Орнаменты народов Севера

Разделы: Внеклассная работа


Цель: учить изготавливать сувенир-кулон с национальным орнаментом народов ханты и манси.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с коренными народами, населяющими Югру, с их песнями и обычаями;
  • познакомить с разнообразными национальными орнаментами народов ханты и манси;
  • отрабатывать умение выполнять «петельный шов».

Развивающие:

  • развивать эстетическое восприятие, художественный вкус и кругозор воспитанников;
  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к родному краю, к истории Югры;
  • воспитывать усидчивость, аккуратность и трудолюбие.

Оборудование:

  • экран, проектор;
  • ноутбук;
  • музыкальный центр;
  • мини-выставка игрушек по северной тематике;
  • большие напольные куклы в национальной одежде;
  • готовая поделка.

Материалы и инструменты для занятия:

  • плотная ткань;
  • кожа, мех;
  • синтепон, вата или поролон;
  • нитки, иголки, ножницы;
  • клей «Момент».

План занятия:

  Название этапа урока  Отведённое время
I. Организационный момент. 1 мин.
II. Основная часть. 39 мин.
1. Актуализация знаний (вводная беседа). 3 мин.
2. Введение нового материала (знакомство с разнообразными орнаментами коренных народов Югры). 5 мин.
3. Организация самостоятельной работы:
· последовательность выполнения и оформления сувенира;
· повторение правил безопасного поведения при работе с иглой и ножницами.
5 мин.
4. Физкультминутка. 2 мин.
5. Практическая работа:
· обработка края сувенира «петельным» швом и набивка изделия для придания объема;
· оформление сувенира.
24 мин.
III. Заключительная часть.
Рефлексия (подведение итога занятия).
Домашнее задание.
Уборка рабочего места.
5 мин.

Ход урока

Приложение

I. Организационный момент.

Слайд 2-5.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас снова на своем занятии. На прошлом уроке мы с вами ходили на экскурсию в Центр культуры малочисленных народов, где вам рассказывали о быте, традициях и обычаях коренных жителей нашего края. Сегодня мы продолжим знакомство с культурой этих народов.

Тема занятия: «Орнаменты народов севера». На занятии Вы познакомитесь с народами, населяющими Югру, с их песнями и обычаями. А также с разнообразными национальными орнаментами народов ханты и манси. Вам предстоит изготовить небольшой сувенир-кулон с орнаментом Югры.

Готовы, тогда начнем.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний (вводная беседа).

Звучит музыка народов севера. Слайды 6-12.

Есть такой волшебный дом –
Вся тайга вместилась в нем:
Птицы, звери – вся природа…
Вся история народа.
Будто след былых времен,
Бережно хранится в нем:
Иглы, стрелы, топоры
Незапамятной поры…

Ребята, как называется край, где мы с вами живем?

Ответы детей.

Правильно, это Югорский край – край белых ночей, глухариной песни, шелеста зеленых иголок пятисотлетнего красавца тайги кедра.

Югорский край – заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.

Есть такая легенда. Давным-давно, в сказочное время, Птица-легенда поспорила с Вещим белым вороном. Он летел на белоснежных крыльях и был белее первозданного снега. Заспорили о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли в облака – и в путь. Молча, летел вещий ворон, упорно, а Птица-легенда заливалась песнями. Нипочем ей были ни белый ветер, ни черная гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу. Почернел от зависти ворон, тяжело опустил черные крылья. А Птица-легенда до наших дней долетела, песнь с собой принесла, а в ней – жизнь, летящая на могучих крыльях времени – времени добрых надежд и озарения разума.

Слайды 13-16. Звучит мелодия ханты-мансийской песни.

Интересная и своеобразная песня народов севера, не правда ли?

Как называются коренные жители нашего Югорского края?

Ответы детей: ханты, манси.

2. Введение нового материала (знакомство с разнообразными орнаментами коренных народов Югры).

Слайд 17.

Вы видели, в каких красивых национальных костюмах они ходят?

Ханты и манси издавна являются истинными знатоками и ценителями природы и красоты. Они имеют свою богатую историю, культуру, традиции и обычаи. Сегодня мы поговорим об одежде этих народов, а точнее об орнаментах, которыми они украшали и украшают свою национальную одежду. Орнаменты эти вышиваются бисером и каждый имеет свое значение и что-то символизирует. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народов, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства, чувства ритма, понимания цвета и формы.

Как Вы думаете, что означает слово «орнамент»?

Ответы детей.

Орнамент – означает узор или украшение, основанный на повторе, чередовании составляющих его элементов.

Слайд 18.

Основные мотивы для орнамента человек находил в природе. Посмотрите на рисунки. На кого из представителей животного мира они похожи и какие предметы Вы узнаете.

Посмотрите на орнамент справа. Каких животных Вы можете узнать?

В изображении слева Вы можете узнать лягушку, жука?

Слайд 19.

