Тематическое занятие для дошкольников "Приморье – родина моя"

Разделы: Музыка


Цель: Воспитание любви к родному краю, природе через музыкально – игровую деятельность, реализация потребностей в самовыражении.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес средствами музыки, художественного творчества.
  2. Систематизировать и углублять знания о родном крае.
  3. Помочь детям реализовать свое впечатление, эмоциональное состояние в танцевальном и изобразительном творчестве.

На центральной стене висит карта Приморского края, его герб. Развешены репродукции с изображением приморской тайги, ее растений, зверей, птиц, побережья Японского моря.

Ход занятия

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о родном крае, о земле, на которой живем, о нашей Малой Родине. Скажите мне, ребята, в какой стране мы живем? И какая наша Родина?

Дети. Мы живем в России. Это наша Родина.

Музыкальный руководитель. Да! Наша Родина – Россия. Родиной мы ее зовем потому, что в ней родились, в ней говорим родным нам языком. А как называется наш главный город, наша столица?

Дети. Москва!

Музыкальный руководитель. Да! Москва – столица нашей Родины. Россия очень большая страна. Среди ее просторов есть край, где мы с вами живем. Что это за край?

Дети. Приморский край!

Музыкальный руководитель. Верно! Приморский край – наша Малая Родина, наш родной дом. Давайте споем песню о Родине и Родном крае.

Песня «Наш край» А. Пришельца

Музыкальный руководитель. Давайте посмотрим на карту нашего края. Она окрашена в разные цвета. Как вы думаете, что означают зеленый, голубой и коричневый цвета?

Дети. Зеленый – леса, голубой – реки и озера, коричневый – горы.

Музыкальный руководитель. Правильно! Большая часть карты нашего края окрашена в зеленый цвет. Тайга – основное богатство нашей приморской земли! Поэтому наш край называют таежным краем. Чем же богата тайга?

Дети. Ценными и редкими растениями.

Музыкальный руководитель. Какими?

Дети. Кедр, лимонник, жень–шень, багульник.

Музыкальный руководитель. Верно! Эти растения произрастают только в нашей приморской тайге. А какие звери обитают в ней?

Дети. Тигры, камышовые коты, олени, косули, кабаны, лисы, еноты, медведи.

Музыкальный руководитель. Сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по тайге. Давайте послушаем звуки, которыми она наполнена. Послушайте внимательно и постарайтесь определить, что это за звуки?

Ребенок.

Здравствуй, лес!
Дремучий лес.
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои!
(С. Погореловский)

Слушание звуков тайги в грамзаписи

Музыкальный руководитель. Что услышали, ребята?

Дети. Хруст веток, шум листвы, рев медведя, журчание ручья, пение птиц, рык тигра.

Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята. А теперь ответьте мне на вопрос. Как называется главный город нашего Приморского края?

Дети. Владивосток!

Музыкальный руководитель. Как вы думаете, с чем связано название нашего края и его столицы?

Дети. Приморский – потому, что находится у моря. Владивосток – потому, что это главный город на самом Востоке России.

Музыкальный руководитель. Да! Наш край – морской край. Запах моря и шум прибоя хорошо знакомы всем нам с детства. Мы с вами хорошо знаем, что у моря не простой характер. Море может быть ласковым и добрым, а может быть свирепым и опасным. Посмотрите, ребята на репродукции картин художника Айвазовского. Первая называется « Неаполитанский залив», а вторая – « Девятый вал». Что вы можете сказать о море, изображенном на картинах ?

Дети. На первой картине море спокойное, а на второй море бурное.

Музыкальный руководитель. Послушайте внимательно музыку и определите, какой картине ее характер соответствует.

Слушание «Колыбельная» П. Чайковского

Дети. Музыка плавная, ласковая, спокойная, такая же, как море на первой картине.

Музыкальный руководитель. Конечно! Настроение прослушанной мелодии точно совпадает с настроением моря, изображенного на картине « Неаполитанский залив».

Жизнь жителей нашего края тесно связана с морем. Моряк – почетная профессия на нашей земле. Моряки – смелые и отважные люди.

Водят смело капитаны корабли по океанам.
Интересно плавать им по дорогам голубым.
Днем и ночью, днем и ночью курс прокладывают точно
И бросают якоря в океанах и морях.
(З. Петрова)

Не удивительно, что многие мальчишки и даже некоторые девочки, живущие в нашем крае, мечтают стать моряками.

Мальчик (в форме моряка):

Я надену бескозырку, подпояшусь ремешком.
Стану смелым, стану сильным, стану моряком!
Я увижу на просторе волны синие кругом,
Только смелым, только сильным море нипочем.
За меня не бойся, мама, если буду далеко.
Буду смелым, буду сильным, буду моряком.
(Е. Карасев)

Музыкальный руководитель. Давайте споем песню будущих моряков.

Песня «Все мы моряки» Л. Лядовой

Музыкальный руководитель. Военные моряки охраняют границу нашей Родины, моряки торгового флота перевозят товары в другие страны, а моряки – рыбаки добывают из недр океана морепродукты, которые славятся на весь мир. Моряками бывают не только мужчины, но и женщины. Об этом наш танец.

Танец под песню О. Газманова «Морячка»

Музыкальный руководитель. А какие морепродукты добывают наши рыбаки?

Дети. Кету, горбушу, минтай, кальмары, крабы.

Музыкальный руководитель. Верно! Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Рыбаки и рыбы».

Игра «Рыбаки и рыбы» японская народная игра.

К палочкам привязаны цветные ленточки с колечком (рыбкой). «Рыбок» тянут по полу. Каждый старается наступить на «рыбку» соседа, а свою от этого уберечь. Кому на рыбку наступили - выбывает из игры.

Музыкальный руководитель. Неплохой улов! Молодцы! Сегодня мы еще раз вспомнили, как богат и разнообразен наш край. Но Приморье не только наша Родина , но и дом родной для огромного количества птиц, зверей, растений, рыб и морских животных. Сегодня мы говорили о них, а теперь давайте попробуем их изобразить с помощью мимики и движений.

Игра «Лесная (морская) фигура, замри»

Дети под музыку свободно двигаются по залу. По окончанию музыки замирают в позе любого таежного зверя или птицы. Дети пытаются угадать фигуры друг друга. При повторе, ребята изображают любую морскую фигуру. Музыкальный руководитель отмечает наиболее удачные из них.

Музыкальный руководитель. Вот и подошло к концу наше занятие. Я надеюсь, что теперь вы будете еще больше любить наш край, нашу Малую Родину и гордиться тем, что вы - Приморцы! Ведь ничего краше родного края нет на свете!

Ребенок.

Жура – жура – журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет Родного края!
(П. Воронько)