Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков. 5–6-е классы

Разделы: Школьная психологическая служба


Известно, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Проблемы осложняются, начинающимися подростковыми изменениями организма, которые ведут к эмоциональной несдержанности, обидчивости, а также периодом адаптации при переходе в младшее звено.

Занятие проводится длительностью 40–45 минут, в форме тренинга и состоит из трех частей:

1. Вводная часть фокусирует внимание и создает желание общаться.
2. Основная часть направлена на осознание своих ощущений по данному вопросу и формирование новых представлений. Она включает в себя несколько упражнений на развитие самопознания и осознания себя, упорядочения знаний детей по теме, выражения своих чувств и настроения на бумаге, обучающих эмоциональной саморегуляции.
3. Третья часть – это анализ занятия в виде самооценки и домашнего задание, а также получения обратной связи.

На занятии используется музыка: возбуждающая (для того, чтобы детям легче было войти в состояние прошлых обид, снова прочувствовать их и выразить) и расслабляющая (для релаксации).

Цель: объяснить обучающимся понятие «обида», выявить способы борьбы с обидой.

Задачи:

  • Развитие эмпатии, толерантности к эмоциональному состоянию другого человека.
  • Развитие способности эмоциональной саморегуляции.
  • Формирование установки на эмоциональную поддержку другого в кризисной ситуации.

Материалы: бланки, ручки, «психологические листки», тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие. Упражнение в кругу «Импульс»

– Здравствуйте, очень приятно снова всех вас видеть. Вспомните ситуацию, когда каждыйиз вас испытывал чувство обиды и разочарования. Я предлагаю вам вернуться в это состояние, прочувствовать его, вспомнить, как вам было неприятно, как хотелось, чтобы кто-то поддержал вас, помог. Давайте поддержим, друг друга, поможем избавиться от этого чувства.

– Возьмемся за руки. И через рукопожатие по кругу постараемся передать друг другу поддержку и сочувствие, постарайтесь, чтобы этот «огонек поддержки» пришел ко всем. Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.

2. Основная часть

Упражнение «Я обижаюсь, когда»

– Вы вспомнили свое состояние обиды, подумайте, в каких ситуациях вы обижаетесь. Это ситуации, которые может быть, были у вас в жизни, или как вы считаете, могут быть. Продолжите предложение «Я обижаюсь, когда…» и запишите их в свои тетради. (Затем высказывания зачитываются вслух, автор при этом не называется)
– У кого подобная ситуация также вызывает обиду?

Делается вывод, что названные ситуации обидны для большинства людей, они как бы универсальны и нужно помнить об этом, чтобы не обижать других.
– Попробуйте сформулировать понятие «обида». Как мы реагируем на обиды?
– Давайте разберемся, что такое обида, и почему мы обижаемся…
Обида – это эмоциональное состояние, чувство, возникшее в результате переживания несостоявшейся ситуации значимой для нас. Вы ожидали от какого-то человека определенного поведения, но ваши ожидания не подтвердились. В результате чего-то возникла обида. Причем чем сильнее ожидания, тем сильнее чувство обиды. Обида появляется в ответ на воображаемое оскорбление, это плод нашего сравнения: ожидаемого и реального поведения другого человека. Например, подруга ушла с другой компанией, а тебе об этом не сказала, или же ты намекала родителям на «один» подарок, а тебе подарили «другой». И ты обиделась.… Но почему другой человек должен жить по твоим правилам? Откуда взялись эти ожидания?

Упражнение «Правила»

– Мы часто обижаемся на других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в общении следует придерживаться определенных правил. А какие это правила, мы с вами сейчас узнаем. Для этого каждому нужно составить фразу из предложенных слов.

(Каждому дается предложение, разрезанное на части. Приложение 1.)

1. Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызывали, не говори о человеке в целом.
2. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
3. Не давай оценки, другому человеку. Тебе тоже не понравиться, если будут оценивать твои поступки.

Вклейте эти правила себе в тетради, чтобы всегда о них помнить. Приложение 2.

Обиды бывают разные. Старайтесь различать то, что связано с намеренным желанием оскорбить и унизить, и то, что произнесено случайно, без всякого дурного умысла. Ведь часто лучшие друзья сорятся и даже расходятся на долгие годы из-за неудачной шутки, нечаянного укола. Поэтому нужно научиться воспринимать чью-то ненамеренную бестактность просто и безболезненно. Чтобы не обижаться, надо не торопиться, не отвечать сразу, а немного поостыть. Помните, глупый обижается, а умный ищет в себе причины неудач. Но если мы будем придерживаться этих правил, то наше общение будет более эффективным и менее конфликтным.

