Структура книги. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Организация школьной библиотеки

Класс: 3


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания о структуре книги как инструменте информационной деятельности;
  • выработать у школьников приёмы эффективной переработки учебной информации, продолжить формирование коммуникативных компетентностей, необходимых при работе в группах;
  • развить навыки работы с информацией.

Оборудование:

  • тетради, ручки, карандаши, линейки, ластики, клей-карандаш;
  • справочные книги и энциклопедии для самостоятельной работы учащихся;
  • компьютерные распечатки: полоски бумаги, где крупно написаны элементы книги; тест; информационная карта на книгу (по одной на каждую группу);
  • компьютер с медиапроектором;
  • медиапрезентация “Структура книги”.

Ход урока

1. Вызов. (5 мин.)

Учитель: Ребята, вы любите ходить в походы?

(Ответы детей)

Учитель: А что для этого нужно взять с собой?

(Ответы детей)

Учитель: Правильно, самое главное в походе – это рюкзак, самое необходимое снаряжение в путешествии. Есть такое слово аппарат. А происходит оно от латинского apparatiz, что значит снаряжение, оборудование. Аппарат книги – ее снаряжение – это структура книги. Тема нашего урока так и называется “Структура книги” (название на мониторе, слайд 1-2). Предназначение структуры книги – помогать читателю при выборе книг и чтении. Я приглашаю вас в путешествие в удивительный мир книги.

Повторение и углубление знаний о структуре книги.

Учитель: Дорогие ребята! Вы уже знакомы со структурой книги. Давайте повторим, какие части (элементы) книг вы уже знаете (слайд 3). Для этого ответьте на вопросы:

С чего начинается книга?

Что можно прочитать и увидеть на обложке?

Как называется первая страница книги?

Зачем нужны в книге рисунки и как их ещё называют?

Что помещается обычно в конце книги?

(Ответы детей)

Учитель: Спасибо, ребята! А теперь давайте вспомним, что вы еще знаете по данной теме, определим ваш “информационный багаж”. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите, какие элементы книги вы знаете. (Ребята записывают все свои знания в тетрадь, составляют список “известной информации”, верные - неверные утверждения). Записали? А теперь, пожалуйста, прочтите, что вы записали.

(Ответы детей. Ученики зачитывают свои списки).

Все сведения выносятся на монитор. Начинается обсуждение их (слайд 4).

Структура книги
(список, с которым согласны все)
Структура книги
(список, вызывающий сомнения) ???
Обложка (переплет)  
Корешок  
Титульный лист Главный лист ???

Заглавный лист ???

Аннотация Анкета ???
Предисловие  
Оглавление Заглавление ???
Иллюстрация: фотографии, карты, рисунки, репродукции и т.д. Картинки ???

Учитель: Спасибо, ребята, я вижу, какая-то информация о структуре книги вам знакома, но здесь далеко не все элементы, которые присутствуют в книге.

Уточняющие и наводящие вопросы учителя.

(Настраивание на получение новой информации)

Как вы предполагаете искать новую информацию о структуре книги?

Какие ресурсы могут быть использованы?

Кому будут представлены полученные результаты?

(Ответы детей)

Вывод: полученная информация выслушивалась, записывалась, обсуждалась, работа велась индивидуально.

2. Осмысление (реализация смысла). (15 мин.)

Учитель: Ребята, сейчас у нас будет непосредственная работа с новой информацией. Мы постепенно будем двигаться от знания “старого” к “новому”. Перед каждой группой на столе лежат справочники, словари и энциклопедии и карточки с заданиями. Ребята, а какие вы знаете словари? Вы уже работали с ними, назовите их, пожалуйста. А из каких элементов состоят словари? Как вы думаете, у них есть что-то общее, особенное?

(Ответы детей: наличие словарных статей, они расположены по алфавиту).

Чтобы познакомиться с новыми элементами книги, я предлагаю поработать с карточками. Работа в группах по 4 человека. У каждой группы есть свой номер (распределились по группам, расставили номера, назначили координаторов). Координатор руководит всей работой группы. Работает каждый член группы, но окончательное решение за координатором. Вы будете работать на один результат, чем согласованнее ваши действия, тем лучше он будет.

