Урок музыки по теме "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Разделы: Музыка


Класс: 6.

Учебник: «Музыка», авт. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, «Просвещение».

Цель: расширить представления учащихся об авторской песни, ее жанрах и особенностях.

Задачи:

  • познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; со значениями слов «ваганты», «бард»; учить детей интерпретации нового и уже известного музыкального материала, выразительно исполнять его;
  • развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки; способность к сопереживанию; творческое воображение; опираясь на структуру урока, определить его музыкальную форму;
  • воспитывать чувство патриотизма; эмоционально-ценностного отношения и устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего; музыкальный вкус учащихся, их слушательской и исполнительской культуры.

Тип урока: погружение в музыкальный материал.

Форма урока: урок-путешествие (в форме рондо).

Методы: беседа, исполнение, игра, разыгрывание, драматизация, цветовая диагностика.

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, музыкальный центр, фортепиано, презентация учебного материала на электронном носителе, CD с записью, магниты, учебники.

Демонстрационный материал: Головные уборы для учащихся (кафедралка, колпак скомороха). Накидка. Глобус, флажки – метки. Карточки со словами «ваганты», «барды», «скоморохи». Красная карточка со словом «Да». Желтая – со словом «Нет». Зеленая – с фразой «Я подумаю».

Раздаточный материал: макеты гитар (5 штук). Карточки 3-х цветов на каждого ученика, лист, ручка на каждый стол.

Аудиозаписи: «Как здорово!» слова и музыка О. Митяева; «Гаудеамус», международный студенческий гимн; «Глобус», музыка М. Светлова, слова М. Львовского.

Музыкальный материал: «Гаудеамус», международный студенческий гимн; «Песня о друге», слова и музыка В. Высоцкого; «Глобус», музыка М. Светлова, слова М. Львовского; «Мы за ценой не постоим» песня из к/ф «Белорусский вокзал», слова и музыка Б. Окуджавы; «Как здорово!», слова и музыка О. Митяева.

Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке.
Б. Окуджава

Ход урока

I. Организационный момент.

Учащиеся входят в класс под фонозапись песни О. Митяева «Как здорово!» и садятся группами за столы.

У.: Какое значение имеет песня в жизни человека?

(Слайд 1)

У.: Сегодня мы обратимся к авторским песням, которые помогают нам в любых ситуациях, в которых многие люди находят поддержку, открытость, радость общения.

(Слайд 2)

У.: Эпиграфом нашего урока будут слова поэта Б. Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». И я приглашаю вас совершить путешествие. Среди вас есть ребята, которые вместе с родителями любят путешествовать? Что делают туристы, когда вечером отдыхают у костра? (поют песни). Все туристы, путешественники любят исполнять авторские песни. Узнаем же, откуда идут их корни? Совершить путешествие во времени поможет нам глобус.

Итак, я вращаю глобус, переносимся мысленно в Европу, в эпоху Средневековья.

II. Изучение нового материала.

Учитель отмечает флажком место на глобусе.

(Слайд 3)

Выходит ученик, у него на голове – кафедралка и рассказывает, учитель прикрепляет карточку со словом «ваганты» на доску.

Д.: В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты – священнослужители, не имевшие постоянного прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, беглые монахи, школяры, странствующие студенты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии. Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое братство помогало вынести все трудности.

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф урока

«Возьмемся за руки, друзья…»

У.: Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки.

До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII – XIII вв. Вот уже несколько сотен лет знаменитая песня «Гаудеамус» является международным студенческим гимном.

Учащиеся слушают гимн «Гаудеамус» (фонозапись)

У.: Кто исполнял гимн? (смешанный хор).

Было ли музыкальное сопровождение? (Нет. Гимн исполнялся а капелла.)

Какой характер гимна?

Если вы внимательно вслушались, то услышали слова, прославляющие академию и преподавателей-профессоров.

(Слайд 4)

Учитель читает фрагмент из перевода гимна.

