч своими зеркальцами.)

IV. Работа с произведением С. Чёрного «Песня солнечного луча».

- И мы с вами поймали это чудо!

- А теперь он хочет спеть для вас свою песенку!

- Эту песенку услышал поэт Саша Чёрный и написал её для вас. Послушайте. (Звучит фонограмма: стихотворение Саши Чёрного «Песня солнечного луча».)

- Во время прослушивания постарайтесь подчёркивать те слова, которые будут выделяться голосом. Они помогут лучше понять произведение, ярче представить лучик. (Дети во время прослушивания работают с текстом на с. 3 из книги.) (Слайд 4)

Песня солнечного луча.

Луч вбил в ставню через щёлку
Золотистую иголку
И запрыгал на полу.

- Эй, проснись, лентяй-мальчишка...
Встали утки, встала мышка,
Кошка моется в углу...

Встань-вставай... Вода в кадушке
Холодней брюшка лягушки, -
Брызни горсточкой в глаза.

День сияет, сад сверкает,
Перед дверью Жучка лает, -
Ну, вставай же, егоза!

- Понравилась песня?

- Под какую мелодию лучик смог бы спеть свою песню?

(Звучит фонограмма: быстрая мелодия и медленная.)

- Почему выбрали эту мелодию? Какая по настроению вышла песенка?

- Теперь вы знаете, какое настроение создаёт произведение. А теперь постарайтесь сами голосом передать настроение этой песни, прочитаем выразительно.

Работа в группах.

- Для того, чтобы каждый попробовал себя в роли чтеца, работать будем в группах.

Алгоритм работы в группе:

  1. Чтение всего стихотворения.
  2. Чтение по строфам (номер строфы соответствует номеру группы).
  3. Выбор лучшего чтеца для выступления.
  4. Показ готовности группы.

Выступление учеников с выразительным чтением всего стихотворения.

Дети оценивают аплодисментами.

Анализ.

- Что вас удивило в этом произведении?

- Что необычно?

- В стихотворении С. Черного лучик играет особенную роль! Что тут делает лучик? – Будит.

- Как он будит мальчика? Какие слова выбирает для этого? Ищем в тексте

- А вы хотели чтобы вас будили таким образом, вот так называя? Почему?

- Это обидные слова?

- Как говорят о тех, кто проснулся (ласково) ?

- А мальчика будит, называя в шутку или в серьез?

- Тогда это обидно?

- Кто вас будит по утрам?

- Этот лучик как мама?

- А какое настроение у лучика?

- Настроение радости наступающего дня, веселье переполняют лучика. От этого он поет свою песенку и будит...

- Сколько удивительного мы узнали о лучике!

- А кто подарил нам эти чудеса?

- Авторы, как настоящие волшебники, имея, имея только лист...и перо способны создать удивительное произведение – сотворить чудо.

V. Творчество детей.

- А сейчас вместе с современной писательницей Н. Н. Матвеевой я помогу вам стать волшебниками и самим сотворить чудо!

Представьте, что каждый из вас – солнечный зайчик!

(Читаю стихотворение Н. Н. Матвеевой «Солнечный зайчик».) (Слайд 5)

Я зайчик солнечный, снующий
По занавескам в тишине
Живой по-заячьи жующий
Цветы обоев на стене.
На грядке стрельчатого лука,
Насквозь проткнувшего зарю,
Из полумрака, полузвука
Рождаюсь я – и говорю...

- А чтобы вы сказали, если бы были солнечным зайчиком? Что мог сказать солнечный зайчик?

- Напишите небольшое сочинение: два-три предложения.

- Поможет представить себя солнечным зайчиком наше солнышко, которое посылает вам свои теплые лучики.

(Дети пишут, обращаясь к доске, на которой прикреплено солнце с лучами.)

Анализ работы.

- Прочитайте друг другу.

- Поднимите руку, кому понравилось «чудо» своего соседа!

VI. Домашнее задание.

- А что «сказал» лучик у Н. Н. Матвеевой, вы узнаете, если прочитаете дома на с. 5. (Слайд 6)

VII. Рефлексия.

- Кому удалось совершить чудо?

- Кто уже почувствовал себя волшебником?

- У кого не совсем получилось?

- У кого еще все впереди, говоря фразой из сказки: «Я не волшебник, я только учусь».

(Дети оценивают себя по линейке, прикрепляя фишку напротив выбранной метки.)

VIII. Итоги урока.

- Мне понравилось, как вы себя оценили, я согласна с вашими оценками, и я хочу преподнести вам сюрприз.

- Вы обратили внимание, как необычно вы сидели, на что похоже расположение парт? (На солнце с лучами.)

- Тогда вы сразу догадайтесь, где спрятан сюрприз? Вам подскажет с. З. в центре. (Дети встают и находят мешочек с колпачками.)

- Эти колпачки вы возьмете с собой и примерите на перемене.

- А только ли я помогла вам почувствовать себя волшебниками?

- Да, и книга. Она подсказала, как распознать чудесное и удивительное.

- И автор и его талант помогли увидеть зайчика:

  1. Умеющего дарить себя другим.
  2. Умеющего отдавать, а не брать.
  3. Любить, понимать, повышать настроение.

- Не зря зайчик в стихотворении Н. Н. Матвеевой говорит:

Я не беру, не отнимаю,
Я отдаю, я отдаю!
Я всех люблю! Всех понимаю!
Для всех танцую! Всем пою!

(Фонограмма песни «Солнечный зайчик».)