На слайде орнаменты, изображающие птиц. Вы можете узнать лебедя, глухаря?

Слайд 20.

Ответы детей.

На слайде орнамент растения. Орнаментов изображающих растения много. Это один из них. Вы узнаете шишку?

Слайд 21.

Ответы детей.

На слайде орнаменты предметов живой и неживой природы. Можно узнать Дом, солнце?

Слайд 22.

Ответы детей.

Хорошо, мы познакомились с разнообразными видами орнаментов и узнали, что они могут изображать растения, животных, птиц, одушевленные и неодушевленные предметы.

Обратите внимание на выставку кукол и игрушек.

Посмотрите на их одежду, головные уборы – в их оформлении использованы национальные орнаменты. Некоторые из этих игрушек выполнены старшими воспитанниками нашего объединения.

Давайте посмотрим, какие красивые изделия создавали мастерицы народов ханты и манси долгой полярной ночью при тусклом свете. Слайды 23–28.

Обратите внимание на цвета. Слайд 29.

Ребята, как Вы думаете, что символизирует эти три цвета для Югорского края?

  • Синий цвет – это реки и озера.
  • Белый цвет – это снег.
  • Зеленый цвет – это тайга.

3. Организация самостоятельной работы.

На ваших столах лежат заготовки с готовым орнаментом, изображающим солнце и медведя.

Слайд 30. Солнце у народов ханты и манси символизирует удачу, счастье и созидание, благополучие.

Слайды 31-32. Медведь – символизировал добродушие и богатырскую силу. Медведь в миропонимании хантов – это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда охотники убивают его, они устраивают обрядовый медвежий праздник. По преданию сила убитого медведя переходит к охотнику. Вам осталось выбрать с каким орнаментом будет ваш кулон.

Последовательность выполнения и оформления сувенира-кулона.

Слайд 33. Педагог показывает образец готового сувенира-кулона.

Из каких частей состоит изделие? (Два круга, тесьма на шею, элементы оформления: орнамент и мех).

Кто расскажет, каким швом необходимо соединить два круга?

Ответы детей. (Петельным швом.)

Необходимо вывернуть изделие?

Ответы детей. (Нет.)

Где надо оставить узелок?

Ответы детей. (Внутри изделия.)

Что необходимо сделать для придания изделию объема?

Ответы детей. (Набить изделие синтепоном, ватой или вставить поролон.)

Как правильно пришить тесьму?

Ответы детей. (Тесьму необходимо пришить так, чтобы края были обращены вовнутрь изделия.)

Молодцы. Будем приступать к самостоятельной работе, но перед этим вспомним правила при работе с иглой и ножницами.

Повторение правил безопасного поведения при работе с иглой и ножницами.

Какие правила необходимо знать и выполнять при работе с иглой и ножницами?

Ответы детей.

Правила работы с ножницами.

  1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
  3. Ножницы клади кольцами к себе.
  4. Следи за движением лезвий во время резанья.
  5. Не оставляй ножницы раскрытыми.
  6. Передавай ножницы кольцами вперед.
  7. Не играй с ножницами, не подноси к лицу.

Правила работы с иглой.

  1. Храни иглу всегда в игольнице.
  2. Передавай иглу в игольнице с ниткой.
  3. Не бери иглу в рот, не играй с иглой.
  4. Не втыкай иглу в одежду.
  5. Во время работы пользуйся наперсником.
  6. До и после работы проверь количество игл.
  7. Храни игольницу всегда в одном и том же месте.
  8. Во время работы втыкай иглу в игольницу.
  9. Не отвлекайся во время работы с иглой.

4. Физкультминутка. Слайд 34.

Выполнение танцевальных движений под хантыйскую музыку.

5. Практическая работа. Слайд 35.

Обработка края сувенира-кулона «петельным» швом и набивка изделия для придания объема. Тихо, фоном звучит музыка народов севера.

Самостоятельная работа.

Оформление сувенира-кулона.

Для оформления изделия нам нужен мех, плетеная веревка или тесьма.

III. Заключительная часть.

Слайд 36.

1. Рефлексия. Подведение итога занятия. Закрепление пройденного материала.

Занятие наше подходит к концу. Возьмите все свои сувениры-кулоны, оденьте на себя и встаньте со мной в круг.

Посмотрите, какие прекрасные изделия у Вас получились. Вы молодцы.

Ребята посмотрите на работы друг друга и скажите, чьи работы Вам больше всего понравились и почему?

Расскажите, пожалуйста, что нового Вы узнали на занятии?

Ответы детей.

Технику выполнения, какого шва закрепили?

Ответы детей.

2. Домашнее задание. Дома Вам необходимо повторить умение выполнять шов «вперед иголку» и прошить данным швом 20 см ткани.

Спасибо Вам за работу, жду Вас на следующем занятии. Уберите, пожалуйста, рабочее место.

До свидания! Слайд 37.