Да здравствует Академия!
Да здравствуют преподаватели!
Да здравствует каждый в отдельности!
Да здравствуют все вместе!
Пусть всегда они процветают!
  Да сгинет печаль,
Да сгинут горести!
Да сгинет дьявол,
Всякий враг студентов,
А также насмешники.

(Слайд 5)

Учитель предлагает выучить один из куплетов гимна и вместе с детьми читает текст.

Лишь наука на земле
Служит людям вечно.
Лишь наука на земле
Служит людям вечно.
Славен тот, кто служит ей.
Славен тот, кто служит ей
В жизни быстротечной,
В жизни быстротечной.

Идет разучивание мелодии.

После чего учитель предлагает детям представить себя средневековыми студентами и выразительно исполнить куплет из гимна: широко, напевно, свободно, ритмично.

Учащиеся поют куплет гимна стоя, одного ученика одеть в костюм студента.

У.: Куда же сейчас нас перенесет глобус?

Учитель вращает глобус и делает метку на карте в том месте, где изображены Ирландия, Уэльс, Шотландия, читает их названия.

У.: В эти места мы попали не просто так.

Выходит ученик и сообщает информацию, учитель прикрепляет карточку со словом «барды».

Д.: Очень давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами». Барды – это и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии.

У.:Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас современных людей. А что же было на Руси в это время?

Учитель вращает глобус и делает метку на карте.

– На Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники.

– Кто догадался, о ком идет речь? (О скоморохах.).

(Слайд 6)

Выбегает ученик с колпаком скомороха на голове и делает сообщение, учитель прикрепляет карточку со словом «скоморох».

Д.: Скоморохи – в средневековой России странствующие музыканты, певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи впервые упоминались в летописях в 1068 году. На рубеже XVI и XVII веков роль скоморохов возрастает. Относились к скоморохам по-разному, но период до середины XVII века можно было назвать эпохой скоморохов. Они были яркими интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров.

У.: Совершив экскурсию в прошлое, вспомнив, откуда пришла к нам авторская песня, я предлагаю отправиться из древней Руси в XX век.

(Учитель вращает глобус)

У.: Теперь мы дома. Второй половина XX века. Именно в этот период происходит зарождение современной авторской песни у нас, в России.

Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который называется по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. В самом начале авторские песни чаще всего называли студенческими и туристскими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях и в туристских походах. Кто же они – авторы-исполнители этих песен?

– Каких авторов-исполнителей вы знаете?

Дети отвечают на вопрос.

У.: Сейчас их имена знают все. Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. Более того - лишь единицы могли причислить себя к профессиональному поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены - представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня.

Внимание бардов привлекали разные темы: мужественные, смелые, стойкие люди. Любовь, чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее; дружба, выбор друга.

(Слайд 7)

У.: Я предлагаю вам спеть «Песню о друге» Владимира Высоцкого. Аккомпанировать нам на гитаре будет ученица 11 класса, Ефимова Евгения, которая сочиняет стихи и песни.

Учащиеся исполняют песню В. Высоцкого.

У.: Какой образ раскрыл нам автор? (Образ настоящего друга, который не бросит в беде, всегда выручит. В трудную минуту всегда надо быть вместе.)

Учитель вновь обращает внимание детей на эпинраф «Возьмемся за руки друзья…».

У.: История становления авторской песни в нашей стране во многом связана с появлением в сороковые годы XX века песни М. Светлова «Глобус». Именно этому поэту приписывается ее мелодия. Первоначальные слова песни, которую еще на фронте в годы Великой Отечественной войны спел сам Михаил Светлов, были другими:

За зеленым забориком
Ты не можешь уснуть.
А вечерняя зорька
Продолжает свой путь.

После войны, в 1947г., поэт М. Львовский по просьбе друга-однополчанина написал другие слова для спектакля «Старые друзья». Так и получилась песенка «Глобус», состоящая всего из двух строф. Многие годы она поется с разными словами. Фольклористы насчитали 93 варианта куплетов этой песни. А мы сейчас ее исполним со словами М. Львовского.

