Революция 1905 года

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

Образовательные: создать условия для усвоения учащимися знаний о том, что революция 1905-1907гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить её значение для дальнейшего развития страны; установить особенности образования политических партий в России на рубеже веков; классифицировать политические партии по направлениям и определить их программные требования по актуальным вопросам российской действительности.

Воспитательные: воспитывать чувства сопричастности к судьбе Отечества, переживания за её исторические судьбы.

Развивающие: продолжить развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Оборудование:

  • дидактический материал;
  • мультимедиапрезентация (в данном случае – всё содержится в тексте разработки).

Ключевые слова и термины: парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика, политическая партия, Государственная Дума.

Тип урока: урок формирования новых ЗУН.

Ход урока

I. Целеполагание (2-3 минуты).

Учитель сообщает тему урока и предлагает учащимся сформулировать план рассмотрения нового материала. Таким образом, определяется последовательность изучения темы:

  1. Причины революции.
  2. Повод к революции.
  3. Основные события революции, её взлёты и падения.
  4. Итоги революции.

II. Актуализация знаний по предшествующему материалу методом фронтальной беседы по теме об особенностях социально-экономического и политического развития России в начале 20 века (6-8 минут).

Так как причины 1 российской революции вытекают из особенностей социально – экономического и политического развития России начала 20 века, ученики под руководством учителя формулируют эти причины:

  1. Противостояние самодержавия и общества, вызванное отсутствием политических свобод и парламента как высшей формы представительной власти.
  2. Ухудшение положения рабочих вследствие обострения конфликта между трудом и капиталом.
  3. Нерешённость аграрного вопроса в стране: господство помещичьего землевладения, малоземелье крестьян, сохранение выкупных платежей.
  4. Поражение России в русско-японской войне 1904-1905гг.

III. Изучение нового материала базируется на организации самостоятельной работы учащихся.

Опираясь на статистически данные таблицы: «Динамика стачечной борьбы (число участников забастовок в тыс. человек)» [1] учащимся предлагается графически изобразить ход революции 1905-1907гг.

Год Кварталы
I II III IV
1905 810 481 294 1277
1906 269 479 296 63
1907 146 323 77 -

С помощью «Хронологии 1 российской революции» (оформляется раздаточным материалом) учащиеся под руководством учителя, анализируя предложенные факты, объясняют периоды роста и спада революционной активности и вносят полученные данные на график:

Хронология событий I Российской революции (раздаточный материал) [2,4,5].

