Урок математики "Сравнение дробей". Образовательная система "Школа-2000", учебник Л.Г. Петерсон. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: Открытия нового знания.

Цели урока:

  1. Учить обучающихся сравнивать дроби с одинаковым числителем и знаменателем, через решение проблемной ситуации.
  2. Учить обучающихся преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде алгоритма на основе выведенного правила
  3. Развивать образное и понятийное мышление, внимание.
  4. Воспитание самостоятельности, умения прислушиваться к мнению других.

Оборудование:

  1. Карточки с долями.
  2. Карточки с долями, с условием задач.
  3. Карточки со словами: знаменатель, числитель, опорные конспекты.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие;
б) запись числа, классной работы;
в) комплекс кинесиологической гимнастики.

II. Этап актуализации знаний.

1) Опрос обучающихся:

– Как называются равные части целой мерки?

– Что обозначает запись: ?

– Каким числом обозначается целое?

2) Работа в парах:

– Расположите доли в порядке убывания и прочитайте слово, которое зашифровано. (Обучающиеся выполняют задание на карточке, проверка осуществляется в виде – взаимопроверки другой парой).

Карточка №1.

Ь О Д Б Р

3) Проверка теоретических знаний у обучащиюхся по теме “Дроби”.

– Что называют дробью?

– Как записывают дробь?

– Что обозначает черта в записи дроби?

– Как называется число m, записанное над чертой?

– Как называется число n, записанное под чертой?

– На что указывает числитель?

4) Классификация дробей (На доске расположены карточки с дробями).

а) – Разделите дроби на 2 группы

; ; ; ; ; ; ; ;

Обучающиеся распределяют дроби на 2 группы – устно.

– с одинаковым числителем и одинаковым знаменателем;

– числитель – чётное и нечётное число;

– знаменатель – чётное число и нечётноё;

– знаменатель – круглое число и некруглое.

б) Практическая работа с дробями (работа в группах).

1) Распределите данные дроби на две группы(у обучающихся карточка № 2 с дробями):

– 1 группа – дроби с одинаковым знаменателем (; ; ; ; )

– 2 группа – дроби с одинаковым числителем ( ; ; ;; ;)

2) Что интересного заметили?

Дробь входит и в первую группу и во вторую.

Вывод: Дробь может входить и в 1, и во 2 группы. Значит, эта дробь является областью пересечения этих двух групп.

III. Этап разрыва между знанием и незнанием.

– Расположите дроби с одинаковым знаменателем в порядке возрастания

– Возникновение проблемной ситуации. (Не умеем этого делать).

IV. Этап целеполагания и сообщение темы урока.

Учитель: – Значит, какова цель нашего урока?

Обучающиеся: “Научиться располагать дроби с одинаковым знаменателем в порядке возрастания”.

Учитель: – А для того, что бы располагать дроби в порядке возрастания, что необходимо уметь?

Обучающиеся: Уметь сравнивать дроби.

Учитель: – Какая тема нашего урока?

Обучающиеся: “Сравнение дробей”.

V. Этап разрешение проблемной ситуации.

1) Выведения правила сравнения дробей с одинаковым знаменателем.

А) Решение задачи, с опорой на рисунок (Работа в группах, обучающимся даётся карточка № 3).

Задача № 1

“Серёжа закрасил круга, а Лена . Кто из ребят закрасил меньшую часть круга?” Значит < .

Вывод: Серёжа закрасил меньшую часть круга, т.к. < .

Б) Сравнение дробей на числовом луче.

а) – Сравните и . Какой знак поставим? Почему?

– Давайте проверим на числовом луче (работа на доске)?

Вывод:. >

– Как мы сравниваем дроби с одинаковым знаменателем?

Вывод: Дроби с одинаковым знаменателем сравниваем по числителю.

В) – Выберите из предложенных толкований истинное высказывание для сравнения дробей с одинаковым знаменателем (работа в группах с карточкой № 4 “Толкование”).

Вывод: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше, а меньше та, у которой числитель меньше.

Г) Составление опорного конспекта, на основе обобщения.

– Составьте из данных на доске дробей по 3 неравенства со знаком < (устно). Составьте из данных на доске дробей по 3 неравенства со знаком > и запишите, четвёртое неравенство в обобщённом виде, не забудьте указать при каком условии, верно данное неравенство.

Вывод: Опорный конспект: > <=> a > b.

Физминутка.

2) Выведения правила сравнения дробей с одинаковым числителем.

А) Расположите дроби с одинаковым числителем в порядке возрастания (Работа 2 обучающихся у доски).

Проблема: кто прав?

Б) Разрешение проблемной ситуации:

– Решите задачу, с опорой на рисунок (работа в группах).

Задача № 2.

“Серёжа закрасил круга, а Лена круга. Кто из ребят закрасил большую часть круга?”

Вывод: Серёжа закрасил большую часть круга. Значит > .

В) Сравнение дробей на числовом луче.

Сравните и . Какой знак поставим? Давайте проверим на числовом луче.

– На сколько частей будет разделено целое? (15) (расположение дробей на числовом луче).

Вывод: > , так как дробь , находится дальше от нуля.

б) Как мы сравниваем дроби с одинаковыми числителями? (по знаменателю)

Вывод: Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше, а меньше та, у которой знаменатель больше.

Г) Составьте и запишите 3 неравенства из данных на доске дробей со знаком > и четвёртое неравенство в обобщённом виде, не забудьте при каком условии, верно, данное неравенство.

Вывод: Опорный конспект. > <=> a < b.

VI. Обобщение.

Составление алгоритма сравнения дробей с одинаковыми числителями или с одинаковыми знаменателями (на доске, коллективно).

 

Вывод: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше. Из двух дробей с одинаковым числителем больше та, у которой знаменатель меньше.

VII. Этап закрепления. Работа по учебнику, с. 82.

1) чтение правила;

2) № 1(б), № 3(б), № 5 – самостоятельное выполнение, проверка через самоконтроль.

VIII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Можем ли мы сравнивать дроби и ? Почему? (данный алгоритм не действует, так как числители не одинаковые числа и знаменатели тоже).