Упражнение «Мудрые высказывания»

(Детям раздаются «психологические листки». Приложение 3)

– Прочитайте эти мудрые высказывания и выберите, какое из них может быть вашим девизом в ситуации обиды. Какое из них вы уже применяли в жизни? Объясните, почему вы выбрали именно этот способ? А с чем вы не согласны? Что случиться, если мы будем обижаться на всех по любому поводу? Да нам просто не с кем будет дружить, нам даже поговорить будет не с кем. На самом деле обиды копить бессмысленно, а вот уметь от них избавляться нужно. Способов избавления от обид много, один из них давайте попробуем сейчас.

Упражнение «Рисуем обиду» (Музыкальное сопровождение «Шторм»)

– А теперь представьте свою обиду визуально, подумайте, где она находится, постарайтесь представить, как она выглядит. Нарисуйте на листке бумаги свою обиду.
– Чем похожи рисунки? Почему?
– Что делать с обидами? (Рвем листочки и выбрасываем.)
– Что вы чувствуете теперь?
– Как быть с нашими обидами в жизни? (Прощать.)
– Как относиться к обидчику? (Прощать.)

– Умение выразить обиду очень важно для самого себя. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Можно написать обиды на листке бумаги и тоже разорвать его. А еще обиды можно мысленно отпускать на ветер или по воде и представлять, как они исчезают. Представить это нам поможет релаксация.

Упражнение «Мыльный пузырь» (Музыкальное сопровождение «Ностальгия»)

– Давайте ляжем поудобнее, закроем глаза и попробуем представить, как мы готовим мыльный раствор для пузырей. Берем красивую разноцветную трубочку, размешиваем ей раствор и начинаем выдувать замечательные мыльные пузыри они получаются очень разные разноцветные и большие. Вместе с воздухом из наших легких в них переходит вся наша злость и агрессия. Первый пузырь мы наполняем нашими обидами. Пузыри отрываются от трубочки и медленно улетают вдаль, мы следим за тем, как по мере удаления они становятся все меньше и меньше. Второй пузырь давайте наполним злостью. Пузырь злости медленно переливается на солнце и улетает ввысь. А третий давайте наполним завистью. Через пузыри видны разноцветные облака и лучи солнца. Вместе с этими пузырями наши обиды, злость, зависть покидают нас, дышать становится легко и свободно.
– Помните, ваше прощение освобождает вас!
– Что вы почувствовали, расскажите о своих ощущениях. Какого цвета были пузыри, а какого размера. Какой был самый большой.

3. Анализ занятия

Давайте подведем итог. Мы с вами на занятии говорили о таком эмоциональном состоянии как обида. Выработали несколько правил общения, которые помогут нам не обижаться. Познакомились со способами избавления от обид. Итак, чтобы изменить положение, вы должны сначала измениться сами. Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами, и вы никогда не ошибетесь. Обидчивый человек остается в одиночестве, так как никому не захочется общаться с тем, кого обидел пусть даже непреднамеренно. Путь прощения обид один – принятие других такими, какие они есть. А еще помните один важный момент, мы обижаемся только на тех, кто нам близок: друзья, родители, учителя, потому, что мы заранее программируем их действия и ожидаем от них того, чего хотим мы сами.
– Сможете ли вы после нашего занятия правильно реагировать на обиды и быть менее обидчивым? Оцените свою обидчивость в баллах. Покажите количество баллов на руках, оцениваем в пятибалльной системе.

4. Домашнее задание

– До нашего следующего занятия понаблюдайте за окружающими (и за собой). Что людей больше всего обижает? Подумайте, почему. Как разные люди реагируют на обиду. Постарайтесь записать свои наблюдения в тетради, можете нарисовать свои чувства, если не сможете выразить только словами. Проанализируйте, достигают ли их реакции цели.

Литература:

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003.
  2. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., 1995.
  3. Монина Г.Б., Лютова-Роберс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). СПб., 2005.
  4. Надежда Слободяник «Другие Мы». Уроки общения для младших подростов.// «Школьный психолог» 2000 г.
  5. Психогимнастика в тренинге/ Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. СПб., 2002.
  6. Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать? (1-4 ч.) М., 1998.
  7. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.