Согласование числительных с существительными в речи детей с отставанием в развитии

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Речь, построенная в соответствии с грамматическими нормами, служит надёжным средством общения и познания окружающей среды. Овладение грамматическим строем языка - обязательное условие формирования полноценного речевого общения, подобно тому, как познание объективных признаков предметов и многообразных отношений между ними. По мере развития ребёнок обнаруживает некое нормативное чувство языка, он учится определять, является ли высказывание правильным, относительно некоторого языкового стандарта.

У детей с отставанием в развитии в той или иной степени не сформирована речевая система, нарушено оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к более высокому теоретическому уровню овладению речи, где ребёнок осознаёт элементы структуры слова, предложения, закономерности их сочетания и оперирования ими.

У детей данной категории наблюдаются грубые речевые нарушения при словоизменении и словообразовании. При грамматическом оформлении слов, словосочетаний, предложений, они допускают разнообразные ошибки, несвойственные нормально развивающимся детям. Так, аграмматизмы являются чуть ли не самым устойчивым и одним из основных проявлений речевого расстройства, что приводит (к моменту школьного обучения) к нарушениям письменной речи.

У ребят, с задержкой в развитии отмечается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости; незрелость эмоций и воли; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; недостаточное овладение игровой деятельностью. Восприятие у детей с отставанием также замедлено. В мышление обнаруживаются трудности словесно- логических операций. У таких детей отмечается низкий уровень самоконтроля, что особенно проявляется в учебной деятельности. К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Им сложно планировать свою деятельность. У большинства детей с отставанием в развитии имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи.

Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

А в экспрессивной речи этих детей имеют место нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи , наличие грамматических стереотипов.

Эффективность и качество умственной деятельности значительно повышается при решении наглядно- действенных задач, так как, у детей с отставанием в развитии страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания, при этом им необходим более длительный период для приёма и переработки информации.

На первых этапах речевого развития перед дошкольниками необходимо, прежде всего, ставить задачу понимания смысла сказанного. Следующая задача – научить детей использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как говорят другие. Более сложные задачи – научить самостоятельно, образовывать форму нового слова по аналогии со знакомыми и оценивать грамматическую правильность речи, определять, можно или нельзя так сказать.

С детьми, имеющими отставание в развитии важно проводить занятия на знакомом им материале, т.е. в новые темы обязательно включать ранее усвоенные понятия, тем самым закрепляя и повторяя их.

Рассмотрим это на примере согласования существительных с числительными.

Так, например, в совместной деятельности, детям можно предложить ответить на вопросы:

- Чего много в большом доме? (Окон);
- Кого много в зоопарке? (Животных);
- Кого много в море? (Рыб);
- Чего много в море? (Воды, водорослей);
- Чего много летом на деревьях? (Листьев);
- Кого много в конюшне? (Лошадей);
- Кого много в курятнике? (Кур);
- Чего много в лесу? (Деревьев);
- Чего много у тебя на голове? (Волос) и т.д.

Отвечая на эти и аналогичные вопросы, дети, во-первых, повторяют темы “Кто это” и “Что это” и, во-вторых, учатся образовывать форму существительных во множественном числе в родительном падеже. На поставленные педагогом вопросы можно отвечать и одним словом, и целым предложением.

Детям дается объяснение, что когда считают предметы и отвечают на вопрос “сколько?” то, что слова, их обозначающие, изменяются, когда встанут рядом с числом 2 и с числом 5.

Также можно предложить детям посчитать количество предметов в группе (Один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев и т.д.), кукол, машинок и т.д.

Задание дети выполняют, считая предметы, названия которых относятся к женскому, мужскому и среднему роду (например: две куклы, пять кукол, два стула, два окна, пять стульев, пять окон). Таким образом, дети учатся согласовывать существительное с числительным.

И поиграть с ними в игру “Сколько осталось?” Педагог предлагает детям сосчитать количество однотипных предметов, а после того, как они закроют глаза, убрать несколько. Затем ребята называют сколько предметов было и сколько осталось (например: было пять матрешек, осталось две матрешки и т.д.)

С большим интересом дети играют в “ Волшебный коврик”. В центре коврика кармашек, в который вкладывается предметная картинка, над ней несколько кружков различного цвета, а под ней- квадратики с цифрами от одного до пяти.Взрослый выкладывает две фишки на круг и на квадрат, а ребенок составляет предложение: два красных цветка, пять желтых бабочек и т.д.

Важно научить детей согласовывать существительные с числительным “один”.

Педагог показывает детям огурец, морковь, яблоко (картинки или муляжи).

- Сколько у меня огурцов? (Один)
- Сколько морковок? (Одна)
- Сколько яблок? (Одно)

Видите: предметов одинаковое количество, а говорим по-разному: один, одна, одно.

