Веселые аранжировки

Разделы: Музыка


Методические комментарии

Разучивание пьес связано с освоением интонационной лексики – устойчивых оборотов с закреплёнными смысловыми значениями. Эти обороты называются ключевыми интонациями. Они легко узнаются учащимися в разных текстах и помогают юным исполнителям конкретизировать содержание музыкального произведения.

Ключевые интонации могут быть явными и скрытыми. Явные интонации легко обнаруживаются в тексте, поскольку находятся в синтаксически сильной и определённой позиции. Скрытые интонации завуалированы в мелодическом и ритмическом рисунке произведения (их необходимо предварительно выявить). Определение ключевых интонаций в работе с музыкальным текстом имеет важное значение, этот этап прописан в каждой разработке. Кроме того, данная задача ставится перед учеником и в обращённых к нему вопросах и заданиях, что в целом ведёт к успешному усвоению изучаемого материала.

Содержание музыкального произведения раскрывается и с помощью понятий музыкальной поэтики (герой, персонаж, диалог, реплика, сюжет).Они рассматриваются в качестве структурных единиц текста. Герои являются участниками событий и включаются в музыкальные диалоги, где находятся в ситуации речевого высказывания или сюжетного действия. Семантический анализ помогает обнаружить и структурно обозначить границы реплик героев, которых трудно выявить при традиционном анализе синтаксических структур.

Знакомство с интонационной лексикой в пособии происходит в форме интонационного этюда. Интонационный этюд – это результат преобразования первоначального музыкального текста (вокальной мелодии, инструментального фрагмента) на основе смысловой расшифровки ключевых интонаций произведения с последующим его исполнением. Форма интонационного этюда позволяет моделировать множество проблемных ситуаций, благодаря которым музыкант учится осмысленно исполнять музыкальный текст: осознанно воспринимает регистровые краски и динамические оттенки, постепенно осваивает навыки артикуляции на интонационно-образной основе.

Интонационный этюд предполагает организацию ролевых игр с разделением музыкального материала на реплики и вариантным их произнесением «от лица» разных героев, персонажей (в ситуациях диалога). В игровой форме учащиеся знакомятся с терминами поэтики (сюжет, реплика, диалог), которые способствуют пониманию содержания музыкального произведения.

Форма интонационного этюда уже с первых шагов нацеливает юного исполнителя на приобретение навыков варьирования, аранжировки и преобразования нотного текста. В представленных разработках осваиваются некоторые доступные на начальном этапе обучения способы преобразования первичного музыкального текста. Перед учеником открывается возможность оказаться за пределами композиторского текста и создать собственный вариант музыкального сочинения. Аранжировка первичного текста развивает творческое мышление ученика, способствует приобретению начальных импровизационных навыков, позволяет сделать процесс обучения увлекательным.

Технология преобразование первичного текста (аранжировка)

Видоизменение первичного текста осуществляются с помощью универсальных приёмов преобразования. В интонационных этюдах хрестоматии использовано семь способов: регистровка, дублировка, свёртывание, развёртывание, динамика, темп, артикуляция (В связи с требованиями фестиваля к объёму работ автором проекта рассмотрены только явные ключевые интонации. Скрытые и совмещённые интонации в данной работе не рассматриваются.)

Если динамика, темп и артикуляция («регуляторы смысла») являются важными составляющими в создании исполнительской интерпретации произведения, то регистровка, дублировка, свёртывание и развёртывание имеют непосредственное отношение к аранжировке.

Расшифровка терминов:

  • Регистровка – способ преобразования текста, при котором отдельный звук, мотив или фраза переносятся в другой регистр. Благодаря этому приёму исполнитель, располагая реплики «в разных точках пространства», может создавать образы новых героев. В разработке «Танец Слонёнка и Обезьянки» регистровка позволяет изобразить двух главных героев. Этот приём может быть использован и для подчёркивания образа музыкального инструмента: в интонационном этюде «Весёлый музыкант» реплика Скрипочки, перенесённая в высокий регистр, приобретает свойственную этому инструменту краску.
  • Дублировка – октавное, терцовое или секстовое удвоение звуков. Этот приём помогает одновременно изобразить нескольких героев в музыкальном тексте.
  • Свёртывание – приём преобразования, позволяющий мелкие длительности объединить в более крупные. Часто при использовании этого приёма акцентируются звуки, записанные на сильной или относительно сильной доле такта. Свёртывание помогает выявить в нотном тексте скрытые ключевые интонации.
  • Развёртывание – способ, при помощи которого крупные длительности дробятся на более мелкие.
  • Темп – один из приёмов смыслового преобразования. Выбор темпа зависит от сюжета интонационного этюда.
  • С помощью динамики можно не только подчеркнуть выразительность произведения, но и воплотить пространственно-динамические эффекты: к примеру, изобразить приближение и удаление героя.
  • Работа над артикуляцией необходима для выразительного и осмысленного исполнения музыкального текста. Артикуляция помогает подчеркнуть характер героев. Так, в интонационном этюде «Жучка и Кот» marcatoотображает уверенный и смелый шаг одного героя, а legato– плавную и гибкую пластику другого.

Интонационный этюд может исполняться учеником самостоятельно или в ансамбле, в этом случае авторский однострочный или двухстрочный текст разворачивается в ансамблевую партитуру.  

