Урок русского языка "Правописание неопределенных местоимений-существительных". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Класс: 5


Цель урока – развитие навыков слитного, раздельного и дефисного правописания неопределенных местоимений-существительных.

Задачи:

Обучающая – научить правильно писать неопределенные местоимения-существительные

Развивающая – развитие правописных навыков и орфографических умений, связанных с изучением данного правила

Воспитательная – воспитание бережного отношения к языку

Оборудование: учебник “Русский язык”, 5 класс (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2-х книгах. Под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева. – М.: БАЛАСС, 2005); презентация Power Point, дидактические материалы к урокам русского языка в 5 классе.

Тип урока – урок закрепления изученного.

Технологии: ИКТ, проблемного обучения

Ход урока

1. Реализация домашнего задания.

У доски 1 учащийся выписывает из домашнего упражнения все местоимения с указанием их разряда (упр.143, Комисарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику “Русский язык” Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Комисаровой Л.Ю., Текучёвой И.В. Пособие для учащихся. – М.: Баласс, 2009)

Тестирование по теме “Разряды местоимений-существительных” (карточки для индивидуальной работы)

Языковая разминка. Презентация. Слайд 1.

2. Опрос учащихся. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос. Презентация. Слайд 2. Что мы знаем о неопределенных местоимениях-существительных?

  1. Неопределенные местоимения-существительные называются так потому, что указывают на ….
  2. Не изменяются по родам, числам и падежам неопределенные местоимения-существительные…..
  3. Неопределенные местоимения-существительные образуются от…………… способом.

3. Формулирование темы и целей урока.

– Проанализируйте записи. Презентация. Слайд 3.

Что объединяет эти слова?

Почему они разделены на три группы?

НЕКТО
НЕЧТО

КТО-ТО
ЧТО-ЛИБО
КОЕ-ЧТО
ЧТО-НИБУДЬ

КОЕ У КОГО
КОЕ О ЧЕМ
КОЕ С КЕМ

– Сформулируйте тему и цели урока.

4. Постановка проблемных вопросов.

  • Когда неопределенные местоимения-существительные пишутся слитно?
  • Когда через дефис?
  • А когда раздельно?
  • От чего это зависит?

5. Решение проблемы. Изучение нового материала.

  • Работа с правилом на стр.85.
  • Ответы на вопросы.
  • Наблюдения.

6. Развитие орфографических умений.

  • Упр.490, коллективно. Составить словосочетания с полученными местоимениями.
  • Объяснительный диктант по упр.492

Спросишь у кого-нибудь, посоветуйся с кем-нибудь, поговори кое с кем, догадался кое о чем, беседовать о чем-либо, сомневаться в чем-то, разбираться кое в чем.

  • Тестирование. Презентация.
  • Найдите лишнее слово в каждом ряду:

Кое (с) кем, кое (у) кого, кого (то)
Не(кто), не (что), не (кого)
С кем (то), как (то), о чем (то)

  • Запишите по памяти:

Жалобу кому(то)
Ветер шлет на что (то)
И бушует люто:
Не услышал кто (то).

7. Подведение итогов. Задание на дом.

Назовите ключевые слова темы.

Расскажите о правописании неопределенных местоимений-существительных

На дом: стр.84-85, упр.494. Творческое домашнее задание: создайте небольшую презентацию с контрольными тестами по теме (5-6 тестовых заданий). Придумайте грамматическую сказку по теме урока.