Для закрепления навыка правильного согласования можно предложить детям поиграть игру “Посчитай-ка”. Ребенок, рассматривая картинку, должен посчитать сколько ножек у стола? Сколько чашек? Сколько гостей и т .д. а также игры “Компот”,

“Салат”, где для приготовления, необходимо выбрать различное количество фруктов и овощей.

В игре “Что забыл нарисовать художник? Чего не хватает?” дети называют, сколько и чего не хватает у изображенных на них животных.

- Чего не хватает у кошки? (Четырех лап, двух ушей?)
- Чего не хватает у барана? (Двух рогов)
- Чего не хватает у лисенка? (Хвоста)
- Чего не хватает у волка? (Одного уха и одной лапы)
- Чего не хватает у осла? (Двух ушей)

Если ребенок допускает ошибки в согласовании, педагог обращает на это внимание детей и спрашивает: как нужно сказать правильно?

С интересом дети играют в игру “Помоги Незнайке”, “Исправь ошибки” и т.д. Целью которых является умение найти грамматические и лексические ошибки и исправить их, научиться составлять предложение из отдельных слов. путем правильного согласования. Например:

- Прислать, книга, 5;
- Мама, купить, шуба, 2;
- Приехать, папа, через, день, 6;
- Мурка, 3, родить, котята;
- У, 3, река, дерево.;
- Лодка, в, весло, 2.

Можно провести упражнение с тремя кубиками (как разновидность фразового конструктора). На одном из них изображены цифры, на другом существительные- предметы, а на третьем существительные- действующие лица.. Ребенок должен бросить все три кубика и, а затем составить предложение (например: МАМА купила ПЯТЬ БАНАНОВ и т.д.)

По лексическим темам можно предложить детям такие игры. Например: У детей картинка с изображением огорода с прорезями и ребенок самостоятельно “сажает” в своем огороде различное кол-во огурцов, помидоров, кабачков и т.д. На картинке с изображением квартиры “покупает” мебель, “разводит” домашних животных на ферме и т.д.

Как на занятиях, так и в повседневной жизни целесообразно предлагать детям такого вида задания:

Игра “Дополни”.

Взрослый начинает предложение, а дети дополняют его одним словом в правильной форме. Например: В коробке лежали шесть разноцветных… (карандашей); В гнезде пищали четыре маленьких… (птенца) и т.д.

Веселые задачи в стихотворной форме:

Раз к зайчонку на обед прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели и по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок?

(Десять морковок).

Вяжет бабушка-лисица трем внучатам рукавицы.
Подарю вам скоро, внуки, рукавичек по две штуки.
Их носите, не теряйте. Сколько всех, пересчитайте!

(Шесть рукавичек).

Игра “Продолжи счет” (цель – образование множественного числа существительных).

Представьте, что названных мною предметов два и пять: дерево, пень, день, яйцо, сын, дочь, куст, ведро, окно, карандаш, полотенце, блюдце, кольцо, палец, ухо, кресло, платье.

При этом детям интересно совмещать речевую деятельность с двигательной активностью. Дети считают предметы на полотне, и ставят рядом с ними карточки с нужными цифрами (2, 3, 5, 6, 7), затем выполняют физ.минутку.

Мы подпрыгнем столько раз,
сколько бабочек у нас.
Мы нагнемся столько раз,
сколько зайчиков у нас.
Мы присядем столько раз,
сколько белочек у нас, и т.д.

Количество предметов и, соответственно, движений можно варьировать по усмотрению педагога.

Необходимо отрабатывать согласование существительных и числительных в совместной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений. При выполнении счетных операций, используя наглядность, важно научить ребенка правильно составлять предложения, соблюдая все грамматические правила: В вазе лежало пять груш,. Две груши съели. Сколько груш осталось? И т.д.

Из выше сказанного следует, что своевременная коррекция нарушений грамматического строя речи является условием психологической готовности к усвоению школьных знаний. При этом, языковой материал отбирается таким образом, чтобы дать ребенку широкую и по возможности полную ориентировку в типичных способах словоизменения, воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку, помогать детям на практике овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении.

Важным условием является необходимость дифференцированно подходить к детским грамматическим ошибкам, различая, где ребенок допустил небрежность, был невнимателен, а где проявил сознательное отношение, но ошибся в силу ограниченности своих познаний и умений.

Грамматическую работу с детьми не следует рассматривать как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок. Речь должна идти о создании условий для полноценного освоения грамматического строя языка на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребенка в сфере грамматики.

Методика развития речи должна реализоваться:

  • В разных формах работы с детьми (фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях);
  • В разных видах деятельности детей (в образовательной, в изобразительной деятельности, в процессе музыкального воспитания, на занятиях по художественной литературе, на прогулках и пр.);
  • В процессе работы педагогов в детском саду и родителей в семье.

Список использованных источников:

  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В.Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.,2004.
  2. Слепович Е.С. Употребление прилагательных старшими дошкольниками с нарушениями умственного развития // Дефектология.- 1978.-№ 2.
  3. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. – М.,1981.
  4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 2000.