Урок музыки по теме "Зимние мотивы в поэзии, музыке и живописи". 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цели: познакомить учащихся с музыкальными, поэтическими и художественными произведениями о зиме.

Задачи:

  • Развивать умения и навыки работы с разными источниками информации на заданную тему.
  • Способствовать формированию языковой и коммуникативной компетенции учащихся, умение творчески работать в группах.
  • Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.

Вид урока: урок-поиск.

Оборудование:

1. Музыкальные композиции А. Вивальди «Зима», П. И.Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома», Г. В. Свиридов «Поет зима, аукает..».
2. Литературные произведения А.С. Пушкина «Зимнее утро», С. Есенина «Поет зима аукает».
3. Портреты поэтов, художников, композиторов; репродукции картин, рисунки учащихся на тему «Зима»
4. Тексты стихотворений по заданной теме.
5. Детские музыкальные инструменты на партах у детей.
6. Краски, карандаши, бумага.
7. Компьютер, экран, рисунки, музыкальный центр.

Эпиграф: (на доске)

Всех звуков и цветов соотношения,
А так же способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!

(Г. Гессе)

Алгоритм методики:

За неделю до урока дали учащимся домашнее задание (нарисовать рисунок, выучить стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»). Довести до учеников важность данного урока, ответственность.
Разделить класс на три группы по 9 человек:

  • группа музыкантов-экспертов – готовит детские музыкальные инструменты, анализирует прослушанные произведения.
  • группа поэтов – учит наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».
  • группа художников – анализ картины, по теме.

ХОД УРОКА

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Это урок-поиск, где кроме знания текста и общей эрудиции, необходимы пристальное внимание к увиденному и услышанному.

– Давайте представим себе, что мы сидим дома, смотрим в окно и любуемся красотой природы. Земля укрыта белой шубой. Тихо, задумчиво падают с неба снежинки.

Учитель: Многие великие поэты, художники, композиторы посвящали и посвящают свои творения именно зиме. Сейчас вы слушаете великолепную музыку А.Вивальди «Зима». Что вы чувствуете? Какое настроение она вызывает? Как создается это настроение?

Учащиеся делятся впечатлениями. Учитель обобщает ответы учеников

– Какими красками можно описать зиму? (Белый, блестящий, изумрудный и т.д.)
– Какие звуки можно услышать зимой? (Скрип, звон, шум ветра, вой вьюги и т.д.)
– А есть ли у зимы какие-то запахи?

– Сегодня у нас в классе 3 группы экспертов: 1) ПОЭТЫ, 2) МУЗЫКАНТЫ, 3) ХУДОЖНИКИ (У каждой группы на столе опознавательные знаки: перо и лист бумаги, музыкальные инструменты, палитра и кисть). Каждая группа получила домашнее задание.

2. Работа экспертных групп

Учитель (вопросы к каждой экспертной группе):

– Ребята, скажите, что такое пейзаж? (Описание природы)
– Как описывает природу поэт? (С помощью слов. Он использует разные формы художественной выразительности: метафору, эпитет, олицетворение и т.д.)
– А как описывает природу художник? (С помощью красок) Композитор? (С помощью звуков)
– Поэты, художники, музыканты находят много идей для творчества в зимней природе, превращают любой ее уголок в сказку.

Выступление экспертной группы ПОЭТЫ

Чтение наизусть стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой, сомкнуты негой взоры.
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском.
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня.
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Анализ стихотворения совместно с учащимися

– К кому обращается лирический герой? (Монолог к еще не проснувшейся подруге)
– Что такое «нега»? (Ласка, радость). Подберите однокоренные слова (Нежный – нежность)
– Как вы понимаете две последние строки первой строфы:

Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Аврора – древнеримская богиня утренней зари. Имеется в виду наступление утра на севере.

Северная звезда – так называли планету Венера. Здесь игра слов. Венера – это древнеримская богиня любви и красоты : именно так лирический герой называет свою возлюбленную.

– Какое настроение передает автор в первой строфе? (Радость, бодрость)
– Меняется ли оно во второй строфе? (Да, появляется тревога, создается мрачное настроение).

Составление таблицы совместно с учащимися

1 строфа

(«Вечор») Вчера
Вечер
Луна «желтела»
Тучи
«вьюга злилась»
Мутное небо
Мгла (малопрозрачный воздух)
Мрачный

2 строфа

Сегодня
Утро
Солнце
Речка блестит
Голубые небеса
Лес чернеет
Зеленая ель
Блестящий снег
Прозрачный

Учащиеся должны самостоятельно сделать вывод по таблице.

– Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? (Да, благодаря противопоставлению подчеркивается выразительность стиха, усиливается впечатление от красоты и восхищения природой).
– Посмотрите репродукцию картины художника Бориса Валентиновича Щербакова «Зимнее утро».

Выступление экспертной группы ХУДОЖНИКИ

История создания картины

– Что изображено на картине?
– Какие краски использовал художник?
– Какое настроение царит на картине?

(Возможно знакомство с картиной В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце»)

Проверка домашнего задания. Несколько учащихся получили задание проиллюстрировать стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Учитель музыки. А теперь послушайте произведение Петра Ильича Чайковского «Зимнее утро» («Детский альбом»).

(Звучит П. И. Чайковский «Зимнее утро» («Детский альбом»).

Выступление экспертной группы МУЗЫКАНТЫ

Ребята рассказывают историю создания этого музыкального произведения.

– Какое время года нарисовал звуками П.И. Чайковский?
– Какое настроение создает эта композиция?

Учащиеся делают промежуточные выводы. Восприятие темы зимнего утра Пушкиным, Чайковским и Щербаковым.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с прекрасным стихотворением о зиме «Поет зима – аукает...», которое написал Сергей Александрович Есенин. Знаменитый композитор, пианист Георгий Васильевич Свиридов не остался равнодушным к этому стихотворению и написал ораторию (музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет).

(Звучит музыка Г. В. Свиридов – «Поет зима, аукает ).

– О какой зиме рассказала вам эта музыка? Чем она вас удивила? (2 контрастных образа, определяют 2-хчастное строение)
– В каком исполнении прозвучала эта музыка? (Многоголосный хор и оркестр)
– Почему Свиридов обращается именно к хоровому исполнению? (Показать многоликость зимы)
– А какова роль оркестра в создании такого образа зимы? (Кружение зимней метели, завывание вьюги)

Проверка домашнего задания. Несколько учащихся получили задание проиллюстрировать музыкальное произведение Г. В. Свиридов – «Поет зима, аукает».

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся, поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Учитель: Давайте теперь подумаем, поразмышляем над содержанием стихотворения С. Есенина.
– Кого напоминает зима в 1 строфе? (Живое существо)
– Прочитайте, какие слова помогают оживить предметы, увидеть что-то новое в знакомом?
– Как зима может петь, аукать и баюкать? – Кого она может баюкать?
– Как называется такой литературный приём? (Олицетворение)
– Обратите внимание на слово «стозвон», как вы его понимаете? (Много разных звуков в лесу – сто звонов – сложное слово, состоит из двух корней)
– Какие слова использует поэт, описывая облака? (Седые) Почему?
– Какое чувство вызывают облака у поэта? (Тоски и грусти) Почему?
– Какое слово усиливает тоску? (Глубокая)
– Чем необычен образ метелицы у поэта? (Ковром шелковым стелется) Этот приём, когда слова используются не в прямом значении, а в переносном, называется метафора.
– Почему автор использует слово «шелковый»? (Показать лёгкость снежной метели) Обратите внимание на ударение в этом слове. Поэт поставил ударение на этот слог, сохранить рифму, народное и поэтическое выражение.
– Какие чувства вызывают у автора воробышки? Докажите (Он жалеет бедных воробышков, сочувствует им). Этот приём называется сравнение (воробышки…как детки сиротливые)
– Подберите синонимы к слову озябли. (Замёрзли, продрогли, окоченели, застыли).
– Почему автор употребил именно это слово – озябли? (Оно звучит мягче, передаёт состояние птичек и отношение к ним автора, слово является просторечным)
– Как изменилось отношение автора к метели в 3 строфе? Как он теперь её называет? (Вьюга)
– Сначала она стелилась шелковым ковром, а теперь?
– Почему метелица у поэта превратилась во вьюгу? Отчего злится метель? (Ей на смену пришла весна)
Есенин «оживляет» природу для того, чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный им. Олицетворение – одно из самых любимых средств художественной выразительности автора, потому что во всём, что окружало поэта, он видел жизнь.

Выступление экспертной группы ХУДОЖНИКИ

Знакомство с репродукцией картины художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима».

– Что изобразил художник?
– Что выступает фоном на картине?
– Какие краски использует художник? Основной цвет?

Выводы: художники, поэты, композиторы стремились в своем творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине через слова, звуки, краски. Зима привлекала их свои волшебством и необычной красотой.
– На сегодняшнем уроке мы научились понимать музыку, живопись и поэзию, как единое целое, называется искусством.

Оценки за урок.

Домашнее задание: Наш урок, посвященный прекрасному времени года «Зима» закончился, когда вы будете идти домой посмотрите на природу глазами поэтов, художников, композиторов. Попробуйте представить себя на их месте, что у вас получится. Всем спасибо за урок.