Учитель предлагает учащимся представить, что они около костра после длительного похода, предложить им взять в руки макеты гитар и спеть песню, имитируя игру на инструментах. («Возьмемся за руки, друзья»)

Дети исполняют песню «Глобус» М. Светлова под фонограмму.

У.: Удобно ли вам было петь?

Какие интонации преобладают в этой песне? (искренние, доверительные, романтические)

Работа с Учебником, с. 84–85. Выполнить задание на с. 85.

Провести интонационный анализ нового текста.

(Слайд 8)

У.: Первым по значимости российским бардом считается Булат Шалвович Окуджава (1924–1997). Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости.

Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г.

(Слайд 9)

А 9 мая 2002 года в Москве, на Арбате, на улице, где прошло детство поэта, был поставлен ему памятник.

Ученица читает стихотворение «Песенка об открытой двери» Б. Окуджавы.

У.: Как вы поняли стихотворение Б. Окуджавы?

Почему поэт призывает «открыть двери» перед человеком?

9 мая – это День Победы. И словно в подарок Б. Окуджаве уже много лет подряд в этот день звучит его песня из кинофильма «Белорусский вокзал». Фильм не случайно имеет такое название. Именно с Белорусского вокзала в 1941 году отправлялись солдаты на фронт. Вы догадались, о какой песне идет речь? («Мы за ценой не постоим», Б. Окуджавы).

(Слайд 10)

У.: Вы исполняли эту песню хором, слушали, как поет солист.

А сейчас продумайте свою интерпретацию песни Б. Окуджавы.

Что такое интерпретация?

Откуда идет музыкальный строй песни? (Обратить внимание детей на то, что музыкальный строй песни идет от текста, речи.)

Попробуйте составить свой исполнительский план.

Дети говорят свои варианты исполнения для каждого куплета. Учитель записывает на доске. Подвести детей к тому, чтобы третий куплет они исполнили хором, все вместе, обратив внимание на эпиграф к уроку – вместе мы сила, надо объединиться («возьмемся за руки, друзья»).

Исполнение песни учащимися, соответственно составленному плану (интерпретация).

– Какой образ создал композитор в этой песне?

(Слайд 11)

У.: В нашей стране авторская песня получила большую популярность. Проводятся фестивали авторской песни, среди них самый популярный – Грушинский фестиваль, который с 1968 года проводится ежегодно под Самарой.

На этот фестиваль, названный в честь Валерия Грушина, автора и исполнителя своих песен, который трагически погиб, приезжают люди со всей России и привозят свои песни.

(Слайд 12)

В последнее время одним из самых популярных исполнителей собственных песен является Александр Розенбаум. На творчество этого певца оказали влияния именно песни Б. Окуджавы. Авторские песни все больше и больше находят слушателей, поэтому исполнители уже выходят на большие концертные сцены.

Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент концерта А. Розенбаума, в котором подтверждается любовь слушателей к авторской песне, неугасающий интерес к ней.

III. Обобщение.

У.: Авторская песня появилась как противопоставление развлекательным, бездушным песням, в которых иногда и слова не всем понятны. Она возникла из протеста пустой развлекательности.

Что же главное в авторской песне: поэтический текст или мелодия?

Учитель предлагает каждой группе учащихся ответить на вопрос:

– В чем ценность авторской песни?

Дети пишу, а затем зачитывают свои варианты ответов.

За время групповой работы учащихся учитель прикрепляет на доске три разноцветные карточки со словами «Да», «Нет», «Я подумаю».

Учитель обращает внимание учащихся на карточки трех цветов, которые лежат у каждого на столе. Предлагает провести цветовую диагностику, чтобы увидеть есть ли будущее у авторской песни? Учащиеся встают в круг и поднимают карточки, которые соответствуют их мнению. Дети и учитель наглядно видят результат.

IV. Оценка работы учащихся.

V. Итог урока.

Учитель напоминает детям эпиграф урока и предлагает всем взяться за руки и исполнить песню О. Митяева «Как здорово!».

Презентация.