 Интонация   Ритмическое выражение  Примечания

«притоп»

Ритмоинтонация может быть выражена крупными и мелкими длительностями

«шаг»

Ритмоинтонация представлена равномерным движением четвертных

«наигрыш»

Интонация подчёркнута в словесном тексте песенки

Интонационный этюд № 1 «Танец Слонёнка и Обезьянки»

В мелодии детской пьесы «Василёк» несколько раз повторяется ритмическая фигура (тт. 1-2), которая в интонационном этюде «Танец Слонёнка и Обезьянки» становится ключевой интонацией «притопа».

Сюжет: На арене цирка пританцовывает Слонёнок, а рядом с ним весело притопывает вертихвостка Обезьянка.

           

Герои: Слонёнок, Обезьянка.

Исполнитель: ученик. 

Василёк

 

Порядок игровых действий:

  1. Прослушайте мелодию в исполнении учителя и простучите её ритмический рисунок.
  2. Под аккомпанемент, сыгранный преподавателем изобразите ключевую фигуру интонационного этюда – «притоп».
  3. Определите границы реплик (т. 1 – 4; 5 – 8) и разделите их между участниками ролевой игры.
  4. Обратите внимание на способ артикуляции и динамическую краску каждой реплики: «притоп» Слонёнка сыграйте подчёркнуто (marcato) и громко (forte), а танцевальный шаг Обезьянки легко, отрывисто (staccato) и тихо (piano).
  5. Исполните реплики героев в разных регистрах: танец Слонёнка (тт.1 - 4) изобразите в малой октаве левой рукой, а танец Обезьянки (тт. 5 - 8) во второй октаве – правой рукой.
  6. Разучив отдельно каждую реплику, исполните забавный танец Слонёнка и Обезьянки двумя руками.

Вопросы и задания:

  1. Обозначьте танцевальную фигуру в нотном тексте.
  2. Перепишите пьесу в тетрадь. Раскрасьте «притопы» героев фломастерами разных цветов. Такой способ работы с музыкальным текстом называется маркировка.
  3. Подпишите под каждой репликой подходящие выразительные средства:
    - знаки артикуляции – marcato, staccato;
    - динамические оттенки – forte, piano.

Интонационный этюд № 2 «Жучка и Кот»

В весёлой мелодии «Жучка и кот» равномерно повторяющиеся четвертные (т. 2) являются ключевой фигурой интонационного этюда – «шаг».

Сюжет: Однажды летним вечером, когда все уже спали, собака Жучка и Кот решили пробраться в погреб, чтобы полакомиться запасами хозяев. Впереди по ступенькам вышагивала смелая Жучка, а за ней, робко поступью крался Кот.

Герои: Жучка, Кот.

Исполнитель: ученик. 

Жучка и кот

Порядок игровых действий:

  1. Прослушайте песню в исполнении учителя и определите границы реплик.
  2. Соотнесите реплики с образами Жучки и Кота (тт. 1 - 4, тт. 5 - 8). Первый герой шагает уверенно и смело, а второй крадётся мягкой поступью.
  3. Во время исполнения пьесы учителем по-разному простучите по столу «шаги» героев: «шаги» Жучки простучите ладошкой, а «шаги» Кота – подушечками пальцев.
  4. Изобразите на инструменте пластику героев, подчёркивая их разным типом артикуляции: уверенный «шаг» Жучки играйте громко и отдельным штрихом – marcato, а мягкую поступь Кота – на p(пиано), плавно соединяя звуки – legato.

Вопросы и задания:

  1. Запишите в тетрадь реплики героев на разных строчках.
  2. Расставьте правильные знаки артикуляции, соответствующие характеру движения героев: marcato, legato.
  3. Отметьте динамику каждой реплики: forte, piano.

Интонационный этюд № 4 «Скрипач-кузнечик»

Маленький кузнечик
На скрипочке играл.
Будто всем по горсточке
Счастье раздавал.

В тексте детской песенки «Весёлый музыкант» словами «ти-ли-ли» (т. 4 и т. 8) выделена реплика. В интонационном этюде «Скрипач-кузнечик» она становится ключевой интонацией – «наигрыш» скрипочки.

Герой: музыкант-Кузнечик.

Исполнитель: ученик.

Весёлый музыкант

Порядок игровых действий:

  1. Прослушайте песню в исполнении учителя, а затем исполните её со словами.
  2. При повторном исполнении спойте вокальную реплику Музыканта (тт. 1 - 2, тт. 5 - 6), а инструментальную партию скрипочки учитель сыграет на фортепиано (тт. 3 - 4, тт. 7 - 8).
  3. Укажите в нотном тексте «наигрыш» Скрипочки и разучите её на инструменте: используя приём регистровки, перенесите ключевой мотив (тт. 3 - 4, тт. 7 - 8) во вторую октаву.
  4. Исполните интонационный этюд двумя руками: мотив песенки Музыканта сыграйте левой рукой, а «наигрыш» скрипочки изобразите правой рукой.

Вопросы и задания:

  1. На разных строчках выпишите вокальную и инструментальную реплики Кузнечика-музыканта. В партии скрипочки измените вид группировки (вокальную группировку замените на инструментальную).
  2. Нарисуйте в альбоме весёлого Кузнечика, играющего на скрипочке.