У каждой группы три задания: вы должны найти слова в словарях и энциклопедиях и показать этот элемент в этой же книге. Запишите в правом столбике, в какой книге, на какой странице вы нашли ответ. Полученную новую информацию пометить значком +. Затем найдите на столе полоски бумаги, где каждый элемент книги крупно и четко подписан, и приклейте ее к книге.

На задание дается 15 минут. Итак, начинаем! Время пошло!

Карточки

Поиск информации по заданию (работа со словарями и энциклопедиями).

(Ребята должны разобраться, где какая информация размещается и как называется эта часть книги).

Найди в энциклопедии или словаре ответы на следующие вопросы.
Запиши, в какой книге, на какой странице ты нашел ответ.
Что такое титульный лист? Покажи этот элемент в книге.                    
Где находится в книге ляссе? Покажи этот элемент в книге.  
Что такое алфавитно-предметный указатель книги? Покажи этот элемент в книге.  
Найди в энциклопедии или словаре ответы на следующие вопросы.
Запиши, в какой книге, на какой странице ты нашел ответ.
Что такое форзац? Покажи этот элемент в книге.  
Где в книге находится аннотация? Покажи этот элемент в книге.  
Что такое предметный указатель книги? Покажи этот элемент в книге.  
Найди в энциклопедии или словаре ответы на следующие вопросы.
Запиши, в какой книге, на какой странице ты нашел ответ.
Что такое фронтиспис? Покажи этот элемент в книге.  
Где в книге находится предисловие? Покажи этот элемент в книге.  
Что такое глоссарий? Покажи этот элемент в книге.  
Найди в энциклопедии или словаре ответы на следующие вопросы.
Запиши, в какой книге, на какой странице ты нашел ответ.
Что такое суперобложка? Покажи этот элемент в книге.  
Что такое шмуцтитул? Покажи этот элемент в книге.  
Что такое алфавитный указатель книги? Покажи этот элемент в книге.  

(Ответы детей. После выполнения задания учащиеся рассказывают, как они его выполняли, каков алгоритм поиска информации).

Закончив работу с карточками, ребята находят на столе нужные полоски бумаги, где каждый элемент книги крупно и четко подписан и приклеивают ее к книге. Другие читатели при обращении в библиотеку будут пользоваться этими книгами и запомнят элементы книги, то есть познакомятся со структурой книги.

Вывод: на данном этапе происходил непосредственный контакт с новой информацией (словарные статьи в энциклопедии и словарях), работа велась в группах.

3. Рефлексия (размышление). (25 мин.)

Учитель: Ребята, для закрепления наших знаний о структуре книги, я предлагаю вам ответить на вопросы теста. Продолжаем работать в группах. Не спешите! Сначала вопросы обсуждаете в группе, потом поднимаете руки. Тесты лежат на столах. Время пошло!

Тест (слайд 5)

1. Что вы понимаете под выражением "структура книги"?

а) То, из чего состоит книга

б) То, что указывает на количество страниц

2. Основными элементами книги являются:

а) аннотация;

б) оглавление;

в) страница;

г) предисловие.

3. Как называется краткий рассказ о книге, который пишется мелким шрифтом на обороте титульного листа?

а) Оглавление.

б) Предисловие.

в) Аннотация.

г) Словарь.

4. Какой из элементов книги сообщает сведения о месте (городе, издательстве) и годе издания книги?

а) Обложка.

б) Указатель.

в) Титульный лист.

5. Для чего служит обложка или переплёт?

а) Защищает книгу от повреждений.

б) Сообщает фамилию автора и название книги.

в) Указывает точный "адрес" (страницу) какого-либо произведения.

6. Какую помощь оказывает предисловие или послесловие?

а) Знакомит с содержанием книги, ее героями.

б) Рассказывает об авторе книги.

в) Содержит словарь или указатель.

(Ответы детей)

Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

Я приготовила для вас еще несколько вопросов. Мы продолжаем работать в группах. Вы должны найти в книге, что лежит у вас на столе, ответы на вопросы. Записать их в тетради, сделать библиографическое описание источника с указанием страницы, на которой нашли ответ.

