Урок литературы по теме "Жанр новеллы в зарубежной литературе". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели и задачи урока:

  1. Выяснить, что такое новелла как литературный жанр?
  2. Какими качествами характера обладают герои новеллы П. Мериме?
  3. Чем заканчивается новелла?
  4. Почему так названа данная новелла?

Оборудование: текст, компьютер, проектор, экран, слайды с иллюстрациями к произведению, портрет писателя, оценочные листы.

Кто раз сумеет предать, тот много раз ещё предаст…

Лопе де Вега.

Ход урока

Учитель.

Здравствуйте, ребята! Сегодня перед вами выдающийся французский писатель-реалист, мастер новеллы Проспер Мериме. Родился он в Париже в семье художника и получил прекрасное и разностороннее образование. Заниматься литературным трудом Мериме начал уже в юности, обращался к жанру драматургии, затем писал исторические произведения, но наивысшую славу и популярность П. Мериме принесли именно новеллы. (Рассказ учителя сопровождается показом слайдов).

Теперь прочитайте тему урока и выдвиньте свои предположения: чем мы будем заниматься на уроке?

(Ответы учащихся: называют цели урока, таблички крепятся на доске).

Попробуем ответить на первый вопрос:

– Что же такое новелла? (ответы учащихся)

Предлагаю заглянуть в словарь литературоведческих терминов. (На слайде “Новелла– ).

Для того чтобы ответить на второй вопрос, предлагаю переместиться в 18 век. Сегодня мы с вами отправимся на остров Корсика во Францию.

В глубине острова среди диких скал и ущелий частые побеги вырубленных и выжженных крестьянами деревьев образуют густые заросли – маки. Человек может проложить в них дорогу лишь с топором в руках, а иные маки так разрастаются, что образуют неприступные джунгли.

Таково место действия новеллы П. Мериме. (Рассказ сопровождается слайдами).

– Какими чертами характера должен обладать человек, живущий здесь? (ответы учащихся)

Дома вы делали мини-проекты, в которых раскрывали характер главного героя новеллы Маттео Фальконе.

– Каким вы его увидели? (Группы защищают свои проекты).

Итак, Маттео Фальконе типичный корсиканец, умеющий метко стрелять, решительный, гордый, смелый, сильный, соблюдает законы гостеприимства и готов прийти на помощь любому, кто её попросит. Об этом мы узнаём из первой части новеллы, также мы узнали, что у Маттео был долгожданный, единственный и очень любимый им сын, надежда и наследник.

– Как звали мальчика? (Фортунато – счастливчик).

– Какую историю, произошедшую с Фртунато, показал нам автор? (ответы учащихся)

Зачитайте диалог, произошедший между Джаннетто и Фортунато, по ролям. (стр. 264)

– Вдумайтесь в слова и поступки мальчика.

– Какие черты его характера раскрывает нам автор? (Сообразительный; хитрый; острожный; помог человеку, извлекая собственную выгоду).

– Что ещё придумал мальчик, чтобы жандармы не заметили человека, которого он спрятал?

– Как разговаривает мальчик с жандармами? (Ведёт себя уверенно, хладнокровно, пытается их запутать, не боится, даже подсмеивается).

– Почему десятилетний ребёнок так уверенно ведёт себя с жандармами? (Его отец очень сильный и уважаемый человек, его многие боятся. Мальчик чувствует его силу и защиту, поэтому так ведёт себя с жандармами).

Итак, это первая часть рассказа о мальчике.

Работа в группах: подберите заголовок к первой части рассказа о мальчике. (Отчёты групп).

Работа со второй частью рассказа о мальчике.

Работа в группах: подберите заголовок ко второй части рассказа о мальчике. (Отчёты групп). (Предательство).

– Почему вы так назвали вторую часть рассказа?

– Вы осуждаете поступок Фортунатто? Почему?

– Поступил бы так его отец Маттео?

Далее на сцене внезапно появляются родители Фортунатто. Вернёмся к нашим проектам:

– Как отнесётся к такому поступку своего сына человек, с которым мы познакомились в начале новеллы (человек достоинства, чести, смелый, гордый…)

(Ответы учащихся. Докажите текстом).

Вывод: отец был очень расстроен поступком сына, никогда ещё в роду Фальконе не было предателей.

– Как вы думаете, чем же всё-таки закончится произведение? Как поведёт себя Фортунато и как поведёт себя его отец после произошедшего случая? Ведь дом многоуважаемого Маттео – теперь дом предателя!

Работа в группах: Предлагаю выдвинуть свои предположения. Чем, по-вашему, закончится новелла? (Отчёты групп).

Теперь сравним ваши предположения с текстом. Читаю окончание новеллы.

– Ожидали ли вы такой развязки?

Произошло ужасное: отец убил своего единственного сына, маленького мальчика, которому всего лишь десять лет.

– Осуждаете ли вы поступок Маттео?

(Ответы учащихся).

Предлагаю поднять сигнальные карточки:

  1. Кто считает, что Маттео прав, и он не мог поступить иначе – поднимает синюю карточку.
  2. Кто считает, что Фортунато не заслуживает такого жестокого наказания, кто на стороне мальчика – красную.

Теперь все, кто проголосовал за Фртунато и поднял красные карточки, составляют вопросы от имени Фортунато к своему отцу Маттео.

Те, кто поднял синие, – от имени отца к сыну.

Проводится спор-беседа.

Вывод: Кто же такой Маттео Фальконе: герой или убийца? Человек с огромной силой воли, железным характером, сумевший убить даже собственного сына, чтобы наказать предательство… или жестокий убийца, который, чтобы сохранить своё доброе имя, убил своего маленького сына?

Вопрос этот, наверное, навсегда останется открытым.

Д/з: Написать письменный ответ на вопрос:

Почему же всё-таки автор назвал свою новеллу “Маттео Фальконе” – именем убийцы собственного сына?

Презентация