Урок музыкальной литературы "Колокольные звоны в русской музыке"

Разделы: Музыка


Цель: раскрыть значение колокольных образов в русской музыке XIX-XX веков.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить знания о колокольных образах в русской музыке XIX века;
  • проанализировать элементы выразительности, использованные композитором при создании образа колокольного звона в их связи со спецификой строения и исполнения колокольного звона настоящего;
  • закрепить понятия «энгармонизм», «альтерация» и определить их роль в формировании музыкального образа;
  • обратить внимание учащихся на использование образа колоколов в других видах искусства, отметить элементы выразительности, которыми пользовались авторы для создания своих произведений;
  • сформировать собственное мнение о роли колокольного звона в русской культуре;
  • практически закрепить полученные знания посредством музицирования.

Воспитательные:

  • воспитание патриотизма через изучение русской классической музыкальной культуры;
  • воспитание бережного отношения к отечественному культурному наследию;
  • формирование эмоционально-нравственного отношения к произведениям разных видов искусства;
  • воспитание культуры исполнения музыки.

Развивающие:

  • развитие умения анализа музыкального текста;
  • развитие навыков сравнения, обобщения, осознанного слушания музыки;
  • развитие речи;
  • развитие умения применять ЗУН, полученные на других предметах, в ситуации интеграции данной темы с другими предметными областями.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование урока и методическое обеспечение:

  • компьютер, проектор, экран;
  • доска с нотной записью для анализа аккордов;
  • презентация к уроку (Приложение 1);
  • аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений;
  • фортепиано;
  • нотные тексты фрагментов музыкальных произведений;
  • портреты композиторов.

Ход урока

Организационный момент. Приветствие.

Преподаватель: Давайте улыбнемся наступающему дню и начнем наш урок музыкальной литературы, посвящённый колоколам и колокольным звонам в русской музыке.

Открывает урок звучание колоколов.

Основная часть урока.

Преподаватель: Определите, пожалуйста, фрагмент какого произведения будет звучать.

(Звучит вступление ко второй картине Пролога из оперы Мусоргского «Борис Годунов»).

(Приложение 1. Слайд №2)

Преподаватель декламирует стихотворение:

Иль влетим мы в светлый град
Со Кремлём престольным?
Чудно улицы гудят
Гулом колокольным,
И на площади народ,
В шумном ожиданье,
Видит: с запада идет
Светлое посланье...

(А.К. Толстой)

Преподаватель: Узнали музыку?

Учащиеся: ...

Преподаватель: Да, это сцена коронации из оперы Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов».

(Слайд №3)

Преподаватель: Действие 2-й картины Пролога в опере Мусоргского «Борис Годунов» происходит на площади Успенского собора Кремля.

(Слайд №4)

Преподаватель: Посмотрите, как выглядят декорации этой сцены.

(Слайд №5)

Преподаватель: Коронация, или венчание на царство – один из самых торжественных государственных ритуалов. Во время богослужения на голову государя возлагали шапку Мономаха - символ царской власти.

(Слайд №6)

Преподаватель: И, конечно, такой великий праздник сопровождался звучанием колоколов.

Давайте поставим себя на место композитора. Как он может поступить, зная, что в спектакле нужен колокольный звон?

(Слайд №7)

Учащиеся: Композитор может использовать звучание настоящих колоколов.

Преподаватель: Верно. Именно так поступил Михаил Иванович Глинка. Вспомните, как называется его опера и где именно там звучат колокола.

Учащиеся: Опера «Жизнь за царя», Эпилог.

(Слайд №8)

Преподаватель: А теперь посмотрим, как поступает Мусоргский. Для этого возьмем нотный текст и проанализируем его (Приложение № 2).

Посмотрите внимательно, из каких голосов складывается музыкальная ткань. Сколько слоёв фактуры можно выделить?

Учащиеся: В этом музыкальном фрагменте фактура трёхслойная.

Преподаватель: И это не случайно.

(Слайд №9)

Колокола, как правило, размещаются таким образом, что в центре находятся самые крупные и самые низкие по звучанию – благовестники, рядом – зазвонные (высокие), подзвонные – колокола среднего регистра.

Давайте разделимся на три группы звонарей (каждой группе учащихся выдаётся на стол визитная карточка). Теперь посмотрим, что происходит в каждом слое фактуры (условно говоря, в каждой группе колоколов).

Анализируется каждый слой фактуры. В результате анализа учащиеся определяют, что в басовых голосах (группа «Благовестники») Мусоргский использует неизменное повторение (остинато). Средние голоса (Группа «Подзвонные») звучат аккорды, а верхних голосах (группа «Зазвонные») проводится фигурация аккордов среднего слоя фактуры.

Преподаватель: Теперь, когда нам стало понятно, что композитор строит музыкальную ткань подобно строению настоящего колокольного звона, давайте проанализируем гармонию этого музыкального фрагмента.

Преподаватель: Сколько аккордов в гармонии?

Учащиеся: Всё вступление построено на двух аккордах.

Работа с нотным станом. На нём выписаны аккорды из сцены колокольного звона.

Преподаватель: Определите, пожалуйста, структуру аккордов и назовите их.

Учащиеся: Первый аккорд по строению является малым мажорным секундаккордом. Второй аккорд – это малый мажорный квинтсекстаккорд.

Преподаватель: Да, на первый взгляд здесь действительно два аккорда. Но это не совсем так. Ваша задача – сделать энгармоническую замену звуков первого аккорда. Все помнят, что такое энгармонически равные звуки?

Учащиеся: Это звуки одинакового звучания, но разного названия (написания).

Преподаватель: Теперь нам стало понятно, что второй аккорд в гармонии этой сцены является альтерированным вариантом первого. Вспомним, что такое альтерация и для чего она применяется.

