Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки

Разделы: Музыка


Одной из задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у детей интереса, уважения, бережного отношения к своим истокам.

Мы живем на Русском Севере, богатом своим культурным наследием. Поэтому, обращаясь к наследию родного края, учитель решает задачи не только обучения, но сохранения традиций. На региональный компонент в школьной программе отводится 10 процентов учебного времени.

Введение регионального компонента в содержание предмета музыка можно продемонстрировать на примере программы под редакцией Д.Б. Кабалевского.

Тема первого полугодия в четвертом классе звучит следующим образом: "Музыка моего народа". В рамках изучения темы представляется возможным выделить пять основных моментов.

После того, как на уроках музыки прозвучит р.н.песня " Вниз по матушке, по Волге", задаем детям вопрос: "А как вы думаете про нашу Северную Двину сложены песни?"Далее звучит песня "Из-под ели река протекла, протекла подо все города" . С классом идет разговор о характере музыки, отмечаем плавное течение мелодии, как течение реки.

В сентябре месяце в школе традиционно проводится декада краеведения. На уроках музыки звучит "Гимн Архангельска", утвержденный 19 июня 2009 года. В рамках темы полугодия отмечаем, что этот гимн написан в духе русской народной песни (плавность, протяжность мелодии, распевы). Гимн исполняется женским хором. Далее учитель рассказывает о Государственном академическом Северном русском народном хоре.

При изучении темы урока "Частушка" ведется разговор об особенностях жанра, разучиваются "Северные частушки". Учитель задает ученикам в качестве домашнего задания сочинить частушку о родном крае, о родном городе.

На одном из уроков звучит хор "Славься" из оперы "Жизнь за царя" М.И. Глинки. Говоря о составе исполнителей, отмечается, что в состав симфонического оркестра композитор вводит колокола. И далее следует рассказ учителя о национально-самобытном искусстве колокольного звона, особенностях северных звонов, о ярком представителе школы звонарей Иване Данилове. Учитель подчеркивает, что именно на Севере в музее деревянного зодчества началось возрождение искусства колокольного звона.

На уроке "Плясовая песня" звучит аудиозапись русской народной песни "Ты, береза" в исполнении Красноборского хора. Запись сделана во время концерта, который проходил в рамках Международного фольклорного фестиваля "Жемчужина Севера". Учитель рассказывает ученикам об истории фестиваля. В ходе урока звучит рассказ о празднике Троица. Из рассказа учителя ученики узнают об этом празднике и особенностях его проведения на Севере. При разучивании песни с учениками, их внимание обращается на многовариантность песни. Ученики слушали вариант исполнения Красноборского района, а разучивали вариант Пинежского района Архангельской области. Кроме того, учитель обращает внимание ребят на диалект.

Данный материал можно использовать на уроках музыки, работая по программам других авторов.

Презентация.

Список литературы

  1. Веретенце. Музыкальный фольклор в начальной школе. Сост. Дойницына Л.А. - Архангельск: АОИППК, 1999.
  2. Веретенце. Музыкальный фольклор в средней школе. Сост. Ивкова Л.Ю. - Архангельск: АОИППК, 1999.
  3. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Факультативные программы. - М.: Дрофа, 2004.
  4. Аникин В.П. Русский фольклор. - М.: Высшая школа, 1987.
  5. Северный русский народный хор. - М.: Советская Россия, 1970.
  6. Учебные программы для начальной школы с национально-региональным компонентом. - Архангельск: ПГУ, 1994.