Скороговорки на уроках фольклорного ансамбля

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками, Логопедия


Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности и первоначально принадлежали фольклору взрослых, будучи упражнениями древнейшей логопедии и неся отпечаток мифологических представлений, истории народа; они развивают чувство родного языка, содействуют преодолению косноязычия. В настоящее время скороговорки стали инструментом совершенствования произношения ребенка в детских садах, они активно используются в работе логопедов. Наряду с этим в собственно детской среде интерес к скороговоркам постепенно угасает, что связано со многими причинами: увеличением числа детей, имеющих различные речевые нарушения, конкуренцией традиционных народных забав с современными компьютерными играми и развлечениями, использованием педагогами в основном развивающего потенциала скороговорки, оставляя без внимания его развлекательную составляющую.

Скороговорке – жанру, имеющему огромную педагогическую ценность, – можно помочь “открыть второе дыхание” с помощью игрового моделирования, дополнив традиционное содержание игровой деятельностью.

Необходимо отметить, что в основе игрового моделирования на фольклорном материале лежат принципы элементарного музицирования и музыкально-двигательного воспитания.

Используя собственный опыт работы с фольклорным ансамблем, я разработала свои игровые модели скороговорок, основным импульсом для их появления послужила педагогическая работа преподавателя отделения “Народное хоровое пение” Свердловского областного музыкального училища им. П.И.Чайковского С.А.Жилинской.

Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, обязательно систематическое вокальное воспитание. Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания, оно регулярно проводится в начале занятий и помогает быстрой слуховой организации коллектива, сосредоточению внимания певцов, подготавливает, “разогревает” голосовой аппарат.

В традиционной культуре богатый детский фольклор и среда народной культуры, музыкально и ритмически организованная, давали возможность детям импровизировать и творчески развиваться. Основа же развития музыкальной формы – это многократное повторение попевки, интонационной формулы. Мелодии детских песенок возникают из выразительной речи, естественно чередуются с ней, зачастую неотделимы от речевого интонирования. Эта особенность идеально соотносится с возможностями детского слуха и голоса.

Воспроизводя мелодию, дети зачастую повторяют не точно мелодическую линию напева, а иногда и ритмическую. Такое исполнение кажется фальшивым, иногда вовсе не воспринимается взрослыми как пение, а как речевое интонирование, хотя подобное исполнение является важной и обязательной стадией в развитии музыкальности детей. Данное обстоятельство представляется особенно важным в современных условиях, когда возросло количество детей, страдающих задержкой речевого развития.

Известно, что плохая, вялая дикция оказывает отрицательное влияние на звукообразование и интонацию. В то же время хорошо и ясно произнесенное слово не только создает предпосылки для выразительного исполнения, но и помогает самому процессу пения. Добиваться же этого следует освобождением, раскрепощением всего артикуляционного аппарата.

Требуя от юных певцов четкой и ясной дикции, активной артикуляции, я в своей работе обращаюсь не только к специальным упражнениям, но и к произведениям детского фольклора.

Наиболее полезными и эффективными для улучшения техники словопроизнесения являются песни-скороговорки. Они словно специально созданы в народе для тренировки дикции и артикуляции.

Все игровые модели скороговорок были разработаны мною в процессе уроков по фольклорному ансамблю для снятия напряжения как физического, так и психологического, а также для смены деятельности детей. В игровой форме дети усваивают учебный материал значительно легче и быстрее.

Вот несколько примеров игрового моделирования скороговорок.

Берём всем известную скороговорку:

Ехал Грека через реку
Видит Грека – в реке рак.
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку цап.

С детьми 5-7 лет я не акцентирую внимание на ритмическую сторону скороговорки, здесь важнее, чтобы дети запомнили правильный порядок слов.

1. Дети встают в круг. В центр круга выходит водящий (лучше выбрать его по считалке) и стоит всю скороговорку.

Ехал Грека через реку Держась за руки дети идут по кругу (можно с подскоками),
Видит Грека – в реке рак и на слове “рак” с помощью прыжка поворачиваются лицом в центр,
Сунул Грека руку в реку все присели,
Рак за руку Греку гусиным шагом сходятся в центр,
ЦАП! Щекотят водящего.

2. Эта модель может выполняться как сидя на стульях, так и стоя в кругу.

Проговаривая скороговорку, делаются акценты на определённые слова.

  • Акцент на первое слово в строчке:

Ехал Грека через реку изображают езду на машине (лошади, паровозе)
Видит Грека в реке рак прислоняют к глазам соединенные в кольцо указательный и большой пальцы рук (“очки”)
Сунул Грека руку в реку нагнуться, опустив руки вниз
Рак за руку Греку цап! Выпрямиться, согнуть руки в локтях,  растопырев пальцы.

  • Акцент на последней слово в строчке:

Ехал Грека через реку показать как плывут
Видит Грека в реке рак поднять вверх, согнутые в локте руки, и растопырить пальцы.
Сунул Грека руку в реку показать как плывут
Рак за руку Грека цап! схватить соседа справа (слева).

  • Акцент на слове “Грека”.

Для этого выбирается “Грека” (поможет считалка). Его задача – успеть подпрыгнуть на это слово. Этот вариант может повторяться несколько раз, причем можно провоцировать “Греку” – вынудить его подпрыгнуть на другое слово, сделав акцент голосом в соответствующем месте. В следствие чего раздается детский смех.

Обычно на этот вариант уходит большая половина урока.

В работе с детьми от 8 лет и выше использую игровые модели, обращая внимание на четкий ритм, темп и интонирование на одной ноте.

Игровые варианты:

  1. Дети встают в круг. В круге – водящий. Он начинает проговаривать скороговорку, затем указывает на любого игрока, который и будет продолжать (желательно без пауз). Дальше ведущий указывает на игроков в хаотичном порядке, не дожидаясь окончания скороговорки. При этом скороговорка продолжается до тех пор, пока кто-либо из игроков не собьется. (Как вариант: Каждый, кто сбился или вовремя не продолжил, выбывает и скороговорку заново начинает водящий. До тех пор, пока не останется кто-то один.)
  2. Дети стоят в кругу, вытянув ладони вперед, “передают” скороговорку друг другу по часовой стрелке с помощью удара ладонью о ладонь соседа, причем “передача” может происходить как после одной строчки, так и посреди слова.
  3. Дети в кругу “передают” скороговорку друг другу как по часовой, так и против часовой стрелки с помощью удара ладонью о ладонь (в любой последовательности).
  4. Дети в круге, пропевая скороговорку на одной ноте (без перерыва), передают рядом стоящему по и против часовой стрелки.
  5. Самый динамичный и любимый детьми вариант. Дети стоят парами лицом друг к другу. Пропевая скороговорку на одной ноте, сопровожают её хлопками различных конфигураций: своими ладонями, с чужими, с поворотом и т.п. При этом необходимо соблюдать четкий ритм и темп. В этом варианте дети любят импровизировать с хлопками (по своему телу).

Напомню, что в данных игровых моделях важно не только вовремя среагировать и продолжить скороговорку, но и удержать заданные ритм, темп и тон.

Опыт показывает, что сочетание речевой и игровой деятельности раскрепощает ребенка, создаёт атмосферу радости и удовольствия. Внимание ребенка переключается на развлекательную функцию, снимаются его психологические “зажимы”, что позволяет многократно повысить эффективность речевого развития, а это, в свою очередь, благоприятно сказывается на качестве освоения вокально-исполнительских навыков.