Путешествие в страну Фонетика

Разделы: Русский язык


Сегодня мы с вами отправимся в страну с интересным названием Фонетика. Все готовы к путешествию? Когда мы окажемся в этой стране, повторим характеристики звуков, их классификацию, закрепим порядок фонетического разбора.

1. Представим себя жителями этой страны. Кто же населяет эту страну? (Буквы и звуки)

Обратим внимание, что у нас есть особые буквы, непохожие на другие. Что же это за буквы? (Е, ё, ю, я)

(Мы коренные жители страны Фонетика и являемся только буквами). Мы иногда делимся на 2 звука:

1. Если впереди стоит Ъ или Ь я могу обозначать 2 звука: [йу].

2. Если я стою после гласной, я могу обозначать 2 звука: [йа].

3. Если мы стоим в начале слова, то мы обозначаем 2 звука: [йо], [йэ].

2. За 3 минуты запишем имена мужские и женские, в которых буквы е, е, ю, я будут обозначать 2 звука.

Е: Елена, Евгений, Ева, Егор, Екатерина.

Ю: Юля, Юра, Юлиан.

Я: Наталья, Ксения, Ярослав, Илья, Мария.

3. К нам заехали 2 гостя из соседней страны Графика Ь и Ъ. Давайте узнаем особенности этих букв. (Мы являемся жителями страны Графика. Звуков мы не обозначаем. Ъ: Я могу находиться только после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами е, е, ю, я)

(Ь: Я могу делать мягкими согласные буквы разделять гласные и согласные буквы).

4. Давайте определим, какой же из знаков нужно писать в данных словах: сэкономить, почтальон, адъютант, въезд, птенчик, сельдь, просьба, трёхъярусный.

5. Вспомним, что все согласные делятся на мягкие и твёрдые. Представим себя на рыбалке. В одно “ведро” вы ловите рыб, в названиях которых только мягкие согласные, в другое - в названиях которых имеются только твёрдые согласные, в третье - в названиях которых находятся и твёрдые мягкие согласные звуки.

А теперь загляните в “речку” и приступайте к ловле рыбы.

Лещ Плотва Пескарь
Сом Щука
Омуль
Окунь
Угорь

6. Вспомним, что согласные могут быть не только твёрдыми и мягкими, но и звонкими и глухими.

Вы любите цветы? Соберите 3 “букета” из цветов: в первый букет входят цветы, в названиях которых имеются только звонкие согласные звуки, во второй букет входят цветы, в названиях которых присутствуют только глухие согласные звуки, в третий букет входят цветы, в названиях которых есть и звонкие, и глухие согласные звуки.

Какой “букет” оказался самым большим? (Бегония, роза, ромашка, гвоздика, фиалка, мальва, лилия, виола, тюльпан, астра, зверобой, флокс)

7. Пока мы с вами “ловили рыбу” и “составляли букеты”, в нашу страну незаметно прибыл Незнайка. Он не знает, что у многих согласных звуков есть пары по твёрдости-мягкости, по глухости-звонкости.

Найди слова с непарными твёрдыми согласными: брошь, щенок, циркуль, южный, февраль.

8. Сделаем фонетический разбор одного слова.

9. Найди слова с непарными мягкими согласными: ящик, пропажа, чайник, крошка, круча, плавать.

10. Сделаем фонетический разбор одного слова.

Сделаем вывод: все согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие; звонкие и глухие.

Итог урока. Сегодня на уроке мы повторили классификацию и характеристику звуков русского языка, план выполнения фонетического разбора.

Оценки.

Домашнее задание.

Презентация