Ответы учащихся: Альтерация – это повышение и понижение ступеней с целью обострения ладовых тяготений.

Преподаватель: Верно. Получается, что используя в этой сцене неустойчивую, напряжённую гармонию, композитор преследует определённую цель. Почему Мусоргский так поступает? В чём смысл этого неустойчивого, напряжённого звучания?

(Слайд №10)

Ответы учащихся: Звон колоколов здесь необходим, это - традиция, правило русской жизни. Неустойчивые и напряжённые аккорды передают внутреннее состояние Бориса Годунова.

Преподаватель: Действительно, Мусоргский, следуя за Пушкиным и Карамзиным, принял версию об убийстве царевича Дмитрия и причастности к ней Годунова, он считал Бориса преступником и гениально передал в этой сцене двойственность его души, терзаемой трагедией совести.

(Слайд №11)

Преподаватель: Вспомните, будет ли еще звучать колокольный звон в опере?

Учащиеся: Это будет погребальный звон в сцене смерти Бориса Годунова.

Преподаватель: Как мы видим, колокола обрамляют партию Годунова, обозначая вехи его жизненного пути: вступление на престол и смерть.

В каких произведениях Мусоргского есть еще колокольные звучания?

Учащиеся: В пьесе «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки», во Вступлении к опере «Хованщина» («Рассвет на Москва – реке»).

Преподаватель: А в произведениях других русских композиторов? Где ещё в русской музыке XIX века можно встретить колокольные звоны или темы, связанные с колоколами? Я буду показывать вам портреты композиторов, а вы, пожалуйста, вспоминайте их «колокольные» темы.

Преподаватель показывает портреты Чайковского и Рахманинова, учащиеся приводят примеры музыкальных произведений.

(Слайд №12)

Учащиеся: Кантата «Москва», пьеса «В церкви» из Детского альбома Чайковского; Прелюдия cis moll для фортепиано, главная тема из Второго фортепианного концерта, вокально-симфоническая поэма «Колокола» Рахманинова.

Преподаватель: Сюда же можно отнести уже упоминавшуюся оперу Глинки «Жизнь за царя», набатный колокол из оперы Бородина «Князь Игорь»

(Слайд №13)

Преподаватель: Тема колокольного звона была любима не только музыкантами, но и художниками 19 века. Посмотрите на репродукцию картины русского художника Исаака Левитана «Вечерний звон».

(Слайд №14.)

Преподаватель: Исследователи творчества художника считают, что линии в пейзажах Левитана расходятся подобно кругам на воде. Само собой напрашивается сравнение с тем, как разносится в пространстве звон колокола.

(Слайд №15)

Преподаватель: XX-й век принёс русской культуре невиданные испытания. Это отразилось в восприятии и в отражении образа колоколов в искусстве.

(Слайд №16)

Преподаватель: В Третьяковской галерее хранится картина художника Аристарха Лентулова с изображением колокольни Ивана Великого. По настроению она очень противоречивая: праздничный калейдоскоп «лоскутных» пятен – как будто звук колоколов, тревожная изломанность форм – предвестник грядущей катастрофы.

На многие десятилетия замолчали колокола. Но в музыке – театральной и симфонической их звучание продолжалось. Кроме того, в кино тоже часто использовали колокольные звоны.

(Слайд №17)

Преподаватель: Например, у режиссера Сергея Эйзенштейна, в его фильмах, колокола, как незримые актеры, исполняют свои роли.

(Слайд №18)

Преподаватель: Скажите, над какими фильмами Эйзенштейн работал вместе с композитором Сергеем Прокофьевым?

(Слайд №19)

Учащиеся: «Александр Невский», «Иван Грозный».

Преподаватель: Возьмите нотный пример, определите название темы (Приложение 3).

Учащиеся: Это тема хора «Вставайте, люди, русские» из кантаты «Александр Невский». Музыка этой кантаты Прокофьева основана на музыкальном материале из фильма «Александр Невский».

Преподаватель: В этом номере из кантаты тоже есть звучание колокола. Сейчас я предлагаю вам исполнить тему хора, но «колокольное» вступление вы будете импровизировать сами на фортепиано.

Выбираются 2 человека для импровизации вступления. С ними обговаривается фактура, продолжительность и характер исполнения. Остальные учащиеся настраиваются в тональности, с ними тоже обговаривается темп и характер исполнения.

Далее следуют импровизация вступления и пение с листа.

Заключительная часть урока.

(Слайд №20)

Преподаватель: Послесловием к нашему исполнению могут стать следующие стихотворные строки:

…И колокол гудел над головой
Так, словно то сама душа России
Своих детей звала на смертный бой.

Преподаватель: Сегодня мы убедились, что колокольные звоны в русской музыкальной культуре имеют особое значение. Подобно тому, как звучание колокола сопровождало важные события в жизни отдельного человека и целого народа, так и в музыке с колокольные темы отмечают вехи русской истории и культуры. Попробуйте сами определить, что значит колокольный звон в нашем мире.

Учащиеся: Колокол – это голос истории. Колокол – это голос совести. Колокол – это голос Бога. Колокол – это вестник жизни или смерти.

(Слайд №21)

Преподаватель: А сейчас, каждый из вас, закрыв глаза, определит для себя самый яркий и наиболее запомнившийся момент сегодняшнего урока и затем сообщит об этом всем остальным.

Учащиеся: ...

(Слайд №22)

Преподаватель оценивает работу учащихся на уроке, объясняет домашнее задание.

Домашнее задание:

  1. Вспомнить авторов и названия музыкальных произведений, прозвучавших на уроке. И записать их в тетрадь.
  2. Существуют специалисты по колоколам и колокольным звонам. Как называется эта профессия?