Урок экологии по теме "Значение одного дерева". 7-й класс

Разделы: Экология

Класс: 7


Цель: выяснить значение зелёных насаждений в нашей жизни.

Задачи:

  • Определить практический смысл посаженного дерева;
  • Акцентировать внимание учащихся на моральном аспекте заботы об окружающей среде.

Тип урока: интегрированный.

Вид урока: урок-рассуждение.

Материалы к уроку: стихотворения М.Исаковского «Вишня» и В. Шефнера «Притча о дереве» (прил. 1), статистические данные (прил.2).

Эпиграф к уроку:

1. Каждое доброе дело несёт награду в самом себе. (А.Дюма-отец)

2. Я твёрдо знаю, умереть не страшно.
    Ну что ж, упал, замолк и охладел.
    Была бы только жизнь твоя украшена
    Сиянием каких-то добрых дел.
    (Александр Яшин)

Ход урока

Слово учителя. Ребята! Мы часто говорим и слышим, что нужно заботиться о природе. И делаем мы это настолько часто, что даже не задумываемся о значении этих слов. Сегодня я предлагаю отвлечься от избитых фраз и порассуждать. А помогут нам в этом два прекрасных стихотворения. Послушайте их внимательно. (Стихотворения «Вишня» и «Притча о дереве» читают наизусть ученики или сам учитель; тексты стихотворений есть у каждого ученика для работы с ними)

Вопросы для беседы:

  1. Что объединяет героев? (Оба хотели посадить дерево.)
  2. Для чего (с какой целью) оба героя хотели посадить дерево? (Для людей «Рад будет путник отдохнуть в тени…», «Путники в тени её прилягут…».)
  3. Какова же практическая польза одного посаженного дерева? (Работа со статистическими данными, собственные примеры.)
  4. Что помешало герою «Притчи о дереве» воплотить задуманное? (Нашёл золото.)
  5. Когда стал богатым, дал ли он людям больше, как обещал? Что он сделал? («Возвёл высокий каменный чертог, Завёл себе низкопоклонных слуг…», «К чужим печалям стал он слеп и глух…».)
  6. Пожалел ли герой в конце жизненного пути, что не посадил дерево?
  7. (Подведение к выводу) Принесло ли богатство герою столько счастья и пользы, сколько могло бы принести когда-то посаженное дерево?
  8. Сюжеты литературных произведений часто берутся из жизни. Как бы вы поступили в этой ситуации?
  9. Какие мысли, чувства поэтов в этих стихах близки каждому человеку?

Организация домашнего задания: подберите произведения или отрывки из произведений о людях, делающих добро природе.

Рефлексия:

А закончить наш урок я хочу теми же словами, с которых мы его начали «Каждое доброе дело несёт награду в самом себе».

Каждый ученик говорит по одному предложению, начинающемуся словами «Я сегодня…».

Приложение 1, Приложение 2