Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Разделы: ОБЖ


Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

Задачи программы:

• сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач.

• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:

научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности.

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе программы по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности” для 1-4 классов начальной школы под общей редакцией А.Т.Смирнова.

Учебный предмет „Окружающий мир" изучается с 1 класса по 2 часа в неделю”. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности. Таким образом, программа построена на основе базисного компонента “Окружающий мир”. Для обеспечения преемственности в процессе получения знаний необходимо расширение содержания базового курса “Окружающий мир” по отдельным темам или введение факультативного курса.

Основной целью интеграции знаний по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в содержании базового курса “Окружающий мир” является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

. Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться: дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

1 класс

I. Зашита человека в чрезвычайных ситуациях

1.1 Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.

II. Основы здорового образа жизни

2.1. Основные понятия “здоровье” и “здоровый образ жизни”

Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, нарушение режима дня, профилактика переутомления.

2.2. Основы личной гигиены

Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.

III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста

Ожоги. Как уберечься от ожогов.

3.2. Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых

Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых.

IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

4.1. Безопасное поведение дома

Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один? Электричество и газ как источники возможной опасности. Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.

4.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре

Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

4.3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.

4.4. Безопасное поведение на улицах и дорогах

Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

4.5. Безопасное поведение на природе

Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения.

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

• общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;

  • основные понятия “здоровье” и “здоровый образ жизни”. Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;
  • основные виды травм у детей. Что такое “Первая медицинская помощь” — на примере ожога. Как уберечься от порезов и ожогов;
  • общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;
  • возможные опасности и опасные ситуации, которые могут воз никнуть дома;
  • опасные ситуации, при контактах с незнакомыми людьми;

• наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;

• правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;

• правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;

• влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что такое “одеться по сезону”, правила поведения;

  • чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения;
  • правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;
  • опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.

Практическая работа: к концу 1-го класса учащиеся должны

уметь:

  • • составить распорядок дня, ухаживать за полостью рта, руками, ногами;
  • • оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых. Первая медицинская помощь при небольших кровотечениях, ожогах;
  • безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;
  • выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика;
  • правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства. Уметь принять безопасную позу при аварийной ситуации;
  • самостоятельно одеться по сезону;
  • самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу;
  • правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами). Оказать первую медицинскую помощь при укусах насекомых.

2 класс

I. Зашита человека в чрезвычайных ситуациях

1.1. Чрезвычайные ситуации

Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.

1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал “Внимание всем!”. Что необходимо сделать по сигналу “Внимание всем!”.

II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

2.1. Болезни, их причины, связь с образом жизни

От чего зависит наше здоровье? Как живет наш организм, из чего состоит тело человека? Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания. Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний. Заноза, кровотечение, укус, ушиб.

2.2, Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами

Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

3.1. Безопасное поведение на воде

Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.

3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения

Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные животные и насекомые, меры защиты от них.

3.3. Безопасное поведение на дорогах Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. Где можно и где нельзя играть.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

• чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;

• правила поведения на пляже; - правила безопасного поведения в лесу, в поле;

• возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;

• ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;

• от чего зависит наше здоровье? Как живет наш организм? Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни.

• травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;

• какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;

• как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу “Внимание всем!”.

Практическая работа. К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

• правильно перейти водоем по льду;

• правильно вести себя на пляже;

• ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой;

• уметь правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, суметь защититься от них; уметь распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;

• оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;

• уметь действовать по сигналу “Внимание всем!”.

3 класс

1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

1 1. Безопасное поведение на дорогах Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.

Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды. Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорости движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. На загородной дороге, движение пешехода по загородной дороге.

1.2. Мы пассажиры Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки из транспортного средства. Поведение при угрозе и во время аварии. 1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожара. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.

Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.

1.4 Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту, отоплением.

2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами Отравление, Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

• правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;

• виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорости движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги; правила движения пешеходов по загородной дороге; обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки из транспортного средства;

• правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;

• меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;

• признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;

• правила обеспечения сохранности личных вещей;

Практическая работа. К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

• переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;

• оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь; правильно садиться и выходить из общественного транспорта;

• двигаться по загородной дороге, в том числе группой;

• правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;

• разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;

• соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;

• оказать первую помощь при отравлении угарным газом;

• действовать при обнаружении загорания в лесу, в поле.

4 класс

1. Основы здорового образа жизни

1.1. Основные понятия “здоровье” и “здоровый образ жизни” Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.

1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика

Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.

2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок. Когда следует вызывать “скорую помощь” и порядок ее вызова.

Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос — первая медицинская помощь.

Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Кровотечения из носа — оказание первой медицинской помощи.

2.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран. Оказание первой помощи при ожогах и обморожении.

Оказание первой помощи при отравлениях.

3. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

3.1. Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 1—3 классах материала)

Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.

3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 13 классах)

Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

3.3. Безопасное поведение на природе

Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, часам и местным предметам. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

3.4. Безопасное поведение на воде

Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства,

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

• правила перехода дороги; правила движения на велосипедах;

• правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;

• основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;

• как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;

• меры пожарной безопасности при разведении костра;

• когда следует вызывать “скорую помощь” и порядок ее вызова;

• основные понятия — “здоровье”, “здоровый образ жизни”. Факторы, влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

• правильно переходить дорогу, перекресток;

• ориентироваться на местности: определить стороны горизонта по компасу и местным предметам, развести и погасить костер;

• вызвать “скорую помощь”, оказать первую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусе насекомыми, собакой, кошкой, при кровотечении из носа.