Урок "Природа и музыка". 2-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 2


Цель урока. Выявить взаимосвязь между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений и окружающего мира, воспринимая музыку, как интонационно-образную речь.

Задачи:

  • Развивающие: развивать музыкальные впечатления учащихся, познания вобласти интонационной выразительности, выявляя основные элементы музыкальной речи; закрепить особенности компонентов живой природы;
  • Образовательные: формировать эмоционально-смысловое содержание музыки, экологическую культуру детей, уметь находить общее в музыке и природе, сопоставляя их объекты, обобщить знания по теме «Природа»;
  • Воспитательные: пробуждать вдетях интерес кнаблюдению за живой и неживой природой в музыкальных произведениях и окружающей среде, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Тип урока: интегрированный.

Технологии: проблемные, развивающие, игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии.

Методы: беседы, обобщения, поисково-проблемный, наглядный, размышления.

Методические приемы и их эффективность:

  • прием синтеза знаний дает возможность учащихся перенести знания из области одного предмета в другой;
  • прием рефлексии развивает теоретическую деятельность учащегося, направленную на осмысление его собственных знаний;
  • индуктивный метод требует самостоятельно размышлять над фактами и делать доступные выводы.

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:

– готовность и способность к саморазвитию;
– уметь интерпретировать учебный материал из одной формы выражения в другую;
– иметь наличие достаточного словарного запаса для выражения того, что знает и слышит;
– иметь интерес к данной теме, эмоциональный настрой.

Предметные результаты:

– иметь знания данной темы, достаточные для подведения итога знаний и продолжения образования;
– уметь применять предметные знания в жизни.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, картинки: солнышко, река, береза, ромашка, облака, трава, цветы.

Музыкальный материал: муз. В.Локтева сл. О.Высотской «Песня о России»; С.С.Прокофьев «Прогулка», «Шествие кузнечиков»; муз. В.Шаинского сл. М.Матусовского «Вместе весело шагать»; русская народная песня «Во поле береза стояла»; муз. А. Черного сл. Н.Старшинова «Давайте сохраним»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Послушайте стихотворение.

Природа и музыка рядом живут
Снежинки – танцуют, сосульки – поют.
Ветер играет на листьях слегка
И в такт этим звукам плывут облака

То дождь запоет, забасит вдруг пурга.
То звонкая песня несет нас в луга.
А мы будем слушать и подпевать,
А может быть просто стоять и молчать.

– О чем оно? Правильно о природе и музыке. Тема урока так и называется «Природа и музыка» (Слайд 1). Мы подведем итог ваших знаний о природе, а помогать нам в этом будут музыкальные произведения.

2. Беседа по теме урока

– Прослушайте произведение.

(Звучит «Песня о России» муз. В.Локтева сл. О.Высотской )

– В каком жанре написано произведение?
– Что помогло вам определить?
– Выберите и назовите слова, которые характеризуют темп этой песни, динамику, ритм, характер.

(Слова написаны на слайде 2)

– А если бы это произведение прозвучало громко, быстро, ярко, резко соответствовало бы это данному тексту?
– Давайте мы с вами все, о чем слышали в песне, отобразим картинками на доске.

(Дети выбирают картинки соответствующие тексту песни и прикрепляют их к ватману, расположенному на доске: солнце, ромашку, дерево, реку, облака, детей и т. д.)

– Какое название к этой картине мы можем придумать?
– Что такое природа? Какой она бывает?
– Чем живая природа отличается от неживой?
– Что на нашей картине относится к живой природе, а что к неживой?
– Ребята, а хотели бы вы побывать на лужайке, которая у нас получилась?
– Давайте отправимся на прогулку прямо сейчас, но не по-настоящему – виртуально.
– Мы с вами знаем два произведения под названием «Прогулка». Кто назовет их авторов?
– Эти произведения вокальные или инструментальные?
– Для какого инструмента они написаны?
– Пьеса какого автора нам поможет ярче ощутить красоту природы? Почему?
– Давайте внимательно прослушаем пьесу С.С.Прокофьева. Подумайте, какое настроение передает музыка?
– Как музыка передает веселое, радостное, настроение?
– Ребята, мы с вами знаем и вокальное произведение, которое помогает шагать дружно с веселым настроением. Но сначала мы распоемся.

(Распевание на словах солнышко, бабочка, дерево, травушка)

– Давайте споем песню «Вместе весело шагать» и покажем, как умеем шагать.

(Исполнение песни с движением)

Ну-ка, друзья, вокруг посмотрите,
Что еще рассказать вы хотите?
Вот река, вот лес, вот луг,
Что про них ты знаешь, друг?

Какие водоемы бывают?
Кто в реке обитает?
В чем особенность рыб?
В водоёме растёт гриб?

– Смотрите, бабочка (Слайд 3)
– Где можно встретить бабочек?
– Каких других насекомых можно встретить на лугу? (Слайд 4)
– Назовите особенности насекомых?
– Ребята, а можно музыкой изобразить кузнечика, его движения?
– Каким будет ритм, движение мелодии, характер?
– Мы сегодня слушали пьесу «Прогулка» С.С.Прокофьева, а сейчас послушаем пьесу «Шествие кузнечиков». Интересно, как изобразит кузнечиков автор? Совпадут ли ваши предположения с представлением композитора?

(Слушание «Шествие кузнечиков»)

– Понравилась пьеса? Какие были кузнечики в пьесе?
– Теперь для вас у меня есть загадка, отгадайте ее, ребятки.

Город этот не простой,
Он дремучий и густой.
В нём найдут приют и птицы,
Зайки, волки и лисицы.

– Догадались что это за город?
– Про какие особенности леса вы услышали в загадке?
– Какие отличия птиц и зверей можете назвать?
– Почему лес густой и дремучий?
– Какие знаете деревья?
– Мелодия какой песни звучит? (Учитель наигрывает мелодию)
– О каком дереве поется в этой песни?
– С давних времен береза считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой березы? Русский народ всегда с любовью относился к березе. О ней сочиняли стихи, песни и водили хороводы. Давайте и мы с вами сейчас исполним элементы хоровода под всеми любимую и известную песню «Во поле береза стояла»

(Танцевальные движения под исполнение песни)

– Ребята, послушайте стихотворение. В каких словах заключена главная мысль?

В. Степанов

Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Что такое река?
На воде облака.
Окуни, ерши.
Кувшинки, камыши.
Все, что есть вокруг нас,
Все, что радует глаз,
Что не создал человек
Зовут природой из века в век

– Ребята, что надо делать, чтобы природа сохранилась на многие годы?
– Давайте познакомимся с песней, которая называется «Давайте сохраним» и разучим 1 куплет.

3. Вывод

Быстро пролетел урок
Подведем теперь итог
Чем сегодня занимались
В чем с охотой упражнялись
Что узнали и познали
Почему умней вы стали!?

– Чтобы выразить свое настроение к уроку, прикрепите цветочки на нашей картине. Если понравился – цветочек с улыбкой, а если нет, то грустный цветочек.

Домашнее задание. Привести пример музыкального произведения о природе.