Интегрированный урок математики и окружающего мира "Применение единиц измерения в ОМ"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Цель. Обобщить полученные знания по окружающему миру, закрепить навыки применения единиц измерения.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100.
  • Совершенствовать навыки решения составных задач.
  • Учить составлять и решать задачи по нахождению периметра прямоугольников.

Развивающие:

  • Расширять кругозор.
  • Обогащать знания об окружающем мире, природе.

Воспитывающие:

  • Прививать интерес к окружающему, бережное отношение к природе.
  • Посредством разнообразных заданий, прививать интерес к математике.

Коррекционные:

  • Развивать логическое мышление, память, связную речь.
  • Совершенствовать каллиграфические навыки, навыки оформления работы в тетради.

Оборудование: карта; изображения Красной Шапочки, белки, коров, хвойных деревьев; таблицы с единицами измерения; изображения овощей; “кочки” с примерами; ребусы.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Встаньте, поздоровайтесь с гостями.

- Проверьте свои рабочие места: тетрадь, дневник, ручка, линейка, карандаш, резинка, клей. Садитесь.

II. Объявление темы и цели урока.

- Сегодня у нас необычный урок. За один урок мы с вами проведем два: окружающий мир и математику. Нам предстоит на этом уроке обобщить знания, полученные на уроках окружающего мира и на уроках математики.

Сегодня к нам в гости пришла Красная Шапочка. Она собралась в гости к своей бабушке и приглашает нас пойти вместе с ней. Пойдем?

- Но путь наш будет трудный. Поэтому давайте, сначала познакомимся с планом нашей прогулки.

Рассматривают карту.

- Откройте тетради. Они нам сегодня послужат записными книжками – справочниками. Запишите число и “классная работа”.

- Итак, отправляемся в путь.

III. Устный счет.

1) Остановка “Лес”.

- Наша первая остановка. Что такое лес? Что в нем растет? Кто живет в лесу? Нас встречает белка.

- Что у нее в лапках? (Шишка).
- Где растут шишки? (На деревьях).
- На каких деревьях? (На елях, соснах).
- Как называются деревья, на которых растут шишки? (Хвойные).
- Как называются листья хвойных деревьев? (Хвоя).

У нашей белки шишка не простая, а с заданием. Послушайте.

У сосны хвоинки живут 2 года, а у ели на 10 лет дольше. Сколько лет живут хвоинки у ели?

- Что значит “дольше”? Какое действие будем выполнять?

2+10=12 (лет)

- Что мы узнали? (Возраст хвоинок ели).
- В чем измеряется возраст? (В годах).
- Что такое год? (Год – мера времени).

Какие еще единицы измерения времени мы знаем? Для чего они нужны?

На доске и у детей в тетрадях – таблица. (Приложение 1)

1 год = 365 (366) суток = 12 месяцев.
1 месяц = 28 (29), 30 (31) суток.
1 сутки = 24 часа.
1 час = 60 минут.
1 неделя = 7 суток.

2) Остановка “Болото”.

- Что такое болото? Почему оно появляется? Легко ли пройти по болоту? Как по нему пройти? (По кочкам).

На нашем сказочном болоте кочки не простые. Чтобы перейти с одной кочки на другую, нужно решить пример. (Приложение 2).

- Какие величины складывали? (Копейки). Для чего нужны копейки?

Копейка – мера стоимости.

Какие еще меры стоимости знаете? (Рубли)

На доске и в тетрадях – таблица. (Приложение 3)

1 р. = 100 к.

3) Итог.

- Хорошо поработали устно. Продолжим работу в тетрадях.

IV. Работа в тетради.

1) Остановка “Поле”.

- Что растет на поле? Поиграем в игру “Четвертый лишний”.

Из предложенных картинок нужно выбрать одну лишнюю: картофель, капуста, морковь, лимон.

2) Решение задачи.

Для засолки в бочке купили 20 кг капусты, а моркови в 4 раза меньше. Сколько килограммов овощей купили?

- О чем говорится в задаче? Назовите вопрос задачи. Можем сразу на него ответить? Почему?
- Давайте составим краткую запись. Назовите ключевые слова для условия задачи.
- Сколько было капусты? (20 кг). Сколько было моркови? (?, в 4 раза меньше).
- Назовите вопрос задачи. (Сколько было овощей?)

К. – 20 кг.
М. – ? в 4 раза меньше.

- Повторите условие задачи по краткой записи. Назовите вопрос. Можем сразу на него ответить? Что будем узнавать сначала? Что потом? Во сколько действий будет решаться задача?

- Если в 4 раза меньше, то каким действие будем решать? (делением).

1) 20 кг : 4 = 5 кг

- Знаем, сколько килограммов капусты? Сколько моркови? Теперь можем ответить на главный вопрос? Повторите вопрос. Каким действием будем решать?

2) 20 кг + 5 кг = 25 кг

Ответ: 25 килограммов овощей.

- Что вычисляли? (Килограммы).
- Что такое килограмм? (Мера массы).
- Какие еще меры массы знаете? Для чего они нужны человеку?

На доске и в тетрадях – таблица:

1 ц = 100 кг (Приложение 4)

3) Остановка “Луг”.

- Что такое луг? Что растет на лугу? Для чего нужен луг?
- На нашем лугу пасутся сказочные коровы. Если решите примеры, узнаете, сколько литров молока дает каждая корова. (Приложение 5)

36 : 4
12 х 1
2 х 5
10 : 1
1 х 15

- Какая корова дает больше всех молока? Меньше всех? Какие коровы дают одинаковое количество молока?
- В чем измеряется количество молока? (В литрах). Что еще можно измерить литрами?

На доске и в тетрадях – таблица:

1 литр (л) (Приложение 6)

 4) Остановка “Река”.

- На нашем пути новая преграда – река. Как нам перебраться через реку? (По мосту).

- Мост наш тоже волшебный. Просто так по нему не пройти – нужно выполнить задание. Нужно посчитать периметр моста. Вспомните, что такое периметр? Что нужно знать для вычисления периметра прямоугольника? (Знать длину сторон) Для этого разгадайте ребус. (Приложение 7)

Длина моста – 18 метров, ширина – 8 метров.

(18м + 8м) х 2 = 52 м

- Что вычисляли? Какие еще единицы длины знаете? Для чего они нужны?

На доске и в тетрадях – таблица:

1м = 10 дм = 100 см
1 дм = 10 см = 100 мм
1 см = 10 мм (Приложение 8)

5) Итог.

- Давайте повторим все единицы измерения, которые мы сегодня вспомнили.
- Вспомните, где мы с вами побывали.

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Вот мы и добрались до бабушкиного дома. Все бабушки встречают своих внуков пирогами. И мы с вами тоже сейчас угостимся вкусными бабушкиными пирогами. Красная Шапочка добралась до бабушки. А мы с вами отправляемся отдыхать на перемену.