Практическая работа по теме “Информационная карта на книгу”. (Слайд 6)

(Памятка для учащихся, работа в группах)

  1. Откройте титульный лист и перепишите сведения о книге с титульного листа в следующей последовательности: автор (фамилия, инициалы), заглавие, подзаголовочные данные: город, издательство, год, серия. Если нужных сведений нет на титульном листе, посмотрите на обороте титульного листа.
  2. Найдите в книге элементы справочного аппарата: аннотацию, оглавление (содержание), предисловие, послесловие. Перечислите, какие из них есть в вашей книге. Прочитайте аннотацию, бегло просмотрите оглавление (содержание), предисловие, послесловие.
  3. Ответьте на вопросы: “О чем эта книга?”, “Кому она может быть интересна?” (Тема, читательское назначение).
  4. Какие иллюстрации есть в книге: рисунки, фотографии, цветные вклейки, карты, таблицы и т.д.? Назовите фамилию художника. Что изображено на форзаце и фронтисписе книги?
  5. Какие указатели есть в книге? Есть ли в книге словарь терминов?
  6. Какая эта книга: художественная, научно-популярная, справочная, учебная?

(Ответы детей)

Учитель: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием. Вы собрали все необходимые сведения о книге, используя свои знания о ее структуре и справочном аппарате книги. Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Тема нашего урока “Структура книги”. Сегодня мы с вами занимались информационно – поисковой деятельностью, искали нужную нам информацию в книгах, а для этого, оказывается, надо очень хорошо знать структуру книги.

Ребята, давайте вернемся к нашей таблице, которую мы построили в начале урока, и внесём в неё изменения: добавим, что мы узнали нового.

(Ответы детей)

Посмотрите, какая получилась таблица, мы к знаниям “старым” прибавили знания “новые”. (Слайд 7)

Структура книги
(знания “старые”)
Структура книги
(знания “новые”)
Обложка (переплет) Суперобложка
Корешок Алфавитно-предметный указатель
Титульный лист Форзац
Аннотация Фронтиспис
Предисловие Глоссарий
Оглавление Содержание
  Ляссе
Иллюстрация: фотографии, карты, рисунки, репродукции и т.д. Шмуцтитул

Учитель: Ребята, перед вами лежат карточки в виде книги. Пожалуйста, заполните их и прочтите (Слайд 8). Вопросы:

- Чему вы сегодня учились на уроке?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Какие трудности возникли в ходе урока?

- Что помогало, что мешало вашей успешной работе на уроке?

- Для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить?

- Как оцениваете свою работу?

- Кто в группе лучше всех работал?

(Ученики зачитывают свои варианты ответов).

Вывод: творческая работа, анализ изученной информации, работа велась в группах.

Учитель: Спасибо, дорогие ребята! Я надеюсь, что сегодняшний урок был вам полезен и полученные знания вы используете в своей дальнейшей учебной и внеучебной деятельности. Спасибо за сотрудничество! (Слайд 9)

Список литературы.

  1. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А.Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. – 2 - е изд., перераб. – М.: Школьная б-ка, 2003. – 296 с.
  2. Гендина Н.И., Кудрина Е.Л. Информационная культура личности или информационная грамотность: Российский и международный форматы обсуждения проблемы [Материалы Конференции “Крым–2004”. – CDROM. – ГПНТБ России, Ассоциация ЭБНИТ].
  3. Громова О.К. Развитие информационной грамотности у детей в школьной и детской библиотеке: лекции 1-4. – М.: Педагогич. университет “Первое сентября”, 2006. - 52 с.
  4. Громова О.К. Развитие информационной грамотности у детей в школьной и детской библиотеке: лекции 5-8. – М.: Педагогич. университет “Первое сентября”, 2006. - 52 с.
  5. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически /И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд. – СПб.: Скифия; Альянс “Дельта”; Речь, 2003. – 192 с.
  6. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития: Перспективы для высшего образования /И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб.: Скифия, 2003. – 283 с.
  7. Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма /И. Загашев // Библиотека в школе. – 2006 – № 17–24. – (Курсы повышения квалификации. Педагогический университет “Первое сентября”).
  8. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке /С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004. – 174 с.
  9. Мяэотс О.Н. Уроки информационной грамотности: методические рекомендации. – М.: ООО “Чистые пруды”, 2005. – 32 с.: ил. - (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Библиотека в школе”).

Презентация