1905 год
9.01 «Кровавое воскресение»: погибли 96 человек, ранены 333 человека.
Январь Полиция арестовала 608 «зачинщиков».
17.01 В ответ на студенческие волнения закрыты все столичные учебные заведения.
19.01 Николай II пожертвовал 50000 рублей, пострадавшим 9.01.
Февраль Террористический акт эсера Каляева против московского генерал-губернатора Великого Князя Сергея Александровича.
18.02 Подписан рескрипт о создании законосовещательного органа -Государственной Думы.
Апрель III съезд РСДРП и конференция меньшевиков.
8-9.05 Партия «Союз союзов». Лидер – П.Н.Милюков.
12.05 Создание 1-го Совета Рабочих депутатов в г. Иваново-Вознесенске. Для решения вопросов местного самоуправления Советы стали создаваться рабочими в других городах.
14-25.06 Восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический».
Июнь Оформление 1-ой политической организации крестьян – Всероссийский крестьянский союз.
6.08 Высочайший Манифест «Об учреждении Думы» (законосовещательный орган).
Сентябрь Съезд земских и городских деятелей в Москве.
Сентябрь Общегородская политическая стачка в Москве.
Октябрь Всероссийская политическая стачка.
12.10 Учредительный съезд конституционно-демократической партии (кадеты).
14.10 Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Трепов приказал расстреливать на месте лиц, оказавших сопротивление властям.
17.10 Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка и придании Думе законодательных функций», т.е. расширение избирательных прав, Дума – законодательный орган.
Октябрь Оформление политических партий: «Союз 17 октября» (октябристы) и «Союз русского народа» (черносотенцы).
Ноябрь Подъём революционного движения в армии, в том числе в Севастополе на крейсере «Очаков» под руководством лейтенанта Шмидта.
Ноябрь-декабрь Массовое создание революционных крестьянских комитетов.
3.11 Манифест царя об уменьшении на половину выкупных платежей с крестьян с 1.01.1906г. и прекращение их выплаты с 1.01.1907г.
7-8.12 Московский Совет рабочих депутатов. Начало Московского вооружённого восстания.
Декабрь Запрещение забастовочного движения
1906 год
Февраль Закон об ограничении свободы слова и печати: «Об антиправительственной пропаганде».
20.02 Преобразование Государственного Совета в верхнюю законодательную палату, находящуюся между Думой и царём.
4.03 Разрешены профсоюзы.
23.04 «Основные законы Российской империи»: нет статьи о неограниченной власти царя; монарх осуществляет власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой; в случае чрезвычайных обстоятельств, во время думских каникул, правительство может самостоятельно принимать законы, в дальнейшем, внося их в течение двух месяцев на рассмотрение Государственной Думы, или они теряли силу.
27.04 Открытие I Государственной Думы.
13.05 Начало Думского кризиса.
9.07 Роспуск Государственной Думы.
14.07 В г.Гельсингфорсе совещание революционных партий.
Июль Восстание в Свеаборге, Кронштадте, попытка провести всеобщую забастовку в Москве.
Июль Правительственное сообщение о недопущении посягательства на помещичью землю.
19.08 Введение военно-полевых судов.
25.08 Программа серьёзных реформ правительства П.А.Столыпина: неприкосновенность личности и гражданское равноправие; улучшение крестьянского землевладения и улучшение быта рабочих; реформа местного суда; реформа средней и высшей школы.
Октябрь-декабрь Спад революции. Локальные стачки и забастовки. Образование партии русской буржуазии: «Торгово-промышленная партия».
1907 год
20.02 Открытие II Государственной Думы.
3.06 Манифест о роспуске II Государственной Думы и изменении избирательного закона в пользу имущих. Окончание 1-ой Российской революции.
Июль Локальные забастовки.

Для выяснения причин кризисов Государственных Дум целесообразно рассмотреть и проанализировать их партийный состав по политическим направлениям – «левые», «правые» и «центр».

Состав депутатов I и II Государственных Дум [3]/

Партии I Дума II Дума
Трудовики 97 104
Кадеты и сочувствующие им 179 98
Октябристы и их сторонники 16 44
Прогрессисты - -
Социал-демократы 18 (меньшевики) 68
Эсеры - 37
Монархисты и их сторонники - 40
Беспартийные 105 17
Представители национальных окраин 63 76
Прочие - 34
Всего 478 518

IV. Актуализация знаний по изученному материалу методом фронтальной беседы с целью выяснения итогов революции.

Так как итоги 1 российской революции вытекают из всего материала урока, ученики под руководством учителя формулируют итоги и последствия:

  1. Учреждение Государственной Думы и преобразование Государственного Совета в верхнюю палату парламента.
  2. Дарование политических свобод.
  3. Отмена выкупных платежей.
  4. Начало аграрной реформы П.А.Столыпина.
  5. Введение рабочего законодательства.

V. Рефлексия (2-3 минуты).

Учитель предлагает учащимся задуматься о том, что нового они сегодня узнали на уроке и по желанию учащихся выслушиваются их ответы.

VI. Подведение итогов.

Выставление оценок за работу на уроке, домашнее задание по учебнику Загладина Н.В. История Отечества. ХХ-ХХI века.

Ссылки на литературу:

  1. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, 1900 – 1940 гг.: Учеб. кн. для ст. классов сред. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1992, с.80.
  2. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, 1900 – 1940 гг.: Учеб. кн. для ст. классов сред. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1992, с.55-79.
  3. Загладин Н.В., Козленко С.Н., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества. ХХ – ХХI века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006, с.52.
  4. Загладин Н.В., Козленко С.Н., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества. ХХ – ХХI века: Учебник для 11 класса. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006, с.30-53.
  5. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. Учